Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.10.2007 по делу n А33-17175/2005. Отменить определение первой инстанции полностью или в части, Разрешить вопрос по существу (ст.272 АПК РФ)

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

17 октября 2007 года

Дело №

А33-17175/2005к29-03АП-645/2007

г. Красноярск

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кирилловой Н.А.

судей: Филиповой Л.В., Хасановой И.А.

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу  Федеральной налоговой службы России

на определение Арбитражного суда Красноярского края

от «19» июля 2007 года по делу № А33-17175/2005к29

принятое  судьей Григорьевой М.А.,

В судебном заседании участвовали:

от Федеральной налоговой службы России – Ясницкая Н.И., представитель по доверенности от 24.01.2007,

от конкурсного управляющего федерального государственного унитарного предприятия «Шпат» Васильева С.А. – Арцимович Л.С., представитель по доверенности от 01.06.2007

Протокол настоящего судебного заседания велся

Резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 17 октября 2007 года. В полном объеме постановление изготовлено 17 октября 2007 года.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 07.06.2006 федеральное государственное унитарное предприятие «Шпат» (далее – ФГУП «Шпат») признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство сроком до 01.06.2007, конкурсным управляющим назначен Баранов Анатолий Николаевич.

Определением от 07.12.2006 Баранов Анатолий Николаевич  освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ФГУП «Шпат», конкурсным управляющим утвержден  Васильев Сергей Александрович.

Определением от 05.07.2007 срок конкурсного производства в отношении ФГУП «Шпат» продлен на шесть месяцев до 01.12.2007.

Уполномоченный орган  обратился в Арбитражный суд Красноярского края с требованием о включении в реестр требований кредиторов ФГУП «Шпат» суммы текущей задолженности по обязательным платежам по состоянию на 24.05.2007 в  размере 3 214 081 руб., в том числе по налогам – 2 684 859 руб., пени – 324 707 руб., штрафных санкций – 204 515 руб.

Определением Арбитражного суда Красноярского края от 19.07.2007  во включении требования налогового органа в реестр требований кредиторов ФГУП «Шпат» отказано.

Не согласившись с указанным определением, налоговый орган обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит  определение Арбитражного суда Красноярского края от 19.07.2007 отменить и принять по делу новый судебный акт о признании требования уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов ФГУП «Шпат»  суммы задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды обоснованным и подлежащим включению в третью очередь реестра требований кредиторов ФГУП «Шпат» мотивируя следующим:

- общая задолженность ФГУП «Шпат»  по обязательным платежам в бюджет, возникшая  за период конкурсного производства, по состоянию на 24.05.2007 составляет 3 214 081 руб., в том числе по налогам – 2 684 859 руб., пени – 324 707 руб., штрафных санкций – 204 515 руб.;

- в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) требования конкурсных кредиторов и  (или) уполномоченного органа, заявленные после закрытия реестре требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов , включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника;

- согласно пункту 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат  удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и включаются в реестр требований кредиторов третьей очереди.

Конкурсный управляющий  ФГУП «Шпат» считает доводы апелляционной жалобы необоснованными в связи со следующим:

-  в соответствии с пунктом 1 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ  «О несостоятельности (банкротстве)» установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона;

- реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

- сообщение о признании ФГУП «Шпат» банкротом и открытии в отношении него конкурсного производства опубликовано в «Российской газете» от 24.06.2006 № 135 (4101), реестр требований кредиторов ФГУП «Шпат» закрыт 25.08.2006;

- требование уполномоченного органа о включении  в реестр требований кредиторов ФГУП «Шпат» суммы задолженности направлено 25.05.2007, то есть после закрытия реестра требований кредиторов должника;

-реестр требований кредиторов ведется арбитражным управляющим по типовой форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2004 № 233,  в которой  предусмотрено три очереди кредиторов; разделы, предусматривающие сведения о кредиторах, требованиях кредиторов, подлежащих удовлетворению после третьей очереди, в типовой форме отсутствуют;

- требования уполномоченного органа, возникшие после открытия конкурсного производства, не являются внеочередными и подлежат учету в тетради зареестровых требований.

Представитель собственника имущества должника, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по ЭМР, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей не направило, в связи  с чем апелляционная жалоба  рассматривается в его отсутствие.

В судебном заседании представитель уполномоченной органа поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель конкурсного управляющего против  удовлетворения жалобы возражала, мотивируя доводами, изложенными в отзыве на апелляционную жалобу.

В судебном заседании объявлялся перерыв  с 16.10.2007 до  10 час. 00 мин. 17.10.2007. Информация о перерыве  размещена на сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в Интернете, адрес которого  указан в определении о принятии апелляционной жалобы.  После перерыва судебное заседание продолжено с участием тех же представителей сторон.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства: 

24.06.2006 в «Российской газете» № 135 (4101) опубликовано сообщение о признании ФГУП «Шпат» банкротом и открытии в отношении него конкурсного производства

24.05.2007  налоговый орган обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о включении  в реестр кредиторов ФГУП «Шпат» суммы задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды в размере 3 214 081 руб., в том числе 2 684 859 руб. налогов, 324 707 руб. пени и 204 515 руб. налоговых санкций.

В качестве доказательств, подтверждающих размер требований, заявителем представлены налоговые декларации,  а также акт выездной налоговой проверки от 24.10.2006 № 03-11/23, решение от 23.11.2006 № 23 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. В подтверждение принятия мер соблюдения досудебного порядка уполномоченным органом представлены  требования об уплате налогов, решения о взыскании налога за счет денежных средств.

Отказывая в удовлетворении предъявленного требования суд первой инстанции исходил  из того, что обязательство по оплате суммы задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды  возникло у должника после закрытия реестра кредиторов.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В силу пункта 4 статьи 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» от 22.06.2006 № 25, требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи Закона о банкротстве после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности. Названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве, с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди.

Таким образом, для разрешения вопроса о включении подобных требований  в реестр кредиторов дата закрытия реестра кредиторов не имеет правового значения.

Согласно статье 100 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.

Как усматривается из материалов дела, налоговый орган предъявил требование о включении в реестр кредиторов задолженности по  следующим обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды:

- по единому социальному налогу в общей сумме 340 177 руб.  за 2006 год и  1 квартал 2007 года на основании расчетов за 1 квартал 2007 и  налоговой декларации за 4 квартал 2006 года и пени в размере 20 780 руб.;

- по налогу на добавленную стоимость  в размере 486 272 руб.  за май - сентябрь 2006 года, а также за 2003-2006 годы, начисленной на основании  решения от 23.11.2006 № 23 по акту выездной налоговой проверки от 24.10.2006 № 03-11/23; 69 321 руб. пени,  40 101 руб. штрафов;

- по налогу на имущество организаций в размере  850 943 руб. за 3-4 квартал 2006 года, а также за 2003-2006 годы, начисленной на основании  решения от 23.11.2006 по акту выездной налоговой проверки от 24.10.2006 № 03-11/23; 119 343 руб. пени и 92 680 руб. штрафов;

- по земельному налогу  в размере 52 242 руб. за 2-3 квартал 2006 года и 4 292 руб. пени;

- по земельному налогу в размере 58 025 руб. за 2003-2006 годы, начисленной на основании  решения от 23.11.2006 по акту выездной налоговой проверки от 24.10.2006 № 03-11/23, 29 890 руб. пени и 68 784 руб. штрафов;

- 100 руб. штрафа за нарушение сроков подачи налоговой декларации по налогу на прибыль;

- 2 850 руб. штрафа, начисленного на основании  решения от 23.11.2006  по акту выездной налоговой проверки от 24.10.2006 № 03-11/23.

В соответствии с пунктом 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Пунктом 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» разъяснено, что датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода.

В соответствии со статьями 240, 285, 379, 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по единому социальному налогу, налогу на прибыль,  налогу на имущество организаций и земельному налогу  соответственно является календарный год.

Согласно пункту 1 статьи 163 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость является календарный месяц.

Пунктом 1 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уплата налога на добавленную производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

С учетом изложенного, датами окончания налогового периода, а, следовательно, датами возникновения обязанности по уплате налогов, являются:

- по  единому социальному  налогу: за 2006 год – 31 декабря 2006 года,  за  1 квартал  2007 года - 31 декабря 2007 года;

- по налогу на добавленную стоимость: за май 2006 года – 20 июня 2006 года, за июнь 2006 года – 20 июля 2006 года,  за июль 2006 года – 20 августа 2006 года, за август 2006 года – 20 сентября 2006 года, за сентябрь 2006 года – 20 октября 2006 года;

- по налогу на имущество организаций  за 3-4 квартал 2006 года – 31 декабря 2006 года;

- по земельному налогу  за 2-3 квартал 2006 года – 31 декабря 2006 года.

Задолженность по налогам за 2003-2006 гг. в размере 564 999 руб. 68 коп. выявлена налоговым органом по  результатам выездной налоговой проверки, проведенной  в период с 28.07.2006 по 13.10.2006. Решением Межрайонной ИФНС России № 3 по Красноярскому краю, ТАО и ЭАО  от 23.11.2006 № 23 ФГУП «Шпат» привлечено к налоговой  ответственности в виде наложения штрафа в размере  112 999 руб. 93 коп. за неполную уплату налогов и начисления пени  в размере 113 952 руб. 02 коп. за несвоевременную уплату налогов.

Таким образом,  налоговым органом заявлено  требование об уплате обязательных платежей и штрафных санкций,  возникших  после 07.06.2006, даты открытия конкурсного производства в отношении ФГУП «Шпат».

Учитывая, что  требование

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.10.2007 по делу n А74-1052/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а,Прекратить производство по апелляционной жалобе (ст.265, по аналогии со ст.150 АПК)  »
Читайте также