Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18.08.2015 по делу n А69-1400/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

19 августа 2015 года

Дело №

 А69-1400/2015

г. Красноярск

 

Резолютивная часть постановления объявлена «12» августа  2015 года.

Полный текст постановления изготовлен          «18» августа  2015 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  -  Борисова Г.Н.,

судей: Морозовой Н.А., Севастьяновой Е.В.,

секретаря судебного заседания Елистратовой О.М.

в отсутствии лиц, участвующих в деле,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Тыва

на решение Арбитражного суда Республики Тыва

от «05» июня 2015 года по делу № А69-1400/2015, принятое судьёй Чамзы-Ооржак А.Х.

установил:

 Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва (далее – заявитель, Отделение Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов г. Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств Салчак В.В. (далее – судебный пристав-исполнитель) о признании постановления от 30.04.2015 № 12341/15/17002-ИП о возбуждении исполнительного производства незаконным.

Решением Арбитражного суда Республики Тыва от «05» июня 2015 года в удовлетворении заявленного требования отказано.

Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, неправомерным является вывод суда о том, что у судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания для возвращения исполнительного листа взыскателю по принудительному взысканию денежных средств с заявителя, считает, что постановлением судебного пристава-исполнителя нарушены права и законные интересы заявителя.

Судебный пристав-исполнитель отзыв на апелляционную жалобу заявителя не представил.

Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили.

От заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.

Постановлением от 30.04.2015 № 12341/15/17002-ИП судебного пристава - исполнителя в отношении государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва возбуждено исполнительное производство.

Указанное исполнительное производство возбуждено на основании исполнительного листа от 30.01.2015 ФС № 000064511, выданного Арбитражным судом Республики Тыва по делу № А69-1086/2011.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился с заявлением в Арбитражный суд Республики Тыва, считая его незаконным и подлежащим отмене, в силу того, что оно нарушает права и законные интересы, возлагая обязанность по исполнению требований относительно исполнительного листа в порядке непредусмотренном законодательством Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

В силу части 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Согласно части 1 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другим федеральным законом, по правилам, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено названным Законом.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 31 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений) исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Пунктом 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета. В случае если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (пункт 13 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 3.1 Методических рекомендаций по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных приказом от 15.05.2009 № 195 Федеральной службы судебных приставов, установлено, что в случае открытия федеральным бюджетным учреждениям, бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации и муниципальным бюджетным учреждениям счетов в учреждении Банка России или в кредитной организации исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, производится в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Исполнительные листы о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений всех уровней подлежат приему и исполнению структурными подразделениями территориальных органов ФССП России.

При таких обстоятельствах после возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель направляет запрос в налоговый орган о наличии у должника счетов в учреждениях Банка России или в кредитных организациях.

При установлении счетов в учреждениях Банка России или в кредитных организациях судебный пристав-исполнитель проверяет наличие на них денежных средств. При отсутствии у должника счетов в Банке России или кредитных учреждениях, а также отсутствии (недостаточности) на них денежных средств исполнительные документы подлежат возврату взыскателям по основаниям подпункта 4 пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительные производства - окончанию в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 47 указанного закона.

В соответствии с подпунктами 2, 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию.

Таким образом, запрашивание информации является исполнительным действием и может осуществляться лишь в рамках исполнительного производства.

Исполнительный лист от 05.03.2014 серии ФС № 000064511 выдан Арбитражным судом Республики Тыва согласно постановлению Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.07.2014 по делу А69-1086/2011, на основании которого взысканы с Отделения Пенсионного фонда в пользу Ягъяева Наримана Эмирсановича денежные средства в размере 370 725 рублей 26 копеек.

При этом в материалах исполнительного производства отсутствуют сведения о наличии у заявителя счетов, открытых в учреждения Банка России или иной кредитной организации, а заявителем не представлены суду доказательства того, что при обращении Ягъяева Н.Э. с заявлением о возбуждении исполнительного производства у судебного пристава - исполнителя имелись сведения об открытых счетах заявителя в кредитных учреждениях.

Следовательно, на момент получения исполнительного документа у судебного пристава-исполнителя отсутствовали сведения о наличии или об отсутствии у должника счетов, открытых в учреждении Банка России или кредитной организации, соответственно, судебный пристав-исполнитель обязан в порядке статьи 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»  провести проверку на предмет их установления.

В связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у судебного пристава-исполнителя отсутствовали правовые основания для вынесения постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Статья 31 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства. К таким основаниям, в силу пункта 4 части 1 указанной статьи, относится поступление на исполнение документа, не являющегося исполнительным либо не соответствующего требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в исполнительном документе, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должны быть указаны, в том числе сведения о должнике и взыскателе: для организаций - наименование, место нахождения, фактический адрес (если он известен), дата государственной регистрации в качестве юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика.

Статьей 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлены требования, предъявляемые к содержанию исполнительного листа арбитражного суда.

Судом апелляционной инстанции установлено, что представленный исполнительный лист содержит следующую информацию о должнике: наименование должника – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва; место его нахождение – Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, д. 18; основной государственный регистрационный номер (ОГРН) 1021700511216; идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) 1701010070; дата регистрации 03.12.2002.

Сведения о должнике и взыскателе отражены в исполнительном листе в требуемом действующим законодательством объеме, соответственно, на момент принятия постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель располагал достаточной информацией о должнике по исполнительному документу.

Следовательно, у судебного пристава-исполнителя Салчак В.В. отсутствовали правовые основания для отказа в возбуждении исполнительного производства  и возвращения исполнительного листа взыскателю.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое постановление от 30.04.2015 № 12341/15/17002-ИП о возбуждении исполнительного производства является законным и обоснованным, а судебный пристав-исполнитель действовал в соответствии с действующим законодательством и не допустил нарушений прав и законных интересов заявителя.

С учетом изложенного  решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.

В соответствии с частью 2 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

решение Арбитражного суда Республики Тыва от «05» июня 2015 года по делу                № А69-1400/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

Г.Н. Борисов

Судьи:

Н.А. Морозова

Е.В. Севастьянова

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18.08.2015 по делу n А74-1499/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также