Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.11.2008 по делу n А33-5458/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

10 октября 2008 года

Дело №

А33-5458/2008-03АП-2802/2008

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2008 года

Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2008 года

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Хасановой И.А.,

судей:  Гуровой Т.С., Радзиховской В.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Савченко Г.А.,

при участии:

от истца Картышовой Е.А. – представителя по доверенности от 01 апреля 2008 года,

от ответчика Субботиной Ю.В. – представителя по доверенности от 14 ноября 2006 года,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца – закрытого акционерного общества «Юкос-Транссервис» в лице филиала в г. Ачинске, г. Ачинск Красноярского края

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 17 июля 2008 года по делу № А33-5458/2008, принятое судьей Бычковой Л.К.,

установил:

закрытое акционерное общество «Юкос-Транссервис» в лице филиала в г. Ачинске (далее – истец, ЗАО «Юкос-Транссервис») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала Красноярская железная дорога (далее – ответчик, ОАО «РЖД»), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о взыскании 94 001 руб. 04 коп. пени за просрочку доставки порожних цистерн

Решением суда от 17 июля 2008 года исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскано 47 000 руб. штрафа и 3 320 руб. 03 коп. государственной пошлины. В остальной части иска отказано. Истцу возвращена из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3 898 руб. 37 коп.

Не согласившись с судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 17 июля 2008 года изменить, взыскать с ответчика пеню за просрочку доставки порожних цистерн в сумме 94 001 руб. 04 коп.

По мнению истца, решение суда первой инстанции необоснованно, незаконно, принято с нарушением норм материального и процессуального права, на основании следующего:

- суд первой инстанции необоснованно применил статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку ответственность перевозчика за просрочку в доставке вагонов (как груженных, так и порожних) наступает независимо от реального причинения убытков грузоотправителю (грузополучателю), следовательно, штрафной характер предусмотрен в форме законной исключительной неустойки, которая исчисляется в процентном отношении к размеру железнодорожного тарифа;

- начисленная истцом неустойка не превышает размера установленной перевозчиком провозной платы. При перевозке груза фактически железная дорога сама взимает плату и рассчитывает неустойку по тем размерам, которые установлены в Уставе железнодорожного транспорта Российской Федерации;

- доказательства, подтверждающие взыскание пени явно несоразмерной последствиям нарушения обязательства по доставке порожних вагонов, а также освобождения от ответственности, ответчик не представил;

- ответчик несет ограниченную ответственность только в рамках Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, поэтому требование о взыскании неустойки в порядке статьи 97 указанного Устава является единственным средством компенсации потерь, понесенных истцом в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком условий договора перевозки.

Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на не представление доказательств, подтверждающих:

- причинение истцу убытков, либо наступление каких-либо неблагоприятных последствий в результате нарушения срока доставки цистерн, подача цистерн перевозчиком осуществлялась своевременно и в размере согласованной заявки;

- понесение истцом каких-либо неблагоприятных последствий в виде уплаты штрафов, неустоек, и иных санкций;

- что в спорный период истцу не подавались вагоны, в связи с чем, истец не мог отгружать продукцию, либо, что ответчиком были не выполнены заявки на подачу цистерн.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

В соответствии с накладной № ЭД 151440 (л.д.15-16) 25 июня 2007 года после выгрузки нефтепродуктов со станции Крабовая Дальневосточной железной дороги в адрес ЗАО «Юкос-Транссервис», являющегося владельцем подвижного состава, на станцию приписки Новая Еловка Красноярской железной дороги ответчиком были отправлены 28 порожних цистерн №№ 50739655, 51517282, 51292258, 50997147, 51293512, 51480911, 50905389, 50905363, 50911551, 51454676, 50909365, 51306074, 51586014, 51298420,50900950, 51273795, 51389559, 51386621, 51356400,50672476, 51293686, 50941871, 51479384, 50997048, 51434389,51425338, 51388361, 51586477. Срок доставки указанных порожних цистерн, согласно отметке в дорожной ведомости, определен 11 июля 2007 года.

Согласно дополнительным письменным пояснениям истца от 14 июля 2008 года с исх. №1615 (л.д.62-64), ответчиком при определении срока доставки в накладной № ЭД 151440 допущена ошибка. Срок доставки истекает не 11 июля 2007 года, а 12 июля 2007 года. Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков рассчитываются в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом (утверждены Приказом МПС РФ от 18.06.03 № 27). Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема груза для перевозки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки груза, указывает перевозчик в транспортной ж.д. накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.

Из представленного истцом расчета следует, что срок доставки должен быть рассчитан следующим образом:

5567 км. (общее расстояние) / 400 км. (ежесуточный пробег) = 14 суток на доставку;

+ 2 суток - в соответствии с пунктом 5.1 Правил доставки грузов - на операции, связанные с отправлением и прибытием;

+ 1 сутки на доставку опасных грузов в соответствии с пунктом 5.12 Правил.

Исходя из вышеизложенного, истец ссылается на то, что просрочка в доставке 12-ти порожних цистерн №№ 51389559, 51386621, 51356400 ,50672476, 51293686, 50941871, 51479384, 50997048, 51434389, 51425338, 51388361, 51586477, по накладной № ЭД 151440 составила 2 суток.

За несоблюдение ответчиком сроков доставки цистерн истец начислил пени, о чем сообщил ответчику в претензионном письме от 10 августа 2007 года № 1610 (л.д.9). В направленном истцом ответчику письме от 14 августа 2007 года № 1636 в связи с уточнением суммы пени ответчику предложено уплатить сумму пени в размере 329 003 руб. 64 коп. (л.д.11).

В ответ на претензию истца № 1610 от 10 августа 2007 года и письмо № 1636 от 14 августа 2007 года ответчик извещением от 14 сентября 2007 года № НФЮ-17116 отказался удовлетворить претензионные требования со ссылкой на отсутствие просрочки доставки грузов по накладной № ЭД 151440 (л.д.13).

Истец, ссылаясь на просрочку доставки ответчиком порожних цистерн на 2 суток, обратился в арбитражный суд первой инстанции с иском о взыскании пени предусмотренной статьей 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, Третий арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в частности из договоров и иных сделок.

Согласно пункту 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Из материалов дела следует, что ответчик допустил просрочку доставки 12-ти порожних цистерн (№№ 51389559, 51386621, 51356400 ,50672476, 51293686, 50941871, 51479384, 50997048, 51434389, 51425338, 51388361, 51586477), до станции Новая Еловка Красноярской железной дороги принадлежащих ЗАО «Юкос-Транссервис». Данная просрочка послужила основанием для обращения истцом в арбитражный суд с иском о взыскании пеней на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Суд первой инстанции правомерно квалифицировал обязательственные отношения сторон как отношения, обусловленные договором перевозки груза железнодорожным транспортом, и применил соответственно положения главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Согласно статье 25 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанные транспортные железнодорожные накладные и выданные на их основании перевозчиком грузоотправителю квитанции о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.

В соответствии с договором перевозки груза, перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза.

Из пункта 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В соответствии со статьей 33 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов. Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов. Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей. Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы. За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 настоящего Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.

В соответствии с пунктом 2 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденным приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27 исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления". Нормативные сроки доставки грузов, в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов. Неполные сутки при исчислении сроков доставки грузов считаются за полные. Расчетное время - московское.

Факт просрочки доставки на 2 суток 12-ти порожних цистерн, принятых открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" к перевозке, подтверждается накладной № ЭД 151440, из которой усматривается, что отправленные двенадцать порожних цистерн в адрес закрытого акционерного общества «ЮКОС-Транссервис» на станцию Новая Еловка Красноярской железной дороги прибыли 14 июля 2007 года, тогда как срок доставки 12-ти порожних цистерн, истек 12 июля 2007 года.

Документы, подтверждающие, что просрочка в доставке 12-ти порожних цистерн произошла вследствие обстоятельств непреодолимой силы, эпидемии или иных независящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, ответчиком не представлены.

Согласно статье 97 Устава железнодорожного

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.11.2008 по делу n А33-11208/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также