Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.09.2008 по делу n А33-5544/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
«05» сентября 2008 года Дело № А33-5544/2008-03АП-2384/2008 г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена «01» сентября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен «05» сентября 2008 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судей: Борисова Г.Н., судей: Демидовой Н.М. Колесниковой Г.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Снытко Е.А. при участии: от заявителя - Тененбаума А.К., представителя по доверенности от 30.07.2008; от налогового органа - Проводко О.В., представителя по доверенности от 24.07.2008, служебное удостоверение УР №260949; рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска на решение Арбитражного суда Красноярского края от «25» июня 2008 года по делу № А33-5544/2008, принятое судьей Плотниковым А.А., установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Красноярское торговое агентство» (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска (далее – инспекция, налоговый орган) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании частично недействительными решения от 28.04.2008 №297 и постановления от 28.04.2008 № 295 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25 июня 2008 года заявленные требования удовлетворены. Налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции от 25 июня 2008 года не согласен, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Из апелляционной жалобы следует, что в решении налогового органа не содержатся выводы об изменении статуса и характера деятельности налогоплательщика. Статус налогоплательщика -это правовое положение (состояние) лица с присущими ему правами и обязанностями, предусмотренными Налоговым кодексом Российской Федерации; совокупность тех гарантий и обязательств, которые применяются только в налоговых правоотношениях и распространяются на налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Поэтому инспекция считает неправильным вывод суда о том, что главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации определяет специальный статус налогоплательщика - плательщика единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, является неправильным, поскольку глава 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не устанавливает специальных прав и обязанностей для указанных плательщиков, а определяет порядок и условия применения специального режима налогообложения, что не изменяет объем прав и обязанностей. На плательщика данного вида налогов в полной мере распространяются все гарантии и обязанности, предусмотренные статьями 21, 23, 24 Налогового кодекса Российской Федерации. Представитель общество в судебном заседании с жалобой не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства. Общество с ограниченной ответственностью «Красноярское торговое агентство» создано 08.06.2005 путем реорганизации в форме преобразования закрытого акционерного общества «Красноярское торговое агентство». До реорганизации налогоплательщик закрытое акционерное общество «Красноярское торговое агентство» на основании уведомления от 05.12.2003 №09-21/952 в соответствии со статьями 346.13 и 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации применяло упрощенную систему налогообложения. Обществом заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения не было подано одновременно с пакетом документов, представленным при государственной регистрации реорганизованного юридического лица, поэтому, по мнению налогового органа, заявитель после реорганизации в форме преобразования с 08.06.2005 должен применять общий режим налогообложения. По результатам проверки налоговым органом принято решение № 2 от 08.02.2008 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, которым, в том числе: доначислены к уплате в бюджет: - налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, в сумме 674 135 рублей, пени в сумме 164 924 рубля 25 копеек, штрафы в сумме 741 549 рублей; - налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации, в сумме 1 814 980 рублей, пени в сумме 194 208 рублей 60 копеек, штрафы в сумме 1 996 478 рублей; - налог на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории Российской Федерации, в сумме 1 276 815 рублей, пени в сумме 337 092 рубля 19 копеек, штрафы в сумме 1 256 527 рублей. На основании решения № 2 от 08.02.2008 налоговым органом обществу выставлено требование № 219 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 05.03.2008, которым в срок до 21.03.2008 предложено уплатить 3 775 949 рублей недоимки, 698 328 рублей 80 копеек пени и 4 011 557 рублей 40 копеек штрафов, в том числе спорные суммы налогов, пени, штрафов. Налоговым органом принято решение от 14.04.2008 № 5634 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика - организации в банках, которым решено произвести взыскание за счет денежных средств на счетах в банках неуплаченных (не полностью уплаченных) сумм, указанных в требовании № 219 от 05.03.2008. В связи с отсутствием денежных средств на банковских счетах общества инспекцией приняты решение от 28.04.2008 №297 и постановление от 28.04.2008 № 295 о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика. Общество, считая, что у налогового органа отсутствует право на взыскание в бесспорном порядке сумм, доначисленных в результате изменения статуса налогоплательщика, обратилось в суд с заявлением о признании решения и постановления о взыскании налогов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика недействительными. Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам. В соответствии со статьёй 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Статьей 22 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов. В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога в судебном порядке производится с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика. Следовательно, для применения судебного порядка взыскания налогов, пени, штрафов необходимо наличие одновременно двух условий – изменение статуса и характера деятельности налогоплательщика. Вместе с тем, легального определения указанных понятий не существует. Согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. По мнению заявителя, судебный порядок взыскания доначисленных сумм налогов, пени, штрафов в спорной ситуации является дополнительной гарантией соблюдения прав налогоплательщика. Указанный довод суд считает обоснованным. Общество на основании уведомления от 05.12.2003 №09-21/952, полученного закрытым акционерным обществом «Красноярское торговое агентство», правопреемником которого является заявитель, в соответствии со статьями 346.13 и 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации в проверяемый период применяло упрощенную систему налогообложения. По результатам проверки налоговый орган пришел к выводу об утрате обществом права на применение упрощенной системы налогообложения и возникновении обязанности общества уплачивать налоги по общей системе налогообложения, в связи с чем, доначислил обществу налог на прибыль и налог на добавленную стоимость. Суд апелляционной инстанции считает, что обязанность по уплате спорных сумм налогов, пени и штрафа основана на изменении налоговым органом статуса и характера деятельности общества, исходя из следующего. Согласно пункту 3 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации понятие «налогоплательщик» используется в значениях, определяемых в соответствующих статьях Налогового кодекса Российской Федерации. Так, статья 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации определяет налогоплательщиков упрощенной системы налогообложения, статья 143 Налогового кодекса Российской Федерации - налогоплательщиков налога на добавленную стоимость, статья 246 Налогового кодекса Российской Федерации - налогоплательщиков налога на прибыль. На основании системного толкования положений статей 18, 21, 22, 23 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции соглашается с доводом налогового органа о том, что статус налогоплательщика - это совокупность прав и обязанностей, установленных налоговым законодательством (статус налогоплательщика в широком смысле). Однако права и обязанности плательщиков различных налогов (статус налогоплательщика в узком смысле) являются разными и предусмотрены соответствующими главами части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, изменение режима налогообложения влечет изменение статуса налогоплательщика. Таким образом, признав общество, которое считало себя налогоплательщиком по упрощенной системе налогообложения и пользовалось правами и исполняло обязанности, предусмотренные главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиком налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, права и обязанности которого предусмотрены главами 21 и 25 Налогового кодекса Российской Федерации и отличаются от прав и обязанностей налогоплательщика по упрощенной системе налогообложения, налоговый орган изменил статус общества как налогоплательщика. Изменение статуса налогоплательщика влечет и изменение характера деятельности налогоплательщика, поскольку при применении упрощенной системы налогообложения деятельность налогоплательщика не облагается налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль, учет такой деятельности в соответствии со статьей 346.24 Налогового кодекса ведется в упрощенной форме. При общей системе налогообложения деятельность налогоплательщика становится налогооблагаемой иными налогами, что предполагает иной характер деятельности и иные формы отражения такой деятельности, в том числе у налогоплательщика возникает обязанность по ведению регистров налогового учета при исчислении налога на прибыль (статьи 313-314 Налогового кодекса Российской Федерации), по оформлению счетов-фактур в соответствии с требованиями главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении налога на добавленную стоимость. Поскольку обязанность по уплате спорных сумм налогов, пени и штрафа основана на изменении налоговым органом статуса и характера деятельности общества в налоговых правоотношениях как плательщика налога по упрощенной системе налогообложения и освобожденного от уплаты налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, то спорные суммы налогов, пени и штрафа на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат взысканию в судебном порядке. Следовательно, решение от 28.04.2008 №297 и постановление от 28.04.2008 № 295 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика, принятые на основании статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации, правильно признаны судом первой инстанции недействительными в оспариваемой части. Кроме того, решением Арбитражного суда Красноярского края от 02.07.2008 по делу № А33-3171/2008, вступившим в законную силу, решение № 2 от 08.02.2008 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, на основании которого приняты оспариваемые акты налоговых органов, признано недействительным. Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы. Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от «25» июня 2008 года по делу № А33-5544/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции. Председательствующий Г.Н. Борисов Судьи Н.М. Демидова Г.А. Колесникова Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.09.2008 по делу n А33-2779/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|