Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.09.2015 по делу n А33-859/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

09 сентября 2015 года

Дело №

 А33-859/2015

г. Красноярск

 

Резолютивная часть постановления объявлена «08» сентября  2015 года.

Полный текст постановления изготовлен          «09» сентября  2015 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Бабенко А.Н. ,

судей: Ишутиной О.В., Радзиховской В.В.

при ведении протокола судебного заседания  секретарем Козловой Т.Е.

при участии:

от ответчика (ОАО «РЖД»): Халецкий Д.П., представитель по доверенности от 05.03.2015,

от истца (общества с ограниченной ответственностью «Боготольский вагоноремонтный завод»): Верещак С.В., представитель по доверенности от 25.03.2015

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО «РЖД» на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «09» июля 2015 года по делу № А33-859/2015, принятое судьёй Красовской С.А.

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Боготольский вагоноремонтный завод" (ИНН 2444002525, ОГРН 1022401223899, г. Боготол) (далее - ООО "Боготольский вагоноремонтный завод", ООО «БВРЗ»,  истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала Красноярская железная дорога (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, г. Красноярск) (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании 205 011  рублей  пени в связи с нарушением срока доставки порожних вагонов.

Определением Арбитражного суда Красноярского края от 29.01.2015 исковое заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.

Определением от 23.03.2015  суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от  09.07.2015 исковые требования удовлетворены  в полном объеме.

Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просил отменить обжалуемое решение, в обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, указал,  суд необоснованно отклонил  довод ответчика  об увеличении срока доставки  на одни  сутки в соответствии   с отметкой  грузоотправителя, сделанными в железнодорожных  накладных,  а также необоснованно применил к указанному доводу              п. 6.5 Правил исчисления сроков  доставки   грузов железнодорожным транспортом;  суд необоснованно  сослался  на Постановление  Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 13.11.2012 № 8377/12;  судом первой инстанции не учтены положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Определением  Третьего арбитражного апелляционного суда жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 08.09.2015.

 От истца в материалы дела поступил отзыв, в котором доводы апелляционной  жалобы отклонены.

Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе,  представитель истца  ее доводы отклонил.

При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.

Между ОАО «РЖД» (перевозчик) и ООО «БВРЗ» (владелец) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО «Боготольский вагоноремонтный завод», примыкающего к станции Боготол Красноярской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» при обслуживании локомотивом владельца от 16.10.2012 № 2/704 в редакции протокола согласования разногласий от 24.12.2012.

В соответствии с пунктом 1 настоящего договора осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, подача и уборка вагонов на/с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу ООО «Боготольский вагоноремонтный завод», который находится на продолжении ходового пути № 41 ВЧДЭ-1 станции Боготол Красноярской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», обслуживаемого локомотивом владельца.

Пунктом 5 договора предусмотрено, что подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению.

Согласно пункту 6 договора подача вагонов со станции Боготол через ходовой путь               № 41 «а» на железнодорожный путь необщего пользования № 11 от предельного столбика стрелки № 708 до тупикового упора ж.д. столбика стрелки № 713 через ходовой путь № 41 «а» на станцию Боготол производится локомотивом перевозчика.

В феврале – марте 2014 года ОАО «РЖД»  (перевозчиком) осуществлялась доставка ООО «БВРЗ» (грузополучателю) порожних не принадлежащих перевозчику вагонов-цистерн по следующим транспортным железнодорожным накладным №№ Э3892166, Э3878772, Э3946180, Э3995487, Э3995428, Э3995455, Э3995392, Э3995470, ЭИ183341, ЭИ014270, Э3745903, Э3745851, Э3648916, Э3946450, Э3693200, Э3617356, ЭИ087953, Э3938561, Э3938513, Э3938575, Э3837294, ЭИ311414, ЭИ251805, ЭИ251933, ЭИ311533, ЭИ251873, Э3963767, ЭИ354870, Э3182592, ЭИ305974, ЭИ374562, Э3990762, Э3480928, ЭИ053816, ЭИ311758, ЭИ374441, ЭИ675359, ЭИ460452, ЭИ443525, ЭИ108110, ЭИ631763, ЭИ565620, ЭИ738122, ЭИ741522, ЭИ742191, ЭЙ002248, Э3521082, ЭИ311952, ЭИ403818, ЭИ955926, ЭИ956079, ЭИ940441, Э3704502, Э3647409, Э3648852, Э3648830, Э3699066, Э3665047, ЭИ007543, ЭЙ234823, ЭЙ234702, ЭЙ234891, ЭИ566941, ЭИ955465, ЭЙ099439, ЭЙ304983, ЭЙ235047.

Исходя из даты отправки, даты прибытия, расстояния, нормы суточного пробега, нормативного срока доставки, истцом установлена просрочка в доставке по указанным накладным.

Истцом в материалы дела представлены акты общей формы, согласно которым установлены несвоевременная доставка груза грузополучателю по спорным накладным.

В обоснование фактической подачи порожних вагонов локомотивом перевозчика на станцию назначения - Боготол Красноярской железной дороги истцом представлены памятки приемосдатчика.

В связи с тем, что грузоперевозчик допустил просрочку по доставке порожних вагонов, истец на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации начислил пени в размере 205 011 руб., которую перевозчику предложено уплатить претензиями от 26.02.2014 № 338, от 06.03.2014 № 434, от 11.03.2014 № 441, от 28.03.2014 № 603, от 03.04.2014 № 657, от 07.04.2014 № 665, от 21.04.2014 № 775, от 21.04.2014 № 776, от 21.04.2014 № 777, от 23.04.2014 № 786, от 23.04.2014 № 787.

Претензии отклонены перевозчиком в полном объеме.

Поскольку ответчик не уплатил пени за просрочку доставки порожних вагонов, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Согласно части 1  статьи  71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с пунктом 1  статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Проверив законность и обоснованность решения  суда первой инстанции  в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

Фактически между истцом и ответчиком сложились отношения, вытекающие из договора перевозки, отношения по которому регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (статья 793 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 329, части 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться, кроме прочего, неустойкой (штрафом, пеней), под которой понимается определенная законом или договором денежная сумма, подлежащая уплате должником кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

В статье 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации указано на обязанность перевозчиков доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.

Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.

Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.

Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.

Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.

Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.

За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 настоящего Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.

Порядок исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом определен Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС Российской Федерации от 18.06.2003 № 27 (далее – Правила от 18.06.2003 № 27), разработанными в соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Согласно абзацу 6 пункта 10 Правила от 18.06.2003 № 27 порожний вагон, не принадлежащий перевозчику, считается доставленным в срок, если он прибыл на железнодорожную станцию назначения до истечения срока доставки и может быть передан в распоряжение грузополучателя или владельца железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей, о чем перевозчик уведомляет грузополучателя.

Учитывая содержание приведенной нормы,  суд первой инстанции правомерно указал, что для того, чтобы порожний вагон мог считаться доставленным в срок, он должен не только прибыть на станцию назначения до истечения срока доставки, о чем перевозчик обязан уведомить грузополучателя, но и способен быть передан в распоряжение грузополучателя или владельца путей необщего пользования.

Из представленных в материалы дела документов (транспортных железнодорожных накладных и памяток приемосдатчика) следует, что вагоны, о прибытии которых уведомляет перевозчик грузополучателя, владельца путей необщего пользования ООО «БВРЗ», передаются в распоряжение владельца по истечении некоторого периода времени с момента прибытия, следовательно, несмотря на прибытие вагонов на станцию назначения, возможность передачи их в распоряжение грузополучателя, владельца пути необщего пользования ООО «БВРЗ» у ответчика ОАО «РЖД» отсутствует.

Из материалов дела следует, что ООО «БВРЗ» является владельцем железнодорожного пути необщего пользования, расположенного на продолжении ходового пути № 41 ВЧДЭ-1 станции Боготол Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД».

Путь необщего пользования ООО «БВРЗ» обслуживается локомотивом владельца (истца), подача и уборка вагонов на путь необщего пользования ООО «БВРЗ» производится перевозчиком (ответчиком) на основании договора на эксплуатацию пути необщего пользования от 16.10.2012 № 2/704.

В соответствии с пунктом 6 данного договора подача вагонов со станции Боготол через ходовой путь № 41 «а» на железнодорожный путь необщего пользования № 11, а также уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования на станцию Боготол производится локомотивом перевозчика (ОАО «РЖД»).

Согласно статье 20 Устава железнодорожного транспорта о времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку перевозчик уведомляет грузоотправителей не позднее, чем за 2 часа до такой подачи.

При

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.09.2015 по делу n А74-2870/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также