Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.03.2009 по делу n А33-13329/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

12 марта 2009 года

Дело №

А33-13329/2008- 03АП-186/2009

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен          12 марта 2009 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Шошина П.В.,

судей: Колесниковой Г.А., Первухиной Л.Ф.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.,

при участии:

от администрации Минусинского района (заявителя) - Сомовой М.В. - представителя по доверенности от 20.01.2009,

от Контрольно-счетной палаты Минусинского района (третьего лица) – Гильгенберга Е.Р. – представителя по доверенности от 06.03.2009 № 16,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Красноярскому краю

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 09 декабря 2008 года по делу № А33-13826/2008, принятое судьей Медведевой О.И.,

установил:

администрация Минусинского района (далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Красноярскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) № 312А от 16.05.2008 о государственной регистрации юридического лица - Контрольно-счетной палаты Минусинского района.

Определением от 15.10.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата Минусинского района (далее - Контрольно-счетная палата).

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 09 декабря 2008 года заявление удовлетворено.

Не согласившись с данным судебным актом, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 10 по Красноярскому краю обратилась с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В апелляционной жалобе инспекция указывает, что при проверке документов по Контрольно-счетной палате, представленных заявителем для государственной регистрации юридического лица при создании, налоговым органом было установлено соответствие указанных документов требованиям к их оформлению и полноте, а также отсутствие оснований для отказа в государственной регистрации. Налоговый орган ссылается также на то, что учитывая заявительный порядок государственной регистрации, регистрирующий (налоговый) орган не проводит правовую экспертизу представляемых на государственную регистрацию документов.

В представленном отзыве на апелляционную жалобу администрация не согласна с доводами заявителя жалобы и считает решение арбитражного суда законным и обоснованным. Возражая против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Администрация Минусинского района мотивирует тем, что представленное при государственной регистрации Контрольно-счетной палаты решение Минусинского районного Совета депутатов № 203-рс от 28.03.2008 не имеет юридической силы и не может служить основанием для осуществления государственной регистрации юридического лица.

Контрольно-счетная палата в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании с жалобой согласились, считая, что порядок государственной регистрации юридического лица регистрирующим (налоговым) органом нарушен не был.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.02.2009 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание на 06.03.2009. В связи с нахождением судьи в командировке рассмотрение дела перенесено на 10.03.2008 о чем лица, участвующие в деле, извещены телефонограммами от 26.02.2009.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства (уведомление о вручении почтового отправления №6601360221453, телефонограмма от 26.02.2009), в судебное заседание не явился. В апелляционной жалобе просил суд апелляционной инстанции провести судебное заседание в отсутствие его представителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:

Решением Минусинского районного Совета депутатов (далее – Совет депутатов) № 74-рс от 24.04.2006 в статью 6 устава Минусинского района внесены дополнения, изменяющие структуру органов местного самоуправления, в соответствии с которыми Контрольно-ревизионная комиссия является контрольным органом муниципального образования, формируемым представительным органом местного самоуправления в соответствии с Положением о контрольном органе муниципального образования.

Минусинский районный Совет депутатов решением № 200-рс от 28.03.2008 внес изменения в статью 6 устава Минусинского района Красноярского края, изложив ее в новой редакции: «Контрольно-счетная палата - контрольный орган муниципального образования, формируемый представительным органом местного самоуправления в соответствии с Положением с контрольно-счетной палате Минусинского района»; статья 8 устава дополнена вновь созданным органом местного самоуправления - Контрольно-счетной палатой с правами юридического лица.

Решением Минусинского районного Совета депутатов № 203-рс от 28.03.2008 утверждено Положение Контрольно-счетной палаты Минусинского района. В пункте 5 решения указано, что оно вступает в силу с момента опубликования.

01.04.2008 в газете «Власть труда» № 35/1 опубликовано решение № 203-рс от 28.03.2008.

15.05.2008 в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 10 по Красноярскому краю обратился уполномоченный представитель Минусинского районного Совета депутатов Гильгенберг Евгений Робертович, представив документы для государственной регистрации юридического лица при создании - Контрольно-счетной палаты Минусинского района: заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме Р11001; положение Контрольно-счетной палаты Минусинского района; решение Минусинского районного Совета депутатов Красноярского края № 203-рс от 28.03.2008.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 10 по Красноярскому краю принято решение № 312А 16.05.2008 о государственной регистрации юридического лица - Контрольно-счетной палаты, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1082455000506. Контрольно-счетной палате выдано свидетельство о государственной регистрации серии 24 №005014340.

Администрация Минусинского района, считая решение налогового органа № 312А от 16.05.2008 не соответствующим действующему законодательству и нарушающим ее права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух оснований - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку на момент государственной регистрации у налогового органа отсутствовали сведения об опубликовании решения Минусинского районного Совета депутатов № 203-рс от 28.03.2008, администрация Минусинского района решение о создании Контрольно-счетной палаты не принимало, регистрация юридического лица привела к необходимости незапланированного финансирования деятельности вновь созданного органа - Контрольно-счетной палаты Минусинского района, решение налогового органа № 312А от 16.05.2008 незаконно и нарушает права и законные интересы заявителя.

Изучив материалы данного дела, проверив в порядке статей 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанций норм материального права и норм процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда в связи со следующим.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением Единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным Законом № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации).

Статья 12 Закона о регистрации содержит полный перечень необходимых документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации создаваемого юридического лица, к числу которых относится решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт «б» статьи 12 Закона о регистрации).

Статья 23 Закона о регистрации предусматривает основания для отказа в государственной регистрации. Согласно пункту 1 указанной статьи отказ в государственной регистрации допускается в случае:

а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.

Следовательно, представление для государственной регистрации документов не соответствующих законодательству Российской Федерации приравнивается к непредставлению документов и является основанием для отказа в государственной регистрации.

В материалы дела налоговым органом представлено регистрационное дело Контрольно-счетной палаты Минусинского района. Согласно описи к указанному делу в нем содержится: заявление по форме Р11001; решение Минусинского районного Совета депутатов Красноярского края № 203-рс от 28.03.2008, положение Контрольно-счетной палаты Минусинского района.

Суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о не соответствии решения налогового органа № 312А от 16.05.2008 о государственной регистрации юридического лица - Контрольно-счетной палаты статье 12 Закона регистрации.

Оспаривая решение налогового органа № 312А от 16.05.2008, заявитель ссылается на наличие противоречий между текстом решения, принятого 28.03.2008 на 23-ей очередной сессии Минусинского районного Совета депутатов, и текстом решения, предъявленного в налоговый орган в качестве необходимого документа для регистрации юридического лица.

Пунктом 2 решения Минусинского районного Совета депутатов Красноярского края № 203-рс от 28.03.2008 представленного в налоговый орган для государственной регистрации (л.д.50) предусмотрено создание юридического лица - Контрольно-счетной палаты. В пункте 5 указанного решения содержится положение, согласно которому решение вступает в силу с момента опубликования. В материалах дела отсутствуют и в суд апелляционной инстанции не представлено сведений об опубликовании решения с текстом вышеуказанного содержания.

В соответствии с протоколом 23-ей очередной сессии Минусинского районного Совета депутатов (л.д.57-60) по шестому вопросу повестки дня «Об утверждении Положения Контрольно-счетной палаты Минусинского района» принято решение № 203-рс, опубликованное в газете «Власть труда» от 01.04.2006 за № 35/1 (л.д.70). При этом, в тексте данного решения отсутствуют сведения о создании юридического лица – Контрольно-счетной палаты Минусинского района. Согласно справке главного редактора газеты «Власть труда» исх. № 53 от 27.08.2008 решение Минусинского районного Совета депутатов № 203-рс от 28.03.2008 опубликовано 01.04.2008 в газете «Власть труда» в номере 35/1. Иных решений Минусинского районного Совета депутатов за № 203-рс от 28.03.2008 не опубликовалось.

Как предусмотрено статьей 47 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.03.2009 по делу n А33-149/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также