Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.11.2008 по делу n А33-6962/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

«17» ноября 2008 г.

Дело №

А33-6962/2008-03АП-2974/2008

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «14» ноября 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен          «17» ноября 2008 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Гуровой Т.С.,

судей: Магда О.В., Радзиховская В.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савченко Г.А.,

при участии:

от Прокуратуры Красноярского края (истца) – Балыковой Е.С., прокурора ,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика – Управления внутренних дел по Советскому району города Красноярска

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «18» августа 2008 года по делу № А33-6962/2008, принятое судьей Трубачевым И.Г.,

установил:

 

Прокурор Красноярского края (далее по тексту также истец) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Управлению внутренних дел по Советскому району города Красноярска и к обществу с ограниченной ответственностью «Техинвест» о признании недействительным в силу ничтожности договора от 13 июля 2007 года о взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу, заключенного между Управлением внутренних дел по Советскому району города Красноярска и обществом с ограниченной ответственностью «Техинвест».

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 18 августа 2008 года исковые требования удовлетворены.

Суд признал заключенный 13 июля 2007 года между Управлением внутренних дел по Советскому району города Красноярска и обществом с ограниченной ответственностью «Техинвест» договор о взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке недействительной ничтожной сделкой. С общества с ограниченной ответственностью «Техинвест» и Управления внутренних дел по Советскому району города Красноярска взыскано в доход федерального бюджета по 1 000 руб. государственной пошлины.

Не согласившись с данным судебным актом, Управление внутренних дел по Советскому району города Красноярска обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Красноярского края от 18 августа 2008 года и принять по делу новый судебный акт.

По мнению заявителя жалобы, обжалуемое им решение незаконно и необоснованно. В судебном заседании не было представлено доказательств наличия признаков ограничения конкуренции в результате действия оспариваемого договора. Заключение договора о взаимодействии предусмотрено пунктом 10 Правил задержания транспортных средств, помещения их на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 года № 759, во исполнение части 5 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данные правила не предъявляют к органам внутренних дел требований об информировании всех участников товарного рынка по оказанию услуг транспортировки и хранения транспортных средств о намерении заключить договор о взаимодействии. Данные отношения носят административно-правовой характер, следовательно, к ним не может быть применен Федеральный закон № 135-ФЗ, а договор не может быть признан недействительным.

Кроме того, перед заключением договора ответчиком были направлены уведомления с предложением заключения такого договора нескольким участникам рынка по оказанию услуг транспортировки и хранения автомототранспорта, которые имеются в материалах дела.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2008 года апелляционная жалоба Управления внутренних дел по Советскому району города Красноярска принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 14 ноября 2008 года.

В судебное заседание представители Управления внутренних дел по Советскому району города Красноярска и общества с ограниченной ответственностью «Техинвест», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (уведомления о вручении почтового отправления № 66013602093291, № 66013602093307) не прибыли. От общества с ограниченной ответственностью «Техинвест» отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

В силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей названных выше лиц.

Представитель истца отклонил доводы апелляционной жалобы и представил суду письменный отзыв, в котором указал на отсутствие у истца обязанности доказывания факта ограничения прав конкретных хозяйствующих субъектов с силу положений статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции». Действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений прав на оказание платных услуг по транспортировке и хранению задержанных транспортных средств, товарный рынок данных услуг признается равнодоступным для любых его участников. Законодатель не ставит право прокурора на обращение в суд в зависимость от обоснования наличия чьих-либо нарушенных прав и законных интересов. В силу абзаца 2 части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами исполнительной власти Российской Федерации. Оспариваемый договор повлек нарушение публичных интересов, поскольку нарушил установленный законодателем порядок привлечения субъектов предпринимательской деятельности к предоставлению услуг по транспортировке и хранению задержанных транспортных средств.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

13 июля 2007 года между Управлением внутренних дел по Советскому району города Красноярска (Орган внутренних дел) и обществом с ограниченной ответственностью «Техинвест» (организация) подписан договор о взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу (л.д. 35).

Согласно пункту 1.1 договора Орган внутренних дел в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 года № 759 «Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации» передает задержанное транспортное средство, а организация осуществляет их хранение и выдачу.

В соответствии с пунктом 1.2 договора хранение транспортных средств осуществляется на специализированной стоянке, расположенной по адресу: 660061, г. Красноярск, Центральный район, ул. Шахтеров, 71А.

Разделом 2 договора от 13 июля 2007 года предусмотрены обязанности сторон.

Пунктом 2.1.1 договора предусмотрены следующие обязанности Органа внутренних дел: передавать заявку о задержанном транспортном средстве для помещения его на специализированную стоянку в организацию, сообщая при этом диспетчеру или иному сотруднику организации данные сотрудника, подавшего заявку, номер нагрудного знака, а также место, время, причину задержания, данные о транспортном средстве.

Организация в пункте 2.2 договора обязалась круглосуточно производить прием и учет заявок Органа внутренних дел на помещение задержанных транспортных средств на специализированные стоянки; осуществлять хранение и транспортировку задержанного транспортного средства с соблюдением необходимых требований по сохранности имущества; вести учет задержанных транспортных средств на стоянках в порядке, установленном МВД России; производить выдачу задержанного транспортного средства водителю на основании разрешения (в письменной форме) должностного лица Органа внутренних дел.

Согласно пункту 4.1 договора, настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует до 31 декабря 2007 года. В случае, если за один месяц до истечения срока действия договора ни одна из сторон не заявит о желании его расторгнуть, договор считается пролонгированным на следующий календарный год.

Указывая на нарушение при заключении указанного выше договора пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Прокурор Красноярского края обратился в арбитражный суд с требованием о признании указанного договора недействительным на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами, в том числе путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.

Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 32 совместного с Пленумом Верховного Суда Российской Федерации постановления от 1 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», Гражданский кодекс Российской Федерации также не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.

В соответствии со статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации, в силу ее признания таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Как следует из материалов дела, истец оспаривает законность заключения ответчиками договора от 13 июля 2007 года о взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу

Согласно пункту 1.1 данного договора Управление внутренних дел по Советскому району города Красноярска в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 года № 759 «Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации» передает задержанное транспортное средство, а общество с ограниченной ответственностью «Техинвест» осуществляет их хранение и выдачу.

Согласно пункту 4.1 договора, настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует до 31 декабря 2007 года. В случае, если за один месяц до истечения срока действия договора ни одна из сторон не заявит о желании его расторгнуть, договор считается пролонгированным на следующий календарный год.

Как следует из объяснений начальника Управления внутренних дел по Советскому району города Красноярска от 22 мая 2008 года (л.д. 22) указанный выше договор был пролонгирован на 2008 год.

Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об обоснованности требований истца в виду следующего.

В соответствии с пунктом 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 года № 759 «Об утверждении правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации», взаимодействие должностных лиц органов внутренних дел и органов государственной инспекции по маломерным судам с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу, осуществляется на основе типового договора, утверждаемого соответственно Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В силу части 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под товарным рынком, в рамках данного закона понимается, сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Услуги, по смыслу пункта 1 приведенной выше статьи, являются одним из видов товара.

Сфера оказания услуг по транспортировке и хранению задержанных транспортных средств подпадает под понятие товарного рынка, установленное статьей 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В силу пункта 7 части 1 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задержание транспортного средства является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении, применяемой в целях пресечения административного правонарушения, и данная услуга оказывается водителям задержанных транспортных средств принудительно, при отсутствии у водителей

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.11.2008 по делу n А33-7569/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также