Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17.08.2010 по делу n А74-5223/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
«18» августа 2010 года Дело № А74-5223/2009 г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена «11» августа 2010 года. Полный текст постановления изготовлен «18» августа 2010 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Дунаевой Л.А., судей: Бычковой О.И., Первухиной Л.Ф., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Е.А., при участии: от ответчика (Управления Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия): Оськина А.В., представителя по доверенности от 11.01.2010 № д/10-01, рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от «18» марта 2010 года по делу № А74-5223/2009, принятое судьей Кирилловой Н.П.,
установил: общество с ограниченной ответственностью «Мега СОВД» (далее – истец, общество, ООО «Мега-СОВД») обратилось в арбитражный суд с иском к Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия (далее – ответчик, Управление) о взыскании 321 000 рублей уплаченной государственной пошлины за выдачу разрешения на привлечение иностранных работников, выдачу приглашений и разрешения на работу для иностранных граждан. Определением суда от 12.01.2010 года к участию в деле привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации. Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 18 марта 2010 года заявление удовлетворено частично. С Управления взыскано в пользу ООО «Мега-СОВД» 1000 рублей государственной пошлины и 24 рубля 67 копеек расходов по уплате государственной пошлине. В удовлетворении остальной части иска отказано. Не согласившись с данным судебным актом в части удовлетворения заявления, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в указанной части, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований на том основании, что обществом не был соблюден досудебный порядок обращения с заявлением о возврате, а следовательно, отсутствует предмет спора по вопросу возврата 1000 рублей. Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал. Министерство, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, что подтверждается почтовым уведомлением № 868202, представителей в судебное заседание не направило, отзыв на апелляционную жалобу не представило. Общество своих представителей в судебное заседание не направило. Определения суда о принятии апелляционной жалобы от 21 июня 2010 года направлялись по месту нахождения юридического лица: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, п. Сахарный, ст. Ташеба, 2 км. западнее станции, указанному в Уставе общества, а также по адресу, указанному обществом в заявлении, направленном в суд первой инстанции, в апелляционной жалобе: Республика Бурятия, г. Гусиноозерск, 6-й мкр-н, 24-49. Определения суда возвращены органом почтовой в связи с невручением по причине отсутствия адресата. В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если, копия судебного акта, направленная арбитражным судом по последнему известному суду месту нахождения организации, месту жительства гражданина, не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд. При изложенных обстоятельствах истец считается извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие истца и третьего лица. В судебном заседании объявлялся перерыв до 12 час. 30 мин. 11.08.2010 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Законность и обоснованность решения суда проверяется в обжалуемой части, в пределах апелляционной жалобы в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства. 18.10.2006 истец платежным поручением № 1 уплатил на счет отдела по делам миграции Министерство внутренних дел по Республике Хакасия 1000 рублей государственной пошлины за выдачу приглашений. После уплаты общество не обращалось в Управление с заявлением о совершении юридически значимых действий. Общество 04.12.2009 обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании излишне уплаченной государственной пошлины. Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон и оценив имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам. Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции установил основания для отмены судебного акта в обжалуемой части, исходя из следующего. Согласно статье 123 Конституции Российской Федерации, статьям 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Основания и порядок возврата государственной пошлины определены статьей 333.40. Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), согласно которой уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью, в том числе в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой. В данном случае общество, являясь плательщиком государственной пошлины в силу статьи 333.17 Кодекса, статьи 16 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», уплатило государственную пошлину в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 333.28 Кодекса за выдачу приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина. Из материалов дела следует, что общество не обращалось в Управление за совершением юридически значимого действия (выдачей приглашения). Следовательно, суд первой инстанции правомерно квалифицировал произведенный ООО «Мега-СОВД» платеж в сумме 1000 рублей в качестве излишне уплаченной государственной пошлины. Вместе с тем судом первой инстанции не был проверен установленный порядок возврата сумм государственной пошлины. Согласно пункту 3 статьи 333.40 Кодекса заявление о возврате излишне уплаченной взысканной) суммы госпошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган, уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина. В соответствии с пунктом 7 статьи 333.40 Кодекса возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса. Пунктом 1 статьи 78 Кодекса предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога (сбора) подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика (плательщика сбора) по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику (плательщику сбора) в порядке, предусмотренном данной статьей. Согласно пункту 7 названной статьи заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога (сбора) может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Как следует из материалов дела, на момент обращения ООО «Мега-СОВД» с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд (04.12.2009) указанный трехгодичный срок обществом пропущен (до 18.10.2009). Следовательно, общество утратило право на возврат государственной пошлины в указанном выше порядке. Однако названная норма применительно к пункту 3 статьи 79 Кодекса не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока на подачу такого заявления в налоговый орган обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета сумм излишне уплаченного налога в порядке арбитражного судопроизводства в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте. С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.06.2001 № 173-О, в случае пропуска установленного пунктом 8 статьи 78 Кодекса срока на обращение с заявлением о возврате налога налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы налога в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В этом случае действуют общие правила исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации). Следовательно, пропуск трехгодичного срок для обращения с заявлением о возврате государственной пошлины с момента ее уплаты не препятствует обществу обратиться с иском в суд к Управлению с требованием о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины. С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы о несоблюдении обществом установленного порядка возврата излишне уплаченной суммы государственной пошлины подлежат отклонению, поскольку исковой порядок возврата излишне уплаченной государственной пошлины не предусматривает обязательное обращение плательщика до обращения в суд с заявлением к органу, уполномоченному совершать юридически значимые действия. При этом суд апелляционной инстанции полагает, что в абзаце 3 пункта 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» делается вывод о необходимости соблюдения досудебного порядка урегулирования спора применительно к статье 78 Кодекса, в связи с чем распространять действие данного пункта на статью 79 Кодекса оснований не имеется. Указанный трехгодичный срок в соответствии с положениями статьи 79 Кодекса и статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат исчислению с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о данном факте (о нарушении своих прав). Суд апелляционной инстанции считает, что вопрос определения времени, когда налогоплательщик (плательщик сбора) узнал или должен был узнать об излишней уплате налога (сбора), надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющихся значения для дела обстоятельств, в частности установить причины, по которой налогоплательщик (плательщик сбора) допустил переплату налога (сбора); наличие у него возможности для правильного исчисления налога (сбора), а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога. Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса возлагается на налогоплательщика (плательщика сбора). Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 №12882/08. Как следует из материалов дела, в частности платежного поручения от 18.10.2006 № 1, государственная пошлина в сумме 1000 рублей была уплачена ООО «Мега-СОВД» с целью получения приглашения на въезд иностранных граждан на работу в Российскую Федерацию. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности урегулированы Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Порядок оформления приглашений на въезд в Российскую Федерацию определен главой 2 названного Федерального закона. В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона № 115-ФЗ приглашение на въезд в Российскую Федерацию выдается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции выдает приглашения по ходатайству: 1) органов местного самоуправления; 2) юридических лиц; 3) граждан Российской Федерации и постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан (пункт 4 названной статьи). Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона № 115-ФЗ за выдачу приглашения на въезд иностранного гражданина в Российскую Федерацию, выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников и разрешений на работу взимается государственная пошлина. Таким образом, государственная пошлина за выдачу приглашения на въезд иностранного гражданина в Российскую Федерацию является необходимым условиям для подачи ходатайства в Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что после уплаты государственной пошлины платежным поручением от 18.10.2006 № 1 соответствующее ходатайство обществом в Управление не подавалось. Данная государственная пошлина уплачена обществом после получения 29.09.2006 отказа Управления в выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию китайских специалистов (уведомление Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17.08.2010 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|