Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

18 апреля 2014 года

Дело №

г. Красноярск

А33-19654/2013

 

 

Резолютивная часть постановления объявлена  16 апреля 2014  года.

Полный текст постановления изготовлен           18 апреля 2014  года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  - Петровской О.В.,

судей: Магда О.В, Споткай Л.Е.,

секретаря судебного заседания Астаховой А.И.,

при участии:

от открытого акционерного общества «Российские железные дороги»: Мальцевой Е.В., представителя по доверенности от 05.03.2013,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Первая грузовая компания»

на решение  Арбитражного суда Красноярского края

от  5 февраля 2014  года по делу № А33-19654/2013, принятое судьей Ишутиной О.В.,

установил:

открытое акционерное общество «Первая грузовая компания» в лице Красноярского филиала (ИНН 7708643971, ОГРН 1077758336985, далее по тексту истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала - Красноярская железная дорога (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, далее по тексту ответчик) о взыскании 3 491 552 рублей пени за нарушение срока доставки порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 5 февраля 2014 года иск удовлетворен частично – с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в пользу открытого акционерного общества «Первая грузовая компания» 3 025 707 рублей 23 копейки  пени, 35 059 рублей 87 копеек расходов на уплату государственной пошлины.

В удовлетворении иска в остальной части отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение в части отказа отменить, иск удовлетворить полностью.

В материалах дела отсутствуют акты, которыми подтверждается задержка подачи порожних вагонов грузоотправителю в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя или владельца железнодорожного пути необщего пользования, либо задержка приема от перевозчика грузополучателем принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов.

Время непосредственного нахождения вагона под погрузкой-выгрузкой это всего лишь один из элементов технологического срока оборота вагонов, остальные элементы операций с вагонами зависят от перевозчика как владельца локомотива, выполняющего подачу и уборку вагонов и иные маневровые операции. Из представленных ответчиком памяток приемо-сдатчика следует, что закрытого акционерного общества «РН-Транс» допускал превышение простоя вагона под грузовыми операциями, однако остальное время вагоны находились на станции Уяр.

Ответчиком не представлены распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, обязательное наличие которых предусмотрено п. 4.7 Правил №26.

Судом первой инстанции не применен  пункт 3.1 правил №45.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2014 года апелляционная жалоба открытого акционерного общества «Первая грузовая компания» принята к  производству, рассмотрение жалобы назначено на 16.04.2014.

В судебное заседание представители истца   не прибыли.

От истца поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.

Материалами дела подтверждается надлежащее извещение истца о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции (л.д. 3-5).

Копия определения о принятии апелляционной жалобы направлялась сторонам судом апелляционной инстанции. Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Третьим арбитражным апелляционным судом 15.03.2014.

При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает истца надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие его  представителей.

В отзыве ответчик указал, что обжалуемое решение является законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.

Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Возражений от лиц, участвующих в деле, не поступило, поэтому решение проверяется в части   отказа взыскания пени.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.

В мае 2013 года ответчиком (перевозчиком) была допущена задержка доставки не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, что подтверждается представленными в материалы дела транспортными железнодорожными накладными № ЭШ670665, № ЭШ281621, № ЭШ281938, № ЭШ281973, № ЭШ282002, № ЭШ282140, № ЭШ282162, № ЭШ282195, № ЭШ282205, № ЭШ282230, № ЭШ282248, № ЭШ282335, № ЭШ282469, № ЭШ282525, № ЭШ282545, № ЭШ282571, № ЭШ282598, № ЭШ282612, № ЭШ282631, № ЭШ282680, № ЭШ282696, № ЭШ282753, № ЭШ282771, № ЭШ282792, № ЭШ282964, № ЭШ282992, № ЭШ283045, № ЭШ283080, № ЭШ283113, № ЭШ283160, № ЭШ283278, № ЭШ283324, № ЭШ283345, № ЭШ283372, № ЭШ283402, № ЭШ283507, № ЭШ283547, № ЭШ283575, № ЭШ283590, № ЭШ283616, № ЭШ283662, № ЭШ283677, № ЭШ283710, № ЭШ283755, № ЭШ283769, № ЭШ496957, № ЭШ497184, № ЭШ543356, № ЭШ544246, № ЭШ778590, № ЭЫ066013, № ЭШ318877, № ЭШ337802, № ЭШ788555, № ЭШ790614, № ЭШ811695, № ЭШ816474, № ЭШ824244, № ЭШ825206, № ЭЧ240544, № ЭШ011773, № ЭШ269483, № ЭШ269594, ЭШ291963, № ЭШ299995, № ЭШ303209, № ЭШ448549.

Истцом в адрес ответчика направлены претензии об уплате пени, начисленных в связи с нарушением срока доставки не принадлежащих перевозчику порожних вагонов.

В направленных истцу уведомлениях ответчик сообщил об отклонении указанных претензий в полном объеме.

Ссылаясь на неуплату ответчиком пени, начисленных в связи с нарушением срока доставки не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Ответчик исковые требования не признал, пояснил, что вагоны, направленные по транспортным железнодорожным накладным № ЭШ318877, № ЭШ337802, № ЭШ788555, № ЭШ790614, № ЭШ811695, № ЭШ816474, № ЭШ824244, № ЭШ825206, были задержаны по причине неприема грузополучателем на станции назначения Уяр Красноярской железной дороги. Из пояснений ответчика следовало, что истцом необоснованно начислены пени в сумме 465 844,77 руб.

Истец пояснил, что представленных ответчиком в материалы дела доказательств недостаточно для опровержения вины перевозчика в просрочке доставки вагонов по данным накладным.

Ответчик заявил ходатайство о снижении размера пени в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Спорные правоотношения по перевозке регулируются  нормами главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав).

В силу части 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 329, пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться, кроме прочего, неустойкой (штрафом, пеней), под которой понимается определенная законом или договором денежная сумма, подлежащая уплате должником кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Согласно статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.

Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.

Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.

Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.

Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.

За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 настоящего Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.

Согласно отметкам в спорных железнодорожных накладных, на станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой срока доставки, определенного при направлении груза.

Вместе с тем, порядок исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом определяется Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 27 (далее по тексту Правила № 27), разработанными в соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Согласно пунктам 6.3, 6.6 Правил сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случаях задержки вагонов в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам, а также задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.

Факт такой задержки грузов и ее продолжительность должны быть подтверждены актом общей формы, который составляется перевозчиком и должен соответствовать требованиям пункта 6.7 Правил № 27, раздела III Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 № 45, и пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 № 26.

Согласно актам общей формы № 6/2837, № 6/2936, № 1/4643-3 вагоны в составе поезда № 2215 индекс 9600-256-8927 на основании распоряжения № 1382 отставлены от движения на станции Заозерная Красноярской железной дороги в 15 час. 27 мин. 18.05.2013 по причине большого накопления порожних вагонов грузополучателя (закрытого акционерного общества РН-Транс») на приемо-отправочных путях станции, железнодорожных путях необщего пользования общества с ограниченной ответственностью «НТ-Сервис», что привело к занятости инфраструктуры открытого акционерного общества «Российские железные дороги». На основании распоряжения № 1412 в 23 час. 15 мин. 21.05.2013 поезд отправлен на станцию назначения в количестве 82 вагонов. Срок доставки вагонов подлежит увеличению на 8 суток.

Акт общей формы от 22.05.2013 № 1/4643-3 предъявлялся для подписания уполномоченному представителю закрытого акционерного общества «РН-Транс» Алехиной И.Р., действующему на основании доверенности от 12.12.2012 № РНТ-285/13. Представитель отказался от подписания указанного документа, что подтверждается актом общей формы № 1/4644-3.

В составе вышеуказанного поезда находились вагоны, отправленные, в том числе, по транспортным железнодорожным накладным № ЭШ318877, № ЭШ337802, № ЭШ788555, № ЭШ790614, № ЭШ811695, № ЭШ816474, № ЭШ824244, № ЭШ825206.

Доказательства, представленные ответчиком, оценены судом с учетом положений действующего законодательства.

В пункте 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 № 26 предусмотрено, что задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.

Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.

На станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров перевозчиком составляется акт общей

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 по делу n А69-3339/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также