Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 по делу n А33-17140/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

10 февраля 2015 года

Дело №

 А33-17140/2014

г. Красноярск

 

Резолютивная часть постановления объявлена «04» февраля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен          «10» февраля 2015 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Магда О.В.,

судей: Белан Н.Н., Ишутиной О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Грищенко Ю.А.,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Ирбейский разрез»: Пузыревой С.Н. – представителя по доверенности от 16.12.2013,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ирбейский разрез»

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «27» октября 2014 года по делу №А33-17140/2014, принятое судьёй Хорошевой Н.В.,

установил:

 

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала «Красноярская железная дорога» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) (далее – ОАО «РЖД», истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Ирбейский разрез» (ИНН 2460065956, ОГРН 1042401807865) (далее – ООО «Ирбейский разрез», ответчик) о взыскании 408 050 рублей штрафа.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 27.10.2014 иск удовлетворен. С общества с ограниченной ответственностью «Ирбейский разрез» в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Красноярской железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» взысканы 408 050 рублей штрафа, а также 11 161 рубль судебных расходов по государственной пошлине.

Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение арбитражного суда от 27.10.2014 отменить и принять новый судебный акт, удовлетворив ходатайство ответчика о снижении суммы штрафа до размера провозной платы на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации ввиду ее явной несоразмерности.

Истец в возражениях на апелляционную жалобу пояснил, что ответственность, установленная статьями 98, 102 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, является санкцией, а не возмещение причиненных убытков. Применение статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании штрафов за внесение недостоверной информации грузоотправителем в железнодорожную транспортную накладную недопустимо.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение арбитражного суда от 27.10.2014 и принять по делу новый судебный акт.

Истец в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, что подтверждается материалами дела (отчетом о публикации судебных актов в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/)).

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При повторном рассмотрении настоящего дела в порядке апелляционного производства арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.

30 марта 2014 года со станции Ирбейская Красноярской железной дороги по железнодорожной накладной ЭЙ881345 ООО «Ирбейский разрез» (грузоотправитель) отправлен вагон №55311161 с грузом – уголь бурый до станции назначения Благовещенск.

Погрузка груза осуществлялась грузоотправителем, масса груза в вагоне 55311161 определена и указана в железнодорожной накладной грузоотправителем - 69 500 кг, масса нетто – 69 400 кг, масса тары – 24 100 кг, масса брутто – 93 500 кг.

Согласно досылочной дорожной ведомости от 01.04.2014 №ЭЙ969331 вагон №55311161 дослан к отправке №ЭЙ881345 по коммерческой неисправности со ссылкой на акт от 01.04.2014 № 31552, сведения о грузе указаны те же, что в основной накладной, имеется отметка о составлении коммерческого акта от 01.04.2014 № 229.

01.04.2014 на станции Иркутск-Сортировочный Восточно-Сибирской железной дороги произведена контрольная перевеска вагона №55311161 на вагонных тензометрических весах в движении (заводской номер №209, учетный номер ВЭ-209), максимальный предел взвешивания 200000 кг, дата последней поверки на момент взвешивания 12.02.2014.

Результаты измерения веса показали, что вес брутто составил 96 800 кг, вес тары – 24100 кг, вес нетто 72 700 кг.

По документу значится грузоподъёмность 69 500 кг, вес брутто 93 500 кг, тара 24 100 кг, вес нетто 69 400 кг. Согласно рекомендации МИ 3115-2008 масса груза с учетом предельного отклонения результата измерения 1,54% масса нетто погрешности составляет 1 069 кг. В результате расчета излишек массы против грузоподъемности вагона 2 131 кг. Вес нетто с учетом погрешности 71 631 кг.

Данный факт зафиксирован путем составления коммерческого акта от 01.04.2014 №ВСБ1404083/229 и актов общей формы от 31.03.2014 № 93000-4-П/498, от 01.04.2014 №31664.

В соответствии с актами общей формы от 03.04.2014 №33370 и от 03.04.2014 №8846 при дозировке вагона после контрольной перевески, излишки массы против грузоподъемности выгружены в количестве 1 531 кг. При контрольной перевеске на весах учетный номер № ВЭ-209, дата последней поверки 12.02.2014, максимальный предел взвешивания 200 000 кг, вес брутто составил 94 200 кг, тара 24 100 кг, вес нетто 70 100 кг.

Недостача массы против документа в норме согласно МИ3115.

Также в материалы дела в качества доказательства превышения грузоподъемности представлены выписки из книги учета контрольных перевесок вагонов за период с 01.04.2014 по 03.04.2014, справка о результатах работы АСКОПВ и весов в поезде №2154.

Вышеуказанные акты общей формы и коммерческий акт направлены ответчику с предложением в добровольном порядке уплатить штраф в размере 408 805 рублей за искажение сведений о массе груза и за превышение грузоподъемности (письмо от 27.06.2014 № 25/265). Письмо получено ответчиком 08.07.2014.

Расчет штрафов произведен перевозчиком в соответствии со статьями 98 и 102 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации:

- 40 805 рублей (тариф провозной платы за перевозку груза) х 5 = 204 025 рублей;

- 40 805 рублей (тариф провозной платы за перевозку груза) х 5 = 204 025 рублей, итого 408050 рублей.

Размер платы за перевозку груза определен перевозчиком на основании Постановления Федеральной Энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 №47-т/5 «Об утверждении Прейскуранта №10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами».

Ссылаясь на неоплату ответчиком штрафа за превышение грузоподъемности вагона и искажение сведений о массе груза в сумме 408 050 рублей, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Заслушав устные выступления, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, Третий арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что между сторонами сложились отношения, регулируемые главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Согласно статье 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

В силу статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - Устав) при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.

Статьей 26 Устава предусмотрено, что при предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель должен указать в транспортной железнодорожной накладной их массу, при предъявлении тарных и штучных грузов - также количество грузовых мест.

Определение массы грузов, грузобагажа, погрузка  которых до полной вместимости вагонов, контейнеров может повлечь за собой превышение их допустимой грузоподъемности, осуществляется только посредством взвешивания. При этом определение массы груза, перевозимого навалом и насыпью, осуществляется посредством взвешивания на вагонных весах.

Взвешивание грузов обеспечивается:

- перевозчиками при обеспечении погрузки и выгрузки в местах общего пользования;

- грузоотправителями, грузополучателями при обеспечении ими погрузки и выгрузки в местах общего и необщего пользования и на железнодорожных путях необщего пользования.

Согласно статье 27 Устава перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа). За искажение наименований грузов, грузобагажа, особых отметок, сведений о грузах, грузобагаже, об их свойствах, в результате которого снижается стоимость перевозок или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов, грузобагажа грузоотправители (отправители) несут ответственность, предусмотренную статьями 98 и 111 Устава.

В соответствии с пунктом 6 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 №43, при обнаружении перечисленных обстоятельств перевозчиком составляется акт общей формы и коммерческий акт в соответствии с правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. На основании этих актов начисляется сумма штрафа и направляется уведомление в адрес грузоотправителя об уплате штрафа.

Указанным нормам корреспондируют положения статьи 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, согласно которым обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.

Коммерческий акт составляется для удостоверения, в том числе несоответствия наименования, массы, количества мест груза, багажа, грузобагажа данным, указанным в перевозочном документе.

Из материалов дела следует, что на станции Ирбейская Красноярской железной дороги истцом установлен факт превышения грузоподъемности вагона №55311161 путем взвешивания вагона в движении.

Результаты измерения веса показали, что вес брутто составил 96 800 кг, вес тары – 24100 кг, вес нетто 72 700 кг.

По документу значится грузоподъёмность 69 500 кг, вес брутто 93 500 кг, тара 24 100 кг, вес нетто 69 400 кг. Согласно рекомендации МИ 3115-2008 масса груза с учетом предельного отклонения результата измерения 1,54% масса нетто погрешности составляет 1 069 кг. В результате расчета излишек массы против грузоподъемности вагона 2 131 кг. Вес нетто с учетом погрешности 71 631 кг.

Материалами дела подтверждается, что вес груза, указанный ответчиком в паспорте вагона №55311161, железнодорожной накладной № ЭЙ881345, досылочной дорожной ведомости от 01.04.2014 №ЭЙ969331 не соответствует фактическому весу вагона, что подтверждается коммерческим актом от 01.04.2014 № ВСБ1404083/229, актами общей формы от 31.03.2014 № 93000-4-П/498, от 01.04.2014 № 31664, от 03.04.2014 №33370, от 03.04.2014 №8846, выписок из книги учета контрольных перевесок вагонов.

Ответчик надлежащим образом уведомлен о начисленном штрафе истцом письмом от 27.06.2014 № 25/265, которое оставлено им без удовлетворения.

Статьей 98 Устава установлена ответственность в виде штрафа в размере пятикратной платы за искажение в транспортной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств,

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 по делу n А33-14539/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также