Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.11.2010 по делу n А69-1165/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

«13» ноября 2010 года

Дело №

А69-1165/2010-8

г. Красноярск

 

Резолютивная часть постановления объявлена «08» ноября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен  «13» ноября 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Колесниковой Г.А.,

судей: Демидовой Н.М., Первухиной Л.Ф.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ахметшиной Г.Н.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва

на решение Арбитражного суда Республики Тыва от «13» августа 2010 года по делу  №А69-1165/2010-8, принятое судьей Санчат Э.А.,

установил:

Министерство финансов Республики Тыва (далее – министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва (далее – Росфиннадзор, ответчик) о признании недействительным предписания от 20.05.2010 № 63.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13.08.2010 заявленные требования удовлетворены, признано недействительным предписание от 20.05.2010 № 63.

Росфиннадзор обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением от 13.08.2010 не согласен, поскольку в соответствии со статьей 7.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» средства на осуществление полномочий Российской Федерации в области занятости населения носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели; данной статьей не предусмотрено приобретение основных средств; Минфин является получателем средств федерального бюджета, направившим средства федерального бюджета не по целевому назначению; судом не оценено письмо Минфина Российской Федерации от 23.09.2008 № 12-05-06/3637.

Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями №№ 66000059017543, 66000059017550. Росфиннадзор представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие сторон.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

На основании удостоверений № 96 от 24.03.2010 и 96-1 от 01.04.2010, плана контрольной работы Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва на 2010 год; поручения Росфиннадзора №43-01-02-25/180 от 21.01.2010,   проведена  проверка   годового   отчета   об   исполнении   бюджета Республики Тыва, соблюдения бюджетного законодательства при формировании и исполнении бюджета Республики Тыва, заключившей соглашение с Министерством финансов Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов Республики Тыва за 2009 год, в том числе соблюдения расходования субвенций, выделенных из Федерального фонда компенсаций на осуществление полномочий Российской Федерации бюджету Республики Тыва.

По итогам проверки Росфиннадзором вынесено предписание от 20.05.2010 № 63 об устранении выявленных нарушений, в соответствии с которым Минфином Республики Тыва в нарушение статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 и плановый период 2009 и 2010 годов», статьи 13 Федерального закона от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 и плановый период 2010 и 2011 годов», пунктов 1, 2 статьи 7.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» допущено нецелевое использование субвенций, выделенных из Федерального фонда компенсаций на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, на сумму 9 198 952 рубля.

Не согласившись с указанным предписанием, министерство обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федера­ции каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявителем оспаривается предписание Росфиннадзора от 20.05.2010 № 63 об устранении выявленных нарушений, в соответствии с которым Минфином Республики Тыва в нарушение статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 и плановый период 2009 и 2010 годов», статьи 13 Федерального закона от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 и плановый период 2010 и 2011 годов», пунктов 1, 2 статьи 7.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» допущено нецелевое использование субвенций, выделенных из Федерального фонда компенсаций на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, на сумму 9 198 952 рубля.

Суд апелляционной инстанции считает, что указанное предписание не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя по следующим основаниям.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, в соответствии с которым бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

Из содержания изложенных норм права следует, что факт нецелевого использования бюджетных средств, в том числе в виде субвенций из Федерального фонда компенсаций на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости (далее – субвенции), может быть установлен в отношении получателя бюджетных средств (субвенций).

В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.

Бюджетные полномочия получателя бюджетных средств предусмотрены статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Министерство, выполняя исключительно функции администрирования субвенций, получателем бюджетных средств в понимании Бюджетного кодекса не является, следовательно, не может выступать в качестве субъекта вменяемого нарушения бюджетного законодательства в виде нецелевого использования бюджетных средств (субвенций).

Кроме того, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ответчиком не доказан факт нецелевого использования министерством бюджетных средств (субвенций) в сумме 9 198 952 рублей, исходя из следующего.

На основании приложения 4 «Поступление доходов в республиканский бюджет Республики Тыва на 2009 год» Закона Республики Тыва то 31.12.2008 № 1187 ВХ-2 (ред. Закона Республики от 25.12.2009 № 1755 ВХ-2) поступили денежные средства из федерального бюджета в республиканский бюджет по коду бюджетной классификации 2 0203025 02 0000 151 «Субвенции на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, включая расходы по осуществлению этих полномочий» предусмотрено в сумме 311 261,5 тыс. руб.

На основании приложения 8 «Распределение бюджетных ассигнований на 2009 год по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов и классификации расходов бюджета» Закона Республики Тыва то 31.12.2008 № 1187 ВХ-2 (ред. Закона Республики от 25.12.2009 № 1755 ВХ-2) поступившие субвенции распределены по разделу  04,  подразделу 01,  целевой  статье   510  02  00 «Осуществление полномочий  Российской Федерации в области содействия занятости населения, включая расходы по осуществлению этих полномочий» в сумме 107 945,6 тыс. руб.

Как следует из материалов дела, министерством за период с мая по декабрь 2009 года произведено финансирование на основании расходных расписаний (т. 1 л.д. 33-55) за счет субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, включая расходы по осуществлению этих полномочий, по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» в сумме 9 198 952 рублей (9 098 952 рублей + 100 000 рублей, т. 1 л.д. 29, 31, 32).

Административный орган ссылается на то, что в соответствии со статьей 7.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» средства на осуществление полномочий Российской Федерации в области занятости населения носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели; данной статьей не предусмотрено приобретение основных средств.

Суд апелляционной инстанции считает указанный довод ответчика необоснованным в силу следующего.

Статьей 7.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости населения) определены полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктами 2, 3 статьи 7.1 Закона о занятости населения установлено, что средства на осуществление переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий, определяется на основе методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из численности населения и поправочных коэффициентов, учитывающих уровень безработицы и размеры выплат пособий по безработице.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 36 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, которые регулируют порядок предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций на финансовое обеспечение полномочий Российской Федерации, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации (включая расходы на осуществление этих полномочий, оплату услуг почтовой связи и банковских услуг) в соответствии с пунктом 1 статьи 7.1 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 указанных Правил размер субвенций определяется в соответствии с методикой определения общего объема средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Согласно пунктам 30 и 31 Методики определения общего объема средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 35 (действующей в спорный период), при расчете средств субвенции, связанных с расходами органов службы занятости населения субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период предусмотрены затраты:

-  на оплату труда (с учетом начислений) органов и прочие выплаты работникам службы занятости субъектов Российской Федерации (согласно бюджетной классификации расходы по статьям 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда»,   211 «Оплата труда», 212 «Прочие выплаты», 213 «Начисления на оплату труда»);

- материальные затраты и прочие услуги (статьи 220 «Оплата работ, услуг»,  221 «Услуги связи», 222 «Транспортные услуги», 223 «Коммунальные услуги», 224 «Арендная плата за пользование имуществом», 225 «Услуги по содержанию имуществом», 226 «Прочие услуги»);

- другие затраты (статьи

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.11.2010 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также