Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.02.2008 по делу n А33-5051/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/аТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Красноярск Дело № А33-5051/2007-03АП-1619/2007 11 февраля 2008 годя. Резолютивная часть постановления объявлена 7 февраля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2008 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Хасановой И. А., судей: Гуровой Т. С., Магда О. В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тахтараковой Ж. В., при участии: от ответчика ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» - представителей Михайлова Ю. Ю. по доверенности № 1.1/7Б-08-238 от 30.01.2008, Хозовой О. В. по доверенности № 1.1/7Б-08-237 от 30.01.2008, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Авиакомпания «Красноярские авиалинии», г. Красноярск, на решение Арбитражного суда Красноярского края от 6 сентября 2007 года по делу № А33-5051/2007, принятое судьей Шимохиной Г. Н., установил: Общество с ограниченной ответственностью «АК БАРС-АВИА АЛ» (далее-ООО «АК БАРС-АВИА АЛ»), г. Горно-Алтайск, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Авиакомпания «Красноярске авиалинии» (далее-ОАО «Авиакомпания «Красноярске авиалинии»), г. Красноярск, о взыскании 6 519 471,28 рублей, из них 4 176 167,43 рублей – долга, 2 343 303,85 рублей – пени по договорам аренды воздушного судна № 3868/АС-04 и № 3868/АС-04 от 05.11.2004. В судебном заседании 10.07.2007 судом удовлетворены ходатайства истца о взыскании судебных расходов в размере 83 880 рублей и об увеличении размера иска по пеням до 2 649 663,63 рублей. Определением от 30 июля 2007 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «Сбербанк». Решением Арбитражного суда Красноярского края от 6 сентября 2007 года исковые требования ООО «АК БАРС-АВИА АЛ» удовлетворены. С ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» в пользу ООО «АК БАРС-АВИА АЛ» взыскано 6 359 547,47 рублей, в том числе 4 176 167,43 рублей долга, 2 183 380,04 рублей пени, 111 960 рублей судебных издержек, 43 015,63 рублей государственной пошлины. Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой. В судебном заседании ответчик поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение от 6 сентября 2007 года отменить, ссылаясь на допущенные судом первой инстанции нарушения пункта 2 статьи 317 Гражданского кодекса Российской Федерации, неприменение судом статьи 333 Кодекса, несоблюдения критерия разумности судебных расходов. В дополнениях к апелляционной жалобе ответчик указывает на выявленный в ходе налоговой проверки факт отсутствия у истца, как права собственности, таки и иного законного права сдавать воздушные суда в аренду. Полагает договоры аренды воздушного судна № 3868/АС-04 и № 3868/АС-04 от 05.11.2004 ничтожными сделками. Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом. В обоснование опровержения доводов апелляционной жалобы представил дополнительные доказательства. В соответствии с пунктом 2 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными. Учитывая, что акт повторной выездной налоговой проверки № 23-2-10/028 был составлен после вынесения оспариваемого решения - 27.12.2007г. судом признана уважительной причина его непредставления в суд первой инстанции. Поскольку судом первой инстанции правомочия истца на сдачу воздушных судов в аренду ответчику не были исследованы, судом апелляционной инстанции приняты представленные дополнительно истцом доказательства. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие истца. На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса в судебном заседании объявлен перерыв с 10 часов 30 минут 01.02.2008г. до 14 часов 30 минут 07.02.2008г., после чего заседание продолжено. Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства: 31 октября 2004 года между ООО «АК БАРС-АВИА» (продавец) и «Dolsoon Investments Limited» (покупатель) заключен договор купли-продажи № 0110-2004 воздушных судов ИЛ-86. Согласно пункту 1 договора продавец передает в собственность, а покупатель принимает и оплачивает следующие воздушные суда ИЛ-86: - номер бортовой 86142, номер заводский 51483210097, - номер бортовой 85143, номер заводский 51483210099, - номер бортовой 86926, номер заводской 51483210100. 01 ноября 2004 года между ООО «ДорЦентрСтрой» (арендатор) и «Dolsoon Investments Limited» (арендодатель) заключен договор аренды № 13 воздушных судов ИЛ-86. Согласно пункту 1.1 договора арендодатель сдает в аренду, согласно акту приема-передачи к настоящему договору, воздушные суда ИЛ-86: - RA-86142, заводской номер 51483210097, - RA-86143, заводской номер 51483210099, - RA-86926, заводской номер 51483210100. 01.11.2004 между ООО «ДорЦентрСтрой» (арендодатель) и ООО «АК БАРС-АВИА АЛ» (арендатор) заключен договор № 1335 на аренду воздушного судна ИЛ-86. Согласно пункту 1.1 договора арендодатель на возмездной основе передает во временное пользование арендатору воздушное судно ИЛ-86: - бортовой номер 86142, заводской номер 51483210097; - бортовой номер 86143, заводской номер 51483210099; - бортовой номер 86926, заводской номер 51483210100. В соответствии с пунктом 3.9 договора арендатор не имеет права передавать арендованное воздушное судно в субаренду без согласия арендодателя и оформления соответствующего дополнения к настоящему договору. Согласно пункту 14.1 настоящий договор вступает в силу со дня подписания его сторонами и действует в течение 12 месяцев. 5 ноября 2004 года между ООО «АК БАРС-АВИА АЛ» (арендодатель) и ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» (арендатор) заключены договоры аренды самолетов ИЛ-86 без экипажа № 3868/АС-04 и № 3869/АС-04, согласно которым истец передал, а ответчик принял во временное владение и пользование самолеты ИЛ-86 бортовой № RA-86143, заводской номер 51483210099 и ИЛ-86 бортовой № RA-86926 заводской номер 51483210100. Арендованное воздушное судно ИЛ-86 RA-86926 использовалось арендатором по октябрь 2005 года включительно, с окончанием начисления арендной платы с 17 октября 2005 года. Согласно соглашению о расторжении договора договор № 3868/АС-04 был расторгнут 1 ноября 2005 года. Арендованное воздушное судно ИЛ-86 № RA-86143 использовалось арендатором по ноябрь 2005 года. Согласно соглашению о расторжении договора договор № 3869/АС-04 был расторгнут 26 ноября 2005 года. В соответствии с пунктом 9.1 договора все оплаты по договору осуществляются в рублях. по курсу ЦБ РФ на день осуществления платежа. В соответствии с приложениями № 1 к договорам арендатор до 20 числа текущего месяца осуществляет предоплату арендодателю за налет в текущем месяце в размере 120 часов по ставке 1 400 долларов США за летный час (пункт 3 приложения № 1 к договорам). Оплата за фактический налет производится арендатором до 5-го числа следующего месяца (пункт 4 приложения № 1 к договорам). В соответствии с приложением № 3 от 14.03.2005 арендные платежи в период с 01.01.2005 по 30.04.2005 осуществляются по фактическому налету из расчета 1 100 долларов США за летный час (пункт 1). Согласно пункту 4 приложения № 3 от 14.03.2005 к договорам в случае задержки платежей арендатором арендодатель начисляет на сумму задолженности пени в размере 1/365 ставки рефинансирования за каждый день просрочки платежа. Истец полагает, что ответчик нарушил свои обязательства по перечислению арендной платы, в результате чего образовалась задолженность по договорам № 3868/АС-04 и № 3869/АС-04 в размере 4 176 167,43 рублей. Кроме того, истец начислил ответчику пени за задержку арендных платежей, на день подачи искового заявления в размере 2 183 380,04 рублей, а также просил взыскать с ответчика 111 960 рублей стоимости судебных расходов. Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам. Спорные правоотношения сторон вытекают из обязательств по договору аренды, положения о котором регламентированы главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 642 Гражданского кодекса по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации. Правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок (статья 621) к договору аренды транспортного средства без экипажа не применяются. Согласно статье 643 Кодекса договор аренды транспортного средства без экипажа должен быть заключен в письменной форме независимо от его срока. К такому договору не применяются правила о регистрации договоров аренды, предусмотренные пунктом 2 статьи 609 настоящего Кодекса. В силу статьи 647 Гражданского кодекса, если договором аренды транспортного средства без экипажа не предусмотрено иное, арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду на условиях договора аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа. Согласно пункту 3.9 договора № 1335 от 01.11.2004 на аренду воздушного судна ИЛ-86, заключенному меду ООО «ДорЦентрСтрой» (арендодатель) и ООО «АК БАРС-АВИА АЛ» (арендатор) арендатор не имеет права передавать арендованное воздушное судно в субаренду без согласия арендодателя и оформления соответствующего дополнения к настоящему договору. Доказательства наличия согласия арендодателя - ООО «ДорЦентрСтрой» на заключение договоров субаренды № 3868/АС-04 и № 3869/АС-04 от 05.11.2004 в материалы дела не представлены. Дополнительное соглашение о передаче в субаренду ответчику воздушных судов отсутствует. Ответчик в судебном заседании пояснил, что использовал воздушные суда ИЛ-86 на основании договоров № 1310/АС-03 и № 1309/АС-03 от 20.05.2003г., арендодателем по которым выступало ООО «АК Барс-Авиа». Дополнительным соглашением № 4 к указанным договорам срок аренды воздушных судов был продлен до 01.06.2005г. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания, если иное не установлено настоящим Кодексом. Представленные в суд первой и апелляционной инстанции доказательства свидетельствуют, что в нарушение пункта 1 статьи 647 Гражданского кодекса Российской Федерации истец передал в субаренду воздушные суда ответчику при отсутствии на то согласия арендатора, следовательно, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований. В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. В связи с тем, что сумма основного долга удовлетворению не подлежит, следовательно, оснований для взыскания пени по договору отсутствуют. При изложенных обстоятельствах, решение Арбитражного суда Красноярского края от 6 сентября 2007 года подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющим значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации). В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции относится на общество с ограниченной ответственностью «АК БАРС-АВИА АЛ», г. Горно-Алтайск. Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 6 сентября 2007 года по делу № А33-5051/2007 отменить. Принять по делу новый судебный акт. В иске отказать. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «АК БАРС-АВИА АЛ», г. Горно-Алтайск в пользу открытого акционерного общества «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» , г.Красноярск, 1000 рублей государственной пошлины. Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции. Председательствующий судья И. А. Хасанова Судьи: О. В. Магда Т. С. Гурова Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.02.2008 по делу n А33-20509/2005. Отменить решение полностью и принять новый с/а »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|