Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 03.09.2008 по делу n А33-6113/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
«03» сентября 2008 года Дело № А33-6113/2008/03АП-2379/2008 г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена «01» сентября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен «03» сентября 2008 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Колесниковой Г.А. судей: Борисова Г.Н., Демидовой Н.М. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Снытко Е.А. при участии: от заявителя: Тененбаума А.К., представителя по доверенности от 30.07.2008, от налогового органа: Проводко О.В., представителя по доверенности от 24.07.2008, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска на решение Арбитражного суда Красноярского края от «26» июня 2008 года по делу № А33-6113/2008, принятое судьей Федотовой Е.А., установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Красноярское торговое агентство» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края к инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения от 14.04.2008 № 5634 «О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика» в части: - взыскания налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 674 135 руб.; взыскания пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 164 924 руб. 25 коп.; взыскания штрафов по налогу на прибыль организаций, зачисляемых в федеральный бюджет, в сумме 741 549 руб.; - взыскания налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ, в сумме 1 814 980 руб.; взыскания пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ, в сумме 194 208 руб. 60 коп.; взыскания штрафов по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ, в сумме 1 996 478 руб.; - взыскания налога на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ, в сумме 1 276 815 руб.; взыскания пени по налогу на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ, в сумме 337 092 руб. 19 коп.; взыскания штрафов по налогу на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ, в сумме 1 256 527 руб. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26.06.2008 заявленные требования удовлетворены. Налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением от 26.06.2008 не согласен по следующим основаниям: - в решении налогового органа не содержатся выводы об изменении статуса и характера деятельности налогоплательщика; - статус налогоплательщика – это правовое положение (состояние) лица с присущими ему правами и обязанностями, предусмотренными Налоговым кодексом Российской Федерации; совокупность тех гарантий и обязательств, которые применяются только в налоговых правоотношениях и распространяются на налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов; - ссылка суда на то, что главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации определяет специальный статус налогоплательщика - плательщика единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, является неправильным, поскольку глава 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не устанавливает специальных прав и обязанностей для плательщиков УСН, а определяет порядок и условия применения специального режима налогообложения, что не изменяет объем прав и обязанностей. На плательщика данного вида налогов в полной мере распространяются все гарантии и обязанности, предусмотренные ст.ст. 21, 23, 24 Налогового кодекса Российской Федерации. Общество считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства. ООО «Красноярское торговое агентство» создано 08.06.2005 путем реорганизации в форме преобразования. До реорганизации налогоплательщик ЗАО «Красноярское торговое агентство» на основании уведомления от 05.12.2003 №09-21/952 в соответствии со статьями 346.13 и 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации применяло упрощенную систему налогообложения. Обществом с ограниченной ответственностью «Красноярское торговое агентство» заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения не было подано одновременно с пакетом документов, представленным при государственной регистрации юридического лица, поэтому, по мнению налогового органа, общество с ограниченной ответственностью «Красноярское торговое агентство» после реорганизации в форме преобразования с 08.06.2005 должно применять общий режим налогообложения. По результатам проверки налоговым органом принято решение № 2 от 08.02.2008 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, которым, в том числе: 1) доначислены к уплате в бюджет: - налог на прибыль организаций зачисляемый в федеральный бюджет, в сумме 674 135 руб., зачисляемый в бюджеты субъектов РФ, в сумме 1 814 980 руб., - налог на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ, в сумме 1276 815 руб.; 2) начислены пени: - по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 164 924 руб. 25 коп., пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ, в сумме 194 208 руб. 60 коп., - пени по налогу на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ, в сумме 337 092 руб. 19 коп.; 3) общество привлечено к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации: - за неуплату налога на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, виде штрафа в сумме 741 549 руб., зачисляемому в бюджеты субъектов РФ, - 1 996 478 руб.; - за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 1 256 527 руб. На основании решения № 2 от 08.02.2008 налоговым органом обществу выставлено требование № 219 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 05.03.2008, которым в срок до 21.03.2008 предложено уплатить 3 775 949 руб. недоимки, 698 328 руб. 80 коп. пени и 4 011 557 руб. 40 коп. штрафов, в том числе спорные суммы налогов, пени, штрафа. 14.04.2008 налоговым органом принято решение № 5634 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента-организации, индивидуального предпринимателя в банках, которым решено произвести взыскание за счет денежных средств на счетах в банках неуплаченных (не полностью уплаченных) сумм, указанных в требовании № 219 от 05.03.2008: налогов (сборов) - 3 773 567 руб., пеней - 697 940 руб. 33 коп., штрафов - 4 011 081 руб. 40 коп. Общество, считая, что у налогового органа отсутствует право на взыскание в бесспорном порядке сумм, доначисленных в результате изменения статуса налогоплательщика, обратилось в суд с заявлением о признании решения о взыскании налогов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика недействительным. Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам. В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Суд апелляционной инстанции считает, что решение налогового органа от 14.04.2008 №5634 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, принятое на основании статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, в оспариваемой части подлежит признанию недействительным, поскольку в спорной ситуации подлежит применению судебный порядок взыскания доначисленных сумм налогов, пени, штрафов по следующим основаниям. Статьей 22 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов. Реализация полномочий налоговых органов должна строиться на единой понятийной основе. В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога в судебном порядке производится с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика. Следовательно, для применения судебного порядка взыскания налогов, пени, штрафов необходимо наличие одновременно двух условий – изменение статуса и характера деятельности налогоплательщика. Вместе с тем, легального определения указанных понятий не существует. Согласно пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. По мнению заявителя, судебный порядок взыскания доначисленных сумм налогов, пени, штрафов в спорной ситуации является дополнительной гарантией соблюдения прав налогоплательщика. Указанный довод суд считает обоснованным. Как следует из материалов дела, заявитель (общество с ограниченной ответственностью «Красноярское торговое агентство») считал, что на основании уведомления от 05.12.2003 №09-21/952, полученного закрытым акционерным обществом «Красноярское торговое агентство», правопреемником которого является заявитель, в соответствии со статьями 346.13 и 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации находится на упрощенной системе налогообложения. По результатам проверки налоговый орган пришел к выводу об утрате обществом права на применение упрощенной системы налогообложения и возникновении обязанности общества уплачивать налоги по общей системе налогообложения, в связи с чем, доначислил обществу налог на прибыль и налог на добавленную стоимость. Суд апелляционной инстанции считает, что обязанность по уплате спорных сумм налогов, пени и штрафа основана на изменении налоговым органом статуса и характера деятельности общества, исходя из следующего. Согласно пункту 3 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации понятие «налогоплательщик» используется в значениях, определяемых в соответствующих статьях Налогового кодекса Российской Федерации. Так, статья 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации определяет налогоплательщиков упрощенной системы налогообложения (далее – УСН), статья 143 Налогового кодекса Российской Федерации – налогоплательщиков налога на добавленную стоимость (далее – НДС), статья 246 Налогового кодекса Российской Федерации – налогоплательщиков налога на прибыль. На основании системного толкования положений статей 18,21,22,23 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции соглашается с доводом налогового органа о том, что статус налогоплательщика – это совокупность прав и обязанностей, установленных налоговым законодательством ( статус налогоплательщика в широком смысле). Однако, права и обязанности плательщиков различных налогов (статус налогоплательщика в узком смысле) являются разными и предусмотрены соответствующими главами Особенной части Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, изменение режима налогообложения влечет изменение статуса налогоплательщика. Таким образом, признав общество, которое считало себя налогоплательщиком по упрощенной системе налогообложения и пользовалось правами и исполняло обязанности, предусмотренные главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиком налога на прибыль и НДС, права и обязанности которого предусмотрены главами 21 и 25 Налогового кодекса Российской Федерации и отличаются от прав и обязанностей налогоплательщика по УСН, налоговый орган изменил статус общества как налогоплательщика. Изменение статуса налогоплательщика влечет и изменение характера деятельности налогоплательщика, поскольку при ведении УСН деятельность налогоплательщика не является налогооблагаемой НДС и налогом на прибыль, учет такой деятельности в соответствии со статьей 346.24 Налогового кодекса ведется в упрощенной форме. При общей системе налогообложения деятельность налогоплательщика становится налогооблагаемой иными налогами, что предполагает иной характер деятельности и иные формы отражения такой деятельности, в том числе у налогоплательщика возникает обязанность по ведению регистров налогового учета при исчислении налога на прибыль (статьи 313-314 Налогового кодекса Российской Федерации), по оформлению счетов-фактур в соответствии с требованиями главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении НДС. Поскольку обязанность по уплате спорных сумм налогов, пени и штрафа основана на изменении налоговым органом статуса и характера деятельности общества в налоговых правоотношениях как плательщика налога по УСН и освобожденного от уплаты налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, то спорные суммы налогов, пени и штрафа на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат взысканию в судебном порядке. Следовательно, решение Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 03.09.2008 по делу n А33-2286/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|