Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.07.2008 по делу n А33-15175/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
«21» июля 2008 г. Дело № А33-15175/2008-03АП-1404/2008 г. Красноярск Резолютивная часть постановления объявлена «17» июля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен «21» июля 2008 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гуровой Т.С., судей: Магда О.В., Радзиховской В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалухиной Ж.В., в отсутствие лиц, участвующих в деле, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика – Отдела внутренних дел по городу Енисейску и Енисейскому району Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от «16» апреля 2008 года по делу № А33-15175/2008, принятое судьей Лесковым Р.В., установил:
Прокурор Красноярского края (далее по тексту также истец) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Отделу внутренних дел по г. Енисейску и Енисейскому району Красноярского края, к обществу с ограниченной ответственностью «Олигарх» о признании недействительным договора о совместной деятельности от 3 апреля 2007 года. Определениями Арбитражного суда Красноярского края от 19 ноября и 11 декабря 2007 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление внутренних дел Красноярского края, Совет администрации Красноярского края и Агентство транспорта, связи, информатизации и дорожного хозяйства администрации Красноярского края. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 апреля 2008 года исковые требования удовлетворены. Суд признал недействительным в силу ничтожности договор от 3 апреля 2007 года о совместной деятельности, заключенный между Отделом внутренних дел по г. Енисейску и Енисейскому району и обществом с ограниченной ответственностью «Олигарх». С Отдела внутренних дел по г. Енисейску и Енисейскому району и общества с ограниченной ответственностью «Олигарх» взыскано в доход федерального бюджета по 1 000 руб. государственной пошлины. Не согласившись с данным судебным актом, Отдел внутренних дел по городу Енисейску и Енисейскому району Красноярского края обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 16 апреля 2008 года отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. По мнению ответчика, при вынесении решения судом первой инстанции были неправильно применены нормы материального и процессуального права. Истец не представил доказательства нарушения чьих-либо прав или законных интересов оспариваемым договором. Не установив данного элемента гражданско-правового деликта суд не имел достаточных оснований для удовлетворения заявленного иска. Кроме того, отношения, возникшие между ответчиком и обществом с ограниченной ответственностью «Олигарх», вытекают из административных и на нормах гражданского права не основаны, в связи с чем, заявлять требования о признании сделки недействительной в силу ее ничтожности на основании норм Гражданского кодекса Российской Федерации нельзя. Отношения, в которых один орган разрешает осуществление работ, а другой после заключения договора их проводит, не основаны на равенстве прав участников, то есть не являются гражданско-правовыми. Оспариваемые Прокуратурой края положения договора устанавливают полномочия Госавтоинспекции в сфере обеспечения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, регулируют правоотношения, возникшие в сфере государственно-правового регулирования, которые по определению не могут быть гражданско-правовыми. Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 июня 2008 года апелляционная жалоба Отдела внутренних дел по городу Енисейску и Енисейскому району Красноярского края принята к производству, рассмотрение дела назначено на 17 июля 2008 года. От Совета администрации Красноярского края суду поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано, что предложений о проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре на территории города Енисейска и Енисейского района, на момент заключения договора от 3 апреля 2007 года, в Совет администрации Красноярского края не поступало. Кроме того, в представленном суду отзыве Совет администрации Красноярского края просит рассмотреть апелляционную жалобу без участия его представителя. От Прокурора Красноярского края суду также поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность решения суда первой инстанции. Как указывает истец, привлечение юридического лица или индивидуального предпринимателя к участию в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре возможно только по результатам конкурса. В рассматриваемом случае решение о проведении конкурса уполномоченным органом не принималось, конкурс не проводился. Следовательно, договор от 3 апреля 2007 года о совместной деятельности, заключенный ОВД по г. Енисейску и Енисейскому району с обществом с ограниченной ответственностью «Олигарх» противоречит действующему законодательству и является недействительным в силу ничтожности. Законодатель в пункте 2 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации названной нормы особо выделяет категорию лиц, которые в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вправе обратиться в арбитражный суд по иным основаниям. К числу таких лиц Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации прямо относит прокурора. Оспариваемый договор повлек нарушение публичных интересов, поскольку нарушил установленный законодателем порядок привлечения субъектов предпринимательской деятельности к проведению технического осмотра, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц (юридических лиц и предпринимателей), поскольку они лишены, возможности участвовать в конкурсе и по его итогам заключить договор с УВД. В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (уведомления о вручении почтового отправления № 66000017462460, 66000017462484, 66000017462491, 66000017462453 и телефонограммы от 16 июля 2008 года) не прибыли. Отзывы на апелляционную жалобу суду представлены не были. От Агентства транспорта, связи, информатизации и дорожного хозяйства администрации Красноярского края суду поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя. В силу частей 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле. Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства. 3 апреля 2007 года между Отделом внутренних дел по г. Енисейску и Енисейскому району Красноярского края и обществом с ограниченной ответственностью «Олигарх» подписан договор о совместной деятельности (л.д. 34), в соответствии с пунктом 1.1 которого указанные лица обязуются совместно действовать для достижения безопасности дорожного движения в г. Енисейске и Енисейском районе, проведения технического осмотра автотранспортных средств и прицепов. В соответствии с пунктом 2.1 договора общество с ограниченной ответственностью «Олигарх» обязуется выполнять: обучение экспертов для проведения техосмотра; обучение специалистов (основных работ); разработка основных учетных форм и проведение учета расходов, получения прибыли от совместной деятельности; организация рабочих мест экспертов; разработка технической документации по организации техосмотра; прочие общехозяйственные затраты, связанные с организацией улучшения сервиса при проведении техосмотра транспортных средств; рейдовый день совместной работы с сотрудниками ГИБДД. Согласно части 4 договор вступает в силу с момента его подписания и действует в течение года с правом продления его по взаимной договоренности сторон. Указывая на то, что договор от 3 апреля 2007 года заключен без проведения конкурса, то есть с нарушением установленного законодательством порядка, Прокурор Красноярского края обратился с настоящим иском в арбитражный суд. Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам. Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами, в том числе путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки. Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 32 совместном с Пленумом Верховного Суда Российской Федерации постановлении от 1 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» Гражданский кодекс Российской Федерации также не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица. В соответствии со статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации, в силу ее признания таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Как следует из искового заявления, истец просит признать недействительным подписанный 3 апреля 2007 года между Отделом внутренних дел по г. Енисейску и Енисейскому району Красноярского края и обществом с ограниченной ответственностью «Олигарх» договор о совместной деятельности, в соответствии с пунктом 1.1 которого указанные лица обязуются совместно действовать для достижения безопасности дорожного движения в г. Енисейске и Енисейском районе, проведения технического осмотра автотранспортных средств и прицепов. В соответствии с пунктом 2.1 договора общество с ограниченной ответственностью «Олигарх» обязуется выполнять: обучение экспертов для проведения техосмотра; обучение специалистов (основных работ); разработка основных учетных форм и проведение учета расходов, получения прибыли от совместной деятельности; организация рабочих мест экспертов; разработка технической документации по организации техосмотра; прочие общехозяйственные затраты, связанные с организацией улучшения сервиса при проведении техосмотра транспортных средств; рейдовый день совместной работы с сотрудниками ГИБДД. Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об обоснованности требований истца в виду следующего. Согласно статье 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. В силу статьи 17 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства подлежат обязательному государственному техническому осмотру. Согласно пункту 2 указанной нормы порядок проведения обязательного государственного технического осмотра устанавливается Правительством Российской Федерации. Во исполнение требований указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 31 июля 1998 года № 880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации». Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 880 установлено, что обязательный государственный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним, зарегистрированных в установленном порядке в ГИБДД МВД Российской Федерации, организуется и проводится Госавтоинспекцией. В соответствии с пунктом 3 названного постановления Госавтоинспекция может привлекать в установленном порядке на конкурсной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к участию в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре. Порядок организации и проведения конкурса, перечень документов, необходимых для участия в конкурсе, критерии и принципы оценки документов, представленных для участия в конкурсе, порядок определения победителя и порядок заключения с ним договора на участие в государственном техническом осмотре транспортных средств установлены в Положении о проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре, утвержденным постановлением Правительства от 31 июля 1998 года № 880. Согласно пункту 4 Положения о проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре решение о проведении конкурса принимает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Следовательно, привлечение юридических лиц или индивидуальных предпринимателей к участию в проверке технического состояния транспортных средств с использованием технического диагностирования при государственном техническом осмотре возможно исключительно по результатам конкурса. Среди представленных в материалы дела документов отсутствуют доказательства проведения конкурса при заключении данного договора. Из пояснений Совета администрации Красноярского края, являющегося органом исполнительной власти Красноярского края, следует, что предложения о проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.07.2008 по делу n А33-4426/2006. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|