Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.03.2010 по делу n А29-12721/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

29 марта 2010 года

Дело № А29-12721/2009

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Черных Л.И.,

судей Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Сыктывкару

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.01.2010 по делу

№ А29-12721/2009, принятое судом в составе судьи Макаровой Л.Ф.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Окна Столицы»

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Сыктывкару

о признании недействительными решений от 23.11.2009 № 11325 и № 14549,

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью «Окна Столицы» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Сыктывкару (далее – Инспекция) от 23.11.2009 № 11325 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и от 23.11.2009 № 14549 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 12.01.2010 заявленные требования удовлетворены.

Инспекция с принятым судебным актом не согласилась, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.

Заявитель в апелляционной жалобе указывает, что налоговым законодательством не предусмотрено прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налога в период нахождения его в стадии ликвидации; не ограничено право налоговых органов на взыскание налога до окончания установленного периода для выявления кредиторов ликвидируемой организации и составления промежуточного ликвидационного баланса; не предусмотрена обязанность налоговых органов по отзыву инкассовых поручений, направляемых в банк в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае принятия в отношении юридического лица решения о его ликвидации. По мнению налогового органа, взыскание налогов и сборов в соответствии со статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации до утверждения промежуточного ликвидационного баланса не противоречит действующему законодательству. Кроме того, Инспекция обращает внимание суда на то, что в случае если стоимость имущества юридического лица будет недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в рамках процедуры банкротства; при этом требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве в том случае, если они подтверждены соответствующими решениями о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника, либо вступившим в законную силу решением суда. Следовательно, отмена оспариваемых решений налогового органа лишает Инспекцию возможности обращения в суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда Республики Коми от 24.12.2009 по делу № А29-13040/2009 принято к производству заявление о признании Общества несостоятельным (банкротом).

Общество в отзыве на апелляционную жалобу не согласно с доводами налогового органа, просит решение суда оставить без изменения.

Стороны своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ООО «Окна Столицы» зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией муниципального образования «Город Сыктывкар» 20.08.2001 за № 335/2001.

29.10.2009 участниками ООО «Окна Столицы» принято решение о ликвидации Общества и назначении ликвидатора Общества. В соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 06.11.2009 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица, о формировании ликвидационной комиссии юридического лица и назначении ликвидатора.

20.10.2009 ООО «Окна Столицы» представило в ИФНС России по г.Сыктывкару налоговую декларацию по единому социальному налогу за 9 месяцев 2009 года, согласно которой сумма налога, подлежащего уплате, составила 47 610 рублей.

В связи с неуплатой налога Инспекция 29.10.2009 направила Обществу требование от 27.10.2009 № 29430 об уплате этого налога и пеней в сумме 8 058 рублей 95 копеек в срок до 12.11.2009.

Поскольку в указанный срок требование Обществом исполнено не было, Инспекция на основании статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации приняла решение от 23.11.2009 № 11325 о взыскании налога и пеней за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и направила в Коми отделение № 8617 Сберегательного банка России (ОАО) инкассовые поручения от 23.11.2009 № 21654, 21655, 21656, 21657, 21658, 21659, 21660, 21661.

Одновременно налоговым органом в обеспечение исполнения вышеназванного решения на основании статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации принято решение от 23.11.2009 № 14549 о приостановлении операций по счетам ООО «Окна Столицы» в Сыктывкарском филиале ОАО «Промсвязьбанк».

Не согласившись с указанными решениями, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их недействительными.

Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался пунктами 1, 2 статьи 45, статьями 46, 49, пунктом 1 статьи 72, пунктами 1, 2 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 62, статьей 63, пунктами 1, 2, 5 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации налоговый орган не вправе производить принудительное взыскание налогов, пеней и штрафов; признание незаконным решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках означает отсутствие оснований для приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке.

Рассмотрев апелляционную жалобу, Второй арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для ее удовлетворения. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Пунктом 2 статьи 45 Кодекса установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

Вместе с тем статьей 49 Кодекса предусмотрен особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации.

Согласно пункту 1 статьи 49 Кодекса обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 49 Кодекса).

В силу статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.

Порядок ликвидации юридического лица определен в статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. В частности, ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами; принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомляет их о ликвидации юридического лица; после окончания срока для предъявления требований кредиторов составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Учредители (участники) юридического лица утверждают промежуточный ликвидационный баланс (пункт 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации) и уведомляют регистрирующий орган о его составлении (пункт 3 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

В соответствии с пунктом 4 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу пункта 1 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации погашается в третью очередь.

Положения названных норм не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации, в частности налоговыми органами, иного порядка и очередности удовлетворения своих требований.

Таким образом, в период нахождения налогоплательщика – организации в стадии ликвидации налоговый орган не вправе производить принудительное взыскание налогов, пеней и штрафов.

Из материалов дела видно, что оспариваемое Обществом решение налогового органа о взыскании налога и пеней за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках принято 23.11.2009, то есть после принятия решения о ликвидации Общества и назначении ликвидатора и внесении указанных сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (06.11.2009), в период нахождения Общества в стадии ликвидации.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение Инспекции от 23.11.2009 № 11325 о взыскании налога и пеней за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках противоречит положениям налогового и гражданского законодательства и нарушает очередность удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика.

Согласно пункту 8 статьи 46 Кодекса при взыскании налога налоговым органом может быть применено в порядке и на условиях, которые установлены статьей 76 настоящего Кодекса, приостановление операций по счетам налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя в банках.

В соответствии с пунктом 1 статьи 72, пунктом 1 статьи 76 Кодекса приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 76 настоящего Кодекса.

На основании пункта 2 статьи 76 Кодекса решение о приостановлении операций налогоплательщика – организации по его счетам в банке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком – организацией этого требования.

При этом решение о приостановлении операций налогоплательщика – организации по его счетам в банке может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога.

При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Коми правомерно признал недействительным решение Инспекции от 23.11.2009 № 11325 о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и принятое в обеспечение его исполнения решение Инспекции от 23.11.2009 № 14549 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке в связи с отсутствием оснований для приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке.

Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению как не соответствующие приведенным нормам налогового и гражданского законодательства.

Ссылка заявителя апелляционной жалобы на определение Арбитражного суда Республики Коми от 24.12.2009 по делу № А29-13040/2009 не может быть принята во внимание, поскольку оспариваемые решения приняты Инспекцией в период нахождения Общества в стадии ликвидации по решению его участников о ликвидации юридического лица и до возбуждения производства по делу о банкротстве; в данном случае рассматриваемое требование Инспекции не может быть признано как подлежащее принудительному исполнению за счет денежных средств налогоплательщика путем вынесения налоговым органом соответствующего решения в порядке, установленном статьей 46 Кодекса.

Следовательно, апелляционная жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины с апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

 

решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.01.2010 по делу № А29-12721/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Сыктывкару  – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий                                      

Л.И. Черных

Судьи                         

 

М.В. Немчанинова

 

Т.В. Хорова

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.03.2010 по делу n А82-19211/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также