Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.10.2008 по делу n А33-5953/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

«15» октября 2008 года

Дело №

А33-5953/2008/03АП-2818/2008

г. Красноярск

 

Резолютивная часть постановления объявлена «13» октября 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен  «15» октября 2008 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Колесниковой Г.А.,

судей: Борисова Г.Н., Демидовой Н.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.

при участии:

от заявителя: Березина С.В., представителя по доверенности от 04.06.2008,

от ответчика: Коваленко Т.А., представителя по доверенности от 11.01.2008 № 178, Шалавина И.Г., представителя по доверенности от 26.12.2007 № 138,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения – Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации

на решение Арбитражного суда Красноярского края от «25» июля 2008 года по делу № А33-5953/2008, принятое судьей Плотниковым А.А.,

установил:

 

Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в лице Красноярского отряда Ведомственной охраны филиала Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Красноярской железной дороге (далее – предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к государственному учреждению - Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации филиал № 1 (далее – фонд, ответчик) о признании незаконными решения № 17 от 05.03.2008 «О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и требования № 17 от 05.03.2008.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25.07.2008 заявленные требования удовлетворены.

Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением от 25.07.2008 не согласно по следующим основаниям:

- в Перечень выплат, на которые не начисляются страховые выплаты в Фонд социального страхования, утвержденный Постановлением Правительства от 07.07.1999 № 765, не включены суммы компенсаций взамен продовольственного пайка;

- в соответствии с п. 4.10 Положения об оплате труда предприятия выплаты работникам ведомственной охраны в виде компенсации взамен продовольственного пайка следует отнести к доходам, на которые начисляются страховые взносы;

- правовая позиция фонда подтверждается письмом Фонда социального страхования от 24.12.1999 № 02-10/05-6887.

Предприятие представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решением от 25.07.2008 законным и обоснованным.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

В результате проведения Фондом социального страхования проверки по вопросам правильности начисления, уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2006-2007 годы установлено занижение облагаемой базы на 10 442 583 руб. компенсаций продовольственного пайка, выплаченного работникам предприятия.

Решением № 17 от 05.03.2008 предприятие привлечено к ответственности на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в виде штрафа в размере 4 177 руб. Данным решением предприятию также предложено уплатить 20 885,15 руб. доначисленных страховых взносов и 1 217,05 руб. пени.

Требованием № 17 от 05.03.2008 предприятию предложено уплатить суммы страховых взносов, пени и штрафа, доначисленных решением № 17 от 05.03.2008 в срок до 25.03.2008.

Предприятие, считая данные решение и требование незаконными, нарушающими его права и законные интересы, обратилось в суд с заявлением о признании названных ненормативных актов недействительными.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федера­ции каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Удовлетворяя заявленные требования предприятия, суд первой инстанции исходил из того, что на суммы компенсаций, выплаченных работникам взамен продовольственного пайка, не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, так как Перечнем от 07.07.1999 № 765 предусмотрено неисчисление страховых взносов с сумм компенсаций, выплачиваемых работникам в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, ответчик по результатам проверки пришел к выводу о занижении предприятием облагаемой базы на 10 442 583 руб. компенсаций продовольственного пайка, выплаченного работникам предприятия, считая, что данная компенсация не предусмотрена в составе Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 № 765.

Согласно статье 20 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Пунктом 4 данной статьи предусмотрено, что виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Правил начисления учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 184, страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 № 765 ( далее Перечень выплат).

Пунктом 10 данного Перечня определено, что на суммы, выплачиваемые работникам в возмещение расходов, и иные компенсации (в том числе надбавки к компенсации взамен суточных), выплачиваемые им в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации, а также документально подтвержденные фактические расходы (сверх норм) по найму жилого помещения в связи со служебными командировками, переводом, приемом или направлением на работу в другую местность; стоимость рациона бесплатного питания, выдаваемого работникам в случаях и размерах, установленных законодательством Российской Федерации; суммы, выплачиваемые в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей, не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Следовательно, страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации не начисляются на иные компенсации, выплачиваемые в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» определены организационно-правовые основы создания и деятельности ведомственной охраны. Статьей 20 данного Закона предусмотрено, что на работников ведомственной охраны распространяются гарантии правовой и социальной защиты, а также им предоставляются льготы в объеме и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.1993 № 1360 «О повышении уровня социальной защищенности работников ведомственной охраны Министерства путей сообщения Российской Федерации» установлена льгота в виде выплаты компенсации взамен продовольственного пайка в размере не менее 34 процентов от уровня минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации.

Согласно пункту 4.10 Положения об оплате труда работников федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», утвержденного  приказом ФГП ВО ЖДТ России от 26.11.2007 № к-10/404, работникам ведомственной охраны устанавливается выплата компенсации взамен продовольственного пайка в размере не менее 34 процентов от уровня минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации, применяемого исключительно для регулирования оплаты труда. Основанием для начисления компенсации является Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.1993 № 1360 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.2001 № 49) и Приказ МПС России от 14.12.2001 № 49 (с изменениями и дополнениями).

В соответствии с соглашением о внесении изменений и дополнений в Коллективный договор ФГП ВО ЖДТ России от 29.12.2007 № 3 работникам могут производиться компенсационные выплаты взамен продовольственного пайка (п. 4.2.2).

Довод фонда о том, что в соответствии с п. 4.10 Положения об оплате труда предприятия выплаты работникам ведомственной охраны в виде компенсации взамен продовольственного пайка следует отнести к доходам, на которые начисляются страховые взносы, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции как необоснованный, поскольку в указанной норме такой вывод не содержится и из нее не следует.

Поскольку Перечнем выплат установлены иные компенсации, на которые не начисляются страховые выплаты; в числе таких компенсаций указанными нормативными и локальными актами предусмотрена компенсация взамен продовольственного пайка, то на суммы компенсации взамен продовольственного пайка не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, в связи с чем, оспариваемые решение и требование ответчика правильно признаны судом первой инстанции недействительными.

Довод фонда о том, что в Перечень выплат суммы компенсаций взамен продовольственного пайка не включены, а включена только стоимость  рациона бесплатного питания, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку указанным перечнем предусмотрены иные компенсации, выплачиваемые в пределах норм, установленных законодательством ( без расшифровки). Следовательно, имеются основания  для отнесения спорных  компенсаций взамен продовольственного пайка к иным компенсациям, предусмотренным Перечнем  выплат.

С учетом изложенного, довод ответчика о том, что  правовая позиция фонда подтверждается письмом Фонда социального страхования от 24.12.1999 № 02-10/05-6887, подлежит отклонению, поскольку противоречит толкованию вышеуказанных норм права.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы фонда по оплате государственной пошлины  за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1 000 руб. согласно платежному поручению от 29.07.2008 № 4010 подлежат отнесению на фонд.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Красноярского края от  «25» июля 2008 года по делу № А33-5953/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.

Председательствующий

Г.А. Колесникова

Судьи

Г.Н. Борисов

Н.М. Демидова

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.10.2008 по делу n А74-576/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также