Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.07.2010 по делу n А74-4222/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а

                                                                                          

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

«27» июля 2010 года

Дело №

А74-4222/2009

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «27» июля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен          «27» июля 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Дунаевой Л.А.,

судей: Демидовой Н.М., Первухиной Л.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Плинокосовой М.А.,

при участии:

от ответчика (территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия): Фроловой Е.Г., представителя по доверенности от 20.07.2010 № 3181,

рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Саянмрамор-Хакасия»

на решение Арбитражного суда Республики Хакасия

от «28» декабря 2009 года по делу № А74-4222/2009, принятое судьей Тропиной С.М.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Саянмрамор-Хакасия» (далее – заявитель, общество, ООО «Саянмрамор-Хакасия») обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия (далее - ответчик, территориальное управление) в решении вопроса по предоставлению в собственность за плату ООО «Саянмрамор-Хакасия» земельного участка площадью 94892 кв.м., кадастровый № 19:06:110201:332, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, Кибик-Кордонское месторождение мраморов и Высокогорное месторождение гранитов (разрешенное использование – для обслуживания откаточной автодороги от ПК42+50 (профилакторий «Жарки») до ПК117 (промплощадка Карьера)).

Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 29 октября 2009 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 28 декабря 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с данным решением, общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований на том основании, что территориальным управлением допущено бездействие, выразившееся в непредоставлении обществу спорного земельного участка в сроки, предусмотренные статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), что повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя. При этом неполучение ответчиком поручения, отсутствие разработанного и утвержденного порядка продажи федеральных земельных участков территориальным управлением в части выдачи поручений, несогласованность действий ответчика и третьего лица не могут служить препятствиями для реализации прав общества на обращение с заявлением, на его своевременное рассмотрение и на выкуп земельного участка, занятого объектом заявителя.

Ответчик в отзыве с апелляционной жалобой не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месту судебного разбирательства согласно уведомлению №88590, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в судебное заседание своих представителей не направили. Федеральное агентство также в установленном порядке было извещено о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Почтовое уведомление о вручении Федеральному агентству определения от 05 июля 2010 года на дату судебного заседания (22.07.2010) в адрес суда апелляционной инстанции не поступило, в связи, с чем в судебном заседании объявлялся перерыв до 17 час. 50 мин. 27.07.2010 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В порядке статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом направлены копии определения от 05 июля 2010 года телефонограммами от 21.07.2010, от 27.07.2010, а также посредством факсимильной связи (20.07.2010).  Кроме того, информация  по движению делу А74-4222/2009, в том числе отложению судебного разбирательства, об объявлении перерыва в судебном заседании,  размещена на сайте Третьего арбитражного апелляционного суда. На сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в разделе «Банк решений арбитражных судов» опубликованы тексты определений суда апелляционной инстанции по данному делу.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии указанных лиц, участвующих в деле.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

ООО «Саянмрамор-Хакасия» на праве собственности принадлежит объект недвижимости - откаточная автодорога от автодороги г. Саяногорск - пос. Черемушки до промлощадки карьера протяженностью 12400 м., площадью 136400 кв.м., распложенная по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, Кибик-Кордонское месторождение мрамора, литера В23В24В25, что подтверждается свидетельством от 10.02.2003 серии 19 МЮ № 123825.

Администрация муниципального образования Бейский район (арендодатель) и ООО «Саянмрамор-Хакасия» (арендатор) заключили договор аренды от 20.06.2005 в отношении находящегося в государственной собственности, земельного участка, по условиям которого арендодатель предоставляет арендатору в аренду земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и т.д., кадастровый номер 19:06:110201:0332, общей площадью 94832 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, Кибик-Кордонское месторождение мраморов и Высокогорное месторождение гранитов, в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка, для обслуживания откаточной автодороги от ПК 42+50 (профилакторий «Жарки») до ПК117 (промплощадка Карьера). Период аренды участка определен сторонами с 01.01.2005 по 01.01.2010 (пункт 2.1.)

12.02.2007 Российская Федерация в лице территориального управления и ООО «Саянмрамор-Хакасия» заключили соглашение № 1 о переводе на Российскую Федерацию в лице территориального управления прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 20 июля 2005 года.

В силу статьи 131, части 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка от 20.07.2005 и соглашение № 1 от 12.02.2007    зарегистрированы в установленном порядке, что подтверждается отметками о государственной регистрации сделки от 04.07.2006 № 19-19-03/006/2006-725 и от 26.06.2007 № 19-19-03/008-2007-540.

17.07.2009 общество обратилось в территориальное управление с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков, в том числе земельного участка площадью 94892 кв.м., расположенного по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, Кибик-Кордонское месторождение мраморов и Высокогорное месторождение гранитов, кадастровый номер 19:06:110201:332, для обслуживания откаточной автодороги от ПК 42+50 (профилакторий «Жарки») до ПК 117 (промплощадка Карьера).

Письмами от 22.07.2009 № 579 и от 31.07.2009 № 721 в ответ на  указанное заявление общества территориальное управление сообщило заявителю о необходимости представления дополнительных документов и о том, что для принятия решений о продаже земельных участков необходимо предоставить справки о процентом соотношении стоимости выкупаемых земельных участков к стоимости имущества общества. Заявителю также разъяснено, что после представления дополнительных документов заявка на выкуп участков будет направлена на рассмотрение в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

ООО «Саянмрамор-Хакасия», считая бездействие территориального управления о непринятии решения о продаже спорного земельного участка в собственность незаконным и нарушающим его права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции установил основания для отмены судебного акта.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий – несоответствие его закону  или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд апелляционной инстанции считает, что территориальное управление не доказало законность бездействия по непринятию решения о продаже спорного земельного участка в собственность.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Кодекса граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно статье 29 Кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.

В силу части 1 статьи 36 Кодекса исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 5 указанной статьи установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 № 370 (далее - Перечень документов).

Пунктом 6 статьи 36 Кодекса предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.07.2010 по делу n А74-574/2010. Изменить решение  »
Читайте также