Постановление третьего арбитражного апелляционного суда от 17.12.2010 по делу n а33-9889/2010 по делу о признании недействительным решения налогового органа об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, вносимых в егрюл, не связанных с внесением изменений в учредительные документы заявителя, в части указания лица, имеющего право действовать от имени заявителя без доверенности.суд первой инстанции арбитражный суд красноярского края

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2010 г. по делу N А33-9889/2010
Резолютивная часть постановления объявлена "10" декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" декабря 2010 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Борисова Г.Н., Дунаевой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сызранцевой И.А.
при участии:
от инспекции: Куновой Л.С., представителя по доверенности от 31.05.2010,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Железногорску Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "21" сентября 2010 года по делу N А33-9889/2010, принятое судьей Исаковой И.Н.,
установил:
Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Клиническая больница N 51 Федерального медико-биологического агентства" (далее - учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Железногорску Красноярского края (далее - инспекция, ответчик, регистрирующий орган) о признании недействительным решения от 19.05.2010 заместителя начальника Инспекции ФНС России по г. Железногорску Красноярского края Федоровой Т.В. об отказе в государственной регистрации изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы; обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Железногорску Красноярского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, а именно, внести изменения о лице, имеющем право действовать от имени Федерального государственного учреждения здравоохранения "Клиническая больница N 51 Федерального медико-биологического агентства" без доверенности, и выдать свидетельство об их государственной регистрации.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21.09.2010 заявленные требования удовлетворены, признано незаконным решение инспекции от 19.05.2010 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы Федерального государственного учреждения здравоохранения "Клиническая больница N 51 Федерального медико-биологического агентства"; суд обязал ответчика устранить допущенное нарушение прав заявителя путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, на основании заявления от 12.05.2010 и выдать свидетельство о государственной регистрации изменений.
Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой с решением от 21.09.2010 не согласна, поскольку в соответствии со статьями 5 и 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, пунктами 8.1, 8.4 Устава при смене руководителя в учреждении в регистрирующий орган должно быть представлено заявление по форме N Р14001, подписанное лицом, сведения о котором содержатся в государственном реестре, то есть прежним руководителем; в ЕГРЮЛ нет понятия "исполняющий обязанности".
Учреждение в судебное заседание не явилось, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом, представило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие учреждения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Клиническая больница N 51 Федерального медико-биологического агентства" зарегистрировано Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Железногорску Красноярского края 14.03.2008 за основным государственным регистрационным номером 1082452000355 (свидетельство о государственной регистрации серия 24 N 005007469). Местом нахождения является Российская Федерация, Красноярский край, ЗАТО Железногорск, г. Железногорск, ул. Кирова, д. 5.
Приказом Федерального медико-биологического агентства от 13.02.2008 N 35 утвержден устав Федерального государственного учреждения здравоохранения "Клиническая больница N 51 Федерального медико-биологического агентства". В соответствии с пунктом 8.2. устава заявителя учреждение возглавляет главный врач, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем Федерального медико-биологического агентства.
Приказом от 27.04.2010 N 232л Федерального медико-биологического агентства уволен Мельников Г.Я. с должности главного врача Федерального государственного учреждения здравоохранения "Клиническая больница N 51 Федерального медико-биологического агентства", исполняющим обязанности главного врача назначен Ломакин А.И.
В Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Железногорску Красноярского края от Федерального государственного учреждения здравоохранения "Клиническая больница N 51 Федерального медико-биологического агентства" 14.05.2010 поступило заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы по форме N Р14001. Заявление подписано Ломакиным Александром Ивановичем как исполняющим обязанности главного врача учреждения на основании приказа от 27.04.2010 N 232л.
Согласно описи вложения от 06.05.2010, на которой имеется роспись оператора почтовой организации без расшифровки и оттиск почтового штемпеля, на котором указана дата - 06.05.2010, в конверт документов от Федерального государственного учреждения здравоохранения "Клиническая больница N 51 Федерального медико-биологического агентства" вложено заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица на 4 листах.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Железногорску Красноярского края составлена расписка от 12.05.2010 в получении заявления по форме Р14001 об изменении сведений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Железногорску Красноярского края принято решение от 19.05.2010 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов, подписанное Федоровой Т.В. на основании приказа N ВТ-01-07/109 от 22.06.2010.
Не согласившись с указанным решением, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Признавая незаконным решение инспекции от 19.05.2010 об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа учреждению в государственной регистрации изменений, по следующим основаниям.
Порядок государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, регламентирован главой VI (статьи 17 - 19) Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон о регистрации).
Частью 2 статьи 17 Закона о регистрации установлено, что для внесения в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Согласно части 4 статьи 9 Закона о регистрации регистрирующий орган не вправе требовать предоставление других документов кроме документов, установленных Законом о регистрации.
Подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации установлено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных указанным федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган, предусмотренный пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона. Иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, законом не предусмотрено.
Как следует из материалов дела, заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы по форме N Р14001, подписано от имени учреждения исполняющим обязанности главного врача учреждения на основании приказа от 27.04.2010 N 232л - Ломакиным Александром Ивановичем. В заявлении о государственной регистрации подтверждается, что сведения, вносимые в учредительные документы, достоверны.
Основанием для отказа в государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, послужил вывод инспекции о том, что Ломакин Александр Иванович неправомочен действовать от имени учреждения без доверенности. Иных оснований отказа в государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ в оспариваемом решении не приведено.
Суд апелляционной инстанции считает указанный вывод инспекции неправомерным в силу следующего.
В соответствии с пунктом "а" части 1.3 статьи 9 Закона о регистрации заявителем при государственной регистрации юридического лица может быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.
Согласно статье 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.
В соответствии с пунктом 8.1 Устава управление учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом и приказами Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) России.
В соответствии с пунктом 8.2 Устава учреждение возглавляет Главный врач, именуемый руководителем, назначаемый и освобождаемый от должности Руководителем Федерального медико-биологического агентства. Пунктом 8.4 Устава предусмотрено, что руководитель имеет право представлять учреждение во всех учреждениях и организациях без доверенности.
Пунктом 8.12 Устава предусмотрено, что на период отсутствия Руководителя учреждения исполнение обязанностей руководителя возлагается на одного из заместителей Руководителя. Заместитель руководителя на период отсутствия руководителя действует на основании доверенности или приказа о возложении обязанностей на соответствующий период, пользуется всеми правами несет ответственность в соответствии с Уставом.
Из содержания изложенных норм права и положений Устава следует, что возникновение прав и обязанностей единоличного исполнительного органа связано с решением Руководителя Федерального медико-биологического агентства (собственник), которое оформляется приказом. С момента прекращения собственником полномочий единоличного исполнительного органа учреждения лицо, чьи полномочия как руководителя организации прекращены, не вправе без доверенности действовать от имени юридического лица, в том числе, подписывать заявление о внесении в государственный реестр сведений, в том числе, о новом единоличном исполнительном органе (руководителе учреждения).
Приказом от 27.04.2010 N 232л руководителя Федерального медико-биологического агентства уволен Мельников Г.Я. с должности главного врача Федерального государственного учреждения здравоохранения "Клиническая больница N 51 Федерального медико-биологического агентства", Ломакин А.И. назначен исполняющим обязанности главного врача.
На основании вышеприведенных норм права, положений устава учреждения и установленных по делу обстоятельств, исполняющий обязанности главного врача учреждения является лицом, уполномоченным подписывать заявление по форме N Р14001, о внесении изменений в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
С учетом изложенного, вывод инспекции о том, что Ломакин А.И. неправомочен действовать от имени учреждения без доверенности является неправомерным, а доводы инспекции о том, что в соответствии со статьями 5 и 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, пунктами 8.1, 8.4 Устава при смене руководителя в учреждении в регистрирующий орган должно быть представлено заявление по форме N Р14001, подписанное лицом, сведения о котором содержатся
Постановление третьего арбитражного апелляционного суда от 17.12.2010 по делу n а33-9851/2010 по делу о взыскании задолженности по договору поставки.суд первой инстанции арбитражный суд красноярского края  »
Читайте также