Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.03.2010 по делу n А29-12721/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 29 марта 2010 года Дело № А29-12721/2009 Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Черных Л.И., судей Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой Е.В., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Сыктывкару на решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.01.2010 по делу № А29-12721/2009, принятое судом в составе судьи Макаровой Л.Ф., по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Окна Столицы» к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Сыктывкару о признании недействительными решений от 23.11.2009 № 11325 и № 14549, установил:
общество с ограниченной ответственностью «Окна Столицы» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Сыктывкару (далее – Инспекция) от 23.11.2009 № 11325 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и от 23.11.2009 № 14549 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке. Решением Арбитражного суда Республики Коми от 12.01.2010 заявленные требования удовлетворены. Инспекция с принятым судебным актом не согласилась, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. Заявитель в апелляционной жалобе указывает, что налоговым законодательством не предусмотрено прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налога в период нахождения его в стадии ликвидации; не ограничено право налоговых органов на взыскание налога до окончания установленного периода для выявления кредиторов ликвидируемой организации и составления промежуточного ликвидационного баланса; не предусмотрена обязанность налоговых органов по отзыву инкассовых поручений, направляемых в банк в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае принятия в отношении юридического лица решения о его ликвидации. По мнению налогового органа, взыскание налогов и сборов в соответствии со статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации до утверждения промежуточного ликвидационного баланса не противоречит действующему законодательству. Кроме того, Инспекция обращает внимание суда на то, что в случае если стоимость имущества юридического лица будет недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в рамках процедуры банкротства; при этом требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве в том случае, если они подтверждены соответствующими решениями о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника, либо вступившим в законную силу решением суда. Следовательно, отмена оспариваемых решений налогового органа лишает Инспекцию возможности обращения в суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда Республики Коми от 24.12.2009 по делу № А29-13040/2009 принято к производству заявление о признании Общества несостоятельным (банкротом). Общество в отзыве на апелляционную жалобу не согласно с доводами налогового органа, просит решение суда оставить без изменения. Стороны своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, ООО «Окна Столицы» зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией муниципального образования «Город Сыктывкар» 20.08.2001 за № 335/2001. 29.10.2009 участниками ООО «Окна Столицы» принято решение о ликвидации Общества и назначении ликвидатора Общества. В соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 06.11.2009 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица, о формировании ликвидационной комиссии юридического лица и назначении ликвидатора. 20.10.2009 ООО «Окна Столицы» представило в ИФНС России по г.Сыктывкару налоговую декларацию по единому социальному налогу за 9 месяцев 2009 года, согласно которой сумма налога, подлежащего уплате, составила 47 610 рублей. В связи с неуплатой налога Инспекция 29.10.2009 направила Обществу требование от 27.10.2009 № 29430 об уплате этого налога и пеней в сумме 8 058 рублей 95 копеек в срок до 12.11.2009. Поскольку в указанный срок требование Обществом исполнено не было, Инспекция на основании статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации приняла решение от 23.11.2009 № 11325 о взыскании налога и пеней за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и направила в Коми отделение № 8617 Сберегательного банка России (ОАО) инкассовые поручения от 23.11.2009 № 21654, 21655, 21656, 21657, 21658, 21659, 21660, 21661. Одновременно налоговым органом в обеспечение исполнения вышеназванного решения на основании статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации принято решение от 23.11.2009 № 14549 о приостановлении операций по счетам ООО «Окна Столицы» в Сыктывкарском филиале ОАО «Промсвязьбанк». Не согласившись с указанными решениями, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их недействительными. Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался пунктами 1, 2 статьи 45, статьями 46, 49, пунктом 1 статьи 72, пунктами 1, 2 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 62, статьей 63, пунктами 1, 2, 5 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации налоговый орган не вправе производить принудительное взыскание налогов, пеней и штрафов; признание незаконным решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках означает отсутствие оснований для приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке. Рассмотрев апелляционную жалобу, Второй арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для ее удовлетворения. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Пунктом 2 статьи 45 Кодекса установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. В силу пунктов 1 и 2 статьи 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Вместе с тем статьей 49 Кодекса предусмотрен особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации. Согласно пункту 1 статьи 49 Кодекса обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 49 Кодекса). В силу статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами. Порядок ликвидации юридического лица определен в статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. В частности, ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами; принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомляет их о ликвидации юридического лица; после окончания срока для предъявления требований кредиторов составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Учредители (участники) юридического лица утверждают промежуточный ликвидационный баланс (пункт 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации) и уведомляют регистрирующий орган о его составлении (пункт 3 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). В соответствии с пунктом 4 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу пункта 1 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации погашается в третью очередь. Положения названных норм не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации, в частности налоговыми органами, иного порядка и очередности удовлетворения своих требований. Таким образом, в период нахождения налогоплательщика – организации в стадии ликвидации налоговый орган не вправе производить принудительное взыскание налогов, пеней и штрафов. Из материалов дела видно, что оспариваемое Обществом решение налогового органа о взыскании налога и пеней за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках принято 23.11.2009, то есть после принятия решения о ликвидации Общества и назначении ликвидатора и внесении указанных сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (06.11.2009), в период нахождения Общества в стадии ликвидации. С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение Инспекции от 23.11.2009 № 11325 о взыскании налога и пеней за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках противоречит положениям налогового и гражданского законодательства и нарушает очередность удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика. Согласно пункту 8 статьи 46 Кодекса при взыскании налога налоговым органом может быть применено в порядке и на условиях, которые установлены статьей 76 настоящего Кодекса, приостановление операций по счетам налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя в банках. В соответствии с пунктом 1 статьи 72, пунктом 1 статьи 76 Кодекса приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 76 настоящего Кодекса. На основании пункта 2 статьи 76 Кодекса решение о приостановлении операций налогоплательщика – организации по его счетам в банке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком – организацией этого требования. При этом решение о приостановлении операций налогоплательщика – организации по его счетам в банке может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога. При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Коми правомерно признал недействительным решение Инспекции от 23.11.2009 № 11325 о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и принятое в обеспечение его исполнения решение Инспекции от 23.11.2009 № 14549 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке в связи с отсутствием оснований для приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке. Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению как не соответствующие приведенным нормам налогового и гражданского законодательства. Ссылка заявителя апелляционной жалобы на определение Арбитражного суда Республики Коми от 24.12.2009 по делу № А29-13040/2009 не может быть принята во внимание, поскольку оспариваемые решения приняты Инспекцией в период нахождения Общества в стадии ликвидации по решению его участников о ликвидации юридического лица и до возбуждения производства по делу о банкротстве; в данном случае рассматриваемое требование Инспекции не может быть признано как подлежащее принудительному исполнению за счет денежных средств налогоплательщика путем вынесения налоговым органом соответствующего решения в порядке, установленном статьей 46 Кодекса. Следовательно, апелляционная жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины с апелляционной жалобы. Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.01.2010 по делу № А29-12721/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Сыктывкару – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке. Председательствующий Л.И. Черных Судьи
М.В. Немчанинова
Т.В. Хорова Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.03.2010 по делу n А82-19211/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|