Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.09.2010 по делу n А33-12153/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

«22» сентября 2010 года

Дело №

А33-12153/2009

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «15» сентября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен          «22» сентября 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: Борисова Г.Н.,

судей: Бычковой О.И., Шошина П.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой Е.А.,

при участии:

от заявителя (ООО «Забайкалресурс») – Нежгальцевой Е.Л., представителя по доверенности от 10.06.2010,

от ответчика (Красноярской таможни) – Петровой О.А., представителя по доверенности от 17.06.2010 №12/33,

рассмотрев апелляционную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «Забайкалресурс»

на решение Арбитражного суда  Красноярского края

от  «30» июня 2010 года по делу  №А33-12153/2009, принятое судьей Крицкой И.П.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Забайкалресурс» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Красноярской таможне (далее – таможня, таможенный орган) о взыскании излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление в размере 187 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 07 октября 2009 года заявление общества удовлетворено частично, с таможни в пользу заявителя взыскана сумма излишне уплаченных таможенных сборов в размере 163 500 рублей, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 января 2010 года решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа  от                        05 апреля 2010 года указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.

При этом, суд кассационной инстанции указал, что судом не исследовался вопрос о том, был ли к заявлению о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин приложен документ, подтверждающий согласие таможенного брокера (закрытого акционерного общества «Транс Логистик Консалт») на возврат обществом таможенных сборов в сумме 95 500 рублей, который наряду с иными документами является правовым основанием для возврата денежных средств.

При новом рассмотрении дела №А33-12153/2009 Арбитражный суд Красноярского края определением от 22 апреля 2010 года привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, таможенного брокера - закрытое акционерное общество «Транс Логистик Консалт».

Решением Арбитражного суда Красноярского края  от 30 июня 2010 года заявление общества удовлетворено частично, с таможни в пользу общества взыскано 68 000 рублей излишне уплаченных таможенных сборов. В остальной части требования отказано.

Общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять по делу новый судебный акт.

Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции неправомерно применил               пункт 2 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального закона от 24.07.2009 №207-ФЗ «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации», который вступил в силу с 01.10.2009, поскольку общество обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных сборов 05.03.2009, то есть до внесения изменений в пункт 2 статьи 355 Кодекса.

Таможенный орган в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с изложенными в ней доводами, просит апелляционный суд оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 08 сентября 2010 года объявлен перерыв до 11 часов 00 минут  15 сентября 2010 года.

После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей заявителя и ответчика.

Закрытое акционерное общество «Транс Логистик Консалт» о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено (телеграммы от 09.09.2010), своих представителей в судебное заседание не направило.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, проверяется  только в пределах доводов апелляционной жалобы.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Общество зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1027501167616.

В 2008 году общество произвело таможенное оформление товара – колеса, рельсы железнодорожные бывшие в употреблении в порядке периодического временного декларирования в соответствии со статьей 138 Кодекса и уплатило таможенные сборы за таможенное оформление по экспортным контрактам в сумме 187 000  рублей.

После вывоза заявленного на экспорт товара общество в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Кодекса представило полные периодические таможенные декларации и уплатило таможенные сборы за таможенное оформление по экспортным контрактам в сумме 163 500 рублей.

Общество обратилось в таможенный орган 05.03.2009 с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных сборов в сумме  183 500 рублей при подаче полных периодических деклараций, полагая, что таможенные платежи уже были уплачены обществом при подаче временных периодических деклараций.

Решением, оформленным в виде письма от 10.03.2009 № 21-61/03876, таможенный орган отказал обществу в возврате денежных средств, сославшись на письмо ФТС России от 08.10.2008 № 01-11/41807 «О таможенных сборах за таможенное оформление», при этом указал, что действующим законодательством не предусмотрен порядок уплаты таможенных сборов за таможенное оформление при применении процедуры периодического временного декларирования, в связи с чем таможенным органам, временно, до особого указания необходимо взимать таможенные сборы за таможенное оформление, как при подаче временных таможенных деклараций, так и при подаче полных таможенных деклараций. Также в данном письме указано, что заявителем не представлен заверенный в установленном порядке образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате денежных средств.

Согласно пояснениям общества от 07.10.2009 с таможни подлежит взысканию                                187 000 рублей, излишне уплаченных таможенных сборов в 2008 году, из которых 163 500 рублей по полным периодическим таможенным декларациям, 23 500 рублей по временным периодическим таможенным декларациям.

С учетом позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в информационном письме от 24.07.2003 № 73, суд рассмотрел требование общества о взыскании с административного органа излишне уплаченных таможенных сборов, как требование имущественного характера.

Оценив представленные доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Из положений подпункта 31 пункта 1 статьи 11, статьи 63.1, пунктом 1 статьи 357.1 Кодекса следует, что за таможенное оформление взимаются таможенные сборы, представляющие собой таможенные платежи, уплата которых является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.

В силу пункта 1 статьи 357.3 Кодекса таможенные сборы исчисляются лицами, ответственными за уплату таможенных сборов, самостоятельно, а также таможенными органами при выставлении требований об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 350 Кодекса.

В соответствии со статьей 357.5 Кодекса плательщиками таможенных сборов являются декларанты и иные лица, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать таможенные сборы.

Статьей 357.10 Кодекса предусмотрено, что ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с названной статьей Кодекса, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 № 863 определены ставки таможенных сборов.

Пункт 7 указанного постановления содержит положение о том, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.

По делу о признании недействующим пункта 7 Постановления от 28.12.2004 № 863 Верховный Суд Российской Федерации в решении от 24.05.2006 № ГКПИ06-495 и определении кассационной коллегии от 03.08.2006 № КАС06-267 отметил, что подача полной таможенной декларации по своей природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации, и указал на отсутствие оснований для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.

С учетом данного вывода установленная пунктом 7 Постановления № 863 обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.

Кроме того, согласно статье 357.6 Кодекса таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.

В статье 357.7 Кодекса установлено, что при декларировании товаров за таможенное оформление уплачиваются таможенные сборы. Уплата таможенных сборов осуществляется по правилам и в формах, которые установлены Кодексом в отношении уплаты таможенных пошлин, налогов.

Статьей 357.8 Кодекса предусмотрено, что взыскание и возврат таможенных сборов осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным Кодексом для взыскания (глава 32) и возврата (глава 33) таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.

Согласно статье 11 Кодекса таможенный сбор - это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.

Таможенная процедура - это совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей

Таможенное оформление начинается при вывозе товаров - в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление. Таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей (статья 60 Кодекса).

Статья 138 Кодекса определяет особенности декларирования товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, в соответствии с обычным ведением внешней торговли необходимые для таможенного оформления.

Из содержания и смысла приведенных норм следует, что периодическое временное декларирование как упрощенный порядок таможенного оформления вывозимых за рубеж российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли начинается по общему правилу в момент представления в таможенный орган временной таможенной декларации (в случаях, предусмотренных Кодексом, - в момент устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление), а завершается представлением в таможенный орган полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Представление временной таможенной декларации, хотя и требует уплаты таможенного сбора за таможенное оформление, не может рассматриваться как оконченный процесс таможенного оформления.

Таким образом, представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений - процедуры периодического таможенного декларирования. В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.

Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что при временном декларировании экспортируемого товара общество  уплатило таможенные сборы в надлежащем размере, поэтому обоснованным является вывод суда о том, что взимание таможенных платежей при подаче полных таможенных деклараций является необоснованным, поэтому таможенный орган неправомерно отказал обществу в возврате излишне уплаченных таможенных сборов по причине отсутствия в Кодексе однозначной правовой нормы, определяющей порядок уплаты таможенных сборов за таможенное оформление при применении процедуры периодического временного декларирования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 355 Кодекса излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кодексом.

Пунктом 9

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.09.2010 по делу n А69-1392/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также