Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.04.2009 по делу n А33-11610/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Красноярск

Дело №

А33-11610/2008-03АП-1010/2009

«17»  апреля 2009 г.

Резолютивная часть постановления объявлена «13» апреля  2009 года.

Полный текст постановления изготовлен          «17» апреля 2009 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего О.И. Бычковой,

судей:  Г.Н. Борисова, Г.А. Колесниковой,

при ведении протокола судебного заседания И.П. Скрипниковой,

при участии представителей:

заявителя: Чубук А.П. – по доверенности от 15.01.2009,

ответчика: Аксаментова Д.М. – по доверенности  № 5 от 11.01.2009,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации  города Красноярска на решение  Арбитражного суда Красноярского края  от «05» февраля 2009 года по делу  № А33-11610/2008, принятое судьей Петроченко Г.Г.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Инновация +Консалтинг+Сервис» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска о признании незаконным пункта 4 распоряжения  от 15 июля 2008 года №362 и приложения к нему (расчет цены выкупа земельного участка) и обязании утвердить новый расчет цены выкупа земельного участка исходя из 5 кратной ставки земельного налога, к администрации  города Красноярска об обязании внести изменения в пункт 4 распоряжения от 15 июля 2008 года №362 в соответствии с новым расчетом цены выкупа земельного участка.

По ходатайству заявителя к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена администрация города Красноярска.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от «05» февраля 2009 года по делу  № А33-11610/2008 заявление удовлетворено.

Не согласившись с данным судебным актом, департамент обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, мотивируя следующими доводами:

-        распоряжение от 15.07.2008 № 362 принято в соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Закона Красноярского края от 24.04.2008 № 5-1581 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае»,

-        цена выкупа земельного участка установлена департаментом правомерно в соответствии с Законом Красноярского края от 24.04.2008 № 5-1581 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», действующим на момент заключения договора купли-продажи земельного участка.

Общество не согласилось с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Администрация города Красноярска, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своего представителя не направила, в связи с чем дело рассматривается в ее отсутствие в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

06 февраля 2008 г. ООО «Инновация+Консалтинг+Сервис» обратилось в департамент  муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска с  заявлением о предоставлении в собственность за плату  земельного участка с кадастровым номером 24:50:07 00 005:0050 площадью 7178 кв.м, на котором расположен объект недвижимости, находящийся на праве собственности у заявителя.

15 июля   2008г. администрацией города Красноярска принято распоряжение № 362 о предоставлении в собственность за плату  ООО   «Инновация+Консалтинг+Сервис» земельного участка (пос. Лалетино, 7 мкрн. Лалетино 7 строение 8).

Заявитель оспаривает пункт 4   распоряжения  администрации  города Красноярска № 362 от 15 июля   2008г. в котором установлена цена выкупа участка в размере 3 476 664 руб. 30 коп. в соответствии с расчетом цены выкупа участка согласно приложению.

В приложении к  распоряжению  администрации  города Красноярска № 362 от 15 июля   2008г. приведен расчет цены выкупа (3 476 664 руб. 30 коп) земельного участка, расположенного по адресу г. Красноярск Свердловский район пос.  Лалетино, 7 мкрн. Лалетино 7 строение 8.

Приложение  к  распоряжению  администрации  города Красноярска № 362 от 15 июля   2008г.,  в котором приведен расчет цены выкупа (3 476 664 руб. 30 коп) земельного участка, расположенного по адресу г. Красноярск Свердловский район пос.  Лалетино, 7 мкрн. Лалетино 7 строение 8,  подписано начальником департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска.

Заявитель не соглашаясь,  с ценой выкупа земельного участка установленной в приложении   к  распоряжению  администрации  города Красноярска № 362 от 15 июля   2008г.  обратился к  начальнику департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска с претензией № 266 от 21 июля 2008г. поскольку,  по мнению заявителя,  цена выкупа земельного участка должна быть установлена  на момент,  когда решение о предоставлении земельного участка должно быть принято в соответствии с законом.   В письменном ответе от 14 августа 2008г. № 36475 на претензию, департамент  муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в лице начальника департамента указал, что цена выкупа определена в период заключения договора купли- продажи в соответствии с Законом Красноярского края от 24 апреля 2008г. № 5-1581. «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае».

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В силу частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления входит их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа на их принятие (совершение), а также наличие нарушений ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения действий (бездействия), лежит на органе, принявшем решение.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления недействительными является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату (пункт 2 статьи 28 Кодекса).

В силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент обращения заявителя 06.02.2008) для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 названной статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 Кодекса, а в случаях, перечисленных в п. 1 ст. 20 Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Порядок определения цены выкупа земельного участка установлен статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ) до 1 января 2010 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.

06 февраля 2008 года ООО «Инновация+Консалтинг+Сервис» обратилось в Департамент  муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска с  заявлением о предоставлении в собственность за плату  земельного участка с кадастровым номером 24:50:07 00 005:0050 площадью 7178 кв.м, на котором расположен объект недвижимости, находящийся на праве собственности у заявителя.

Распоряжение № 362 о предоставлении в собственность за плату  ООО «Инновация+Консалтинг+Сервис» земельного участка (пос. Лалетино, 7 мкрн. Лалетино 7 строение 8) принято администрацией города Красноярска 15 июля  2008 года с определением цены выкупа в соответствии с Законом Красноярского края от 24.04.2008 № 5-1581 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае».

Вместе с тем, в силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении земельного участка принимается органом местного самоуправления в течение месяца со дня поступления соответствующего заявления. Поскольку общество обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка 06.02.2008, срок принятия органом местного самоуправления решения по данному вопросу истекает 07.03.2008.

Поскольку порядок, установленный пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ  является для органов местного самоуправления обязательным, а в соответствии с пунктом 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации условие о цене является существенным условием договора купли-продажи, выкупная цена земельного участка в данном случае должна быть определена на дату, когда орган местного самоуправления должен был издать постановление и направить заявителям проект договора. При расчете выкупной цены исполнительному органу следовало применить тариф, действующий на ту дату, когда следовало принять решение о реализации земельного участка.

До принятия Закона Красноярского края от 24 апреля 2008г. № 5-1581 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» правила определения цены земельного участка устанавливались статьей 1 Закона Красноярского края от 11.11.2002 №4-766 «Об установлении цены земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков».

Согласно статье 1 данного Закона на территории Красноярского края установлена цена земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений и сооружений, объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, а также при отчуждении указанных земельных участков в процессе приватизации в следующих размерах: за земельные участки, расположенные в черте города Красноярска, - в размере пятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что применение правил определения цены земельного участка, установленных Законом Красноярского края от 24.04.2008 № 5-1581 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» неправомерно с учетом истечения 07.03.2008 срока принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка на основании соответствующего заявления общества.

Следовательно, распоряжение администрации и приложение к нему (расчет) в обжалуемой части не соответствуют положениям статьи  36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушают права заявителя, поскольку расчет выкупной цены на земельный участок произведен по ставке, превышающей размер ставки, установленной Законом Красноярского края от 11.11. 2002 №4-766, действующей на дату истечения месячного срока рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка.

Довод апелляционной жалобы о том, что

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.04.2009 по делу n А33-853/2009. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также