Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.03.2010 по делу n А29-10789/2009. Отменить решение, Принять отказ от иска, Прекратить производство по делу (ст. 49, 150, 151, 269 АПК)

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

05 марта 2010 года

Дело № А29-10789/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2010 года. 

Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2010 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Гуреевой О.А.,

судей Кобелевой О.П., Бармина Д.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Видякиной М.С., 

при участии в судебном заседании:

представителей истца Велиева Р.Р., действующего на основании доверенности от 23.10.2009, Ватаманова В.Е., действующего на основании доверенности от 01.09.2009,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лужки на Ручейной" 

на решение Арбитражного суда Республики Коми от  21.12.2009 по делу № А29-10789/2009, принятое судом в составе судьи Изъюровой Т.Ф.

по иску общества с ограниченной ответственностью "Лужки на Ручейной" 

к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления по Республике Коми

о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, обязании предоставить в аренду и заключить договор аренды земельного участка,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Лужки на Ручейной"  обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Коми к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления по Республике Коми о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, обязании предоставить в аренду и заключить договор аренды земельного участка.

Решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.12.2009 в иске отказано.

При принятии решения суд принял во внимание Постановление Правительства РФ от 03.04.2008 № 234 «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности», которым для федеральных органов исполнительной власти установлен запрет на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности.

Общество с ограниченной ответственностью "Лужки на Ручейной" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 21.12.2009, удовлетворив требования истца.

По мнению заявителя, суд первой инстанции не учел, что на момент принятия Постановления № 234 земельный участок уже был согласован и предоставлен истцу в аренду для целей строительства на основании распоряжения Теруправления № 25 от 20.02.2007; суд не принял во внимание исключения, содержащиеся в п.п. «в» п. 3 и п.п. 2 п.4 Постановления № 234, согласно которым мораторий не распространяется на сделки, связанные с недвижимым имуществом, передаваемым в аренду и на случаи предоставления земельных участков по результатам состоявшихся до вступления в силу Постановления торгов либо аукционов. Кроме того, заявитель полагает, что земельный участок может быть предоставлен истцу в аренду по основанию, предусмотренному п.15 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ».

Ответчик в отзыве с доводами жалобы не согласен, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Судом установлено, что 20.02.2007 Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом в лице Территориального управления по республике Коми издано распоряжение № 25 о предоставлении ООО «Лужки на Ручейной» земельного участка  из земель сельскохозяйственного назначения государственного учреждения «Научно-исследовательский и проектно-технологический институт АПК РК» площадью 199000 кв.м.  в соответствии с актом выбора земельного участка для строительства и согласования намеченных проектных решений по объекту.

Как следует из распоряжения, оно издано на основании абз.4 п.15 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», постановлений главы администрации МО «Город Сыктывкар» от 29.05.2002 № 5/1598 «Об утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта и от 04.08.04 № 8/2655 «О продлении срока действия постановления главы администрации от 29.02.2002 № 5/1598» и в соответствии с заявлением ООО «Лужки на Ручейной» от 19.02.2007.

Указанным распоряжением Обществу предписано: провести межевание и постановку на кадастровый учет земельного участка; представить в Теруправление согласование Россельхозакадемии на изъятие земельного участка; после получения названных документов обратиться в Теруправление с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду; произвести возмещение потерь сельскохозяйственного производства.

После получения необходимых документов и осуществления действий, предусмотренных распоряжением, истец с целью заключения договора аренды обратился в Теруправление с заявлением от 31.02.2009 о предоставлении в аренду земельного участка.

Письмом от 08.04.2009 Теруправление, ссылаясь на запрет, установленный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2008 № 234 «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках», сообщило о невозможности предоставления в аренду ООО «Лужки на Ручейной» спорного земельного участка.

Считая отказ ответчика незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

При рассмотрении спора в суде апелляционной инстанции истец отказался от иска в части требования об обязании ответчика предоставить земельный участок, поскольку считает, что земельный участок был предоставлен ему ранее в соответствии с п. 15 ст. 3 ФЗ от 25.01.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»  на основании распоряжения Теруправления № 25 от  20.02.2007. Полагая, что указанное распоряжение не отменено, не оспорено и не признано недействительным Общество считает его действующим. 

Частичный отказ истца от иска принимается апелляционным судом, т.к. не противоречит закону и не нарушает права других лиц. Производство по делу в части требования об обязании ответчика предоставить земельный участок подлежит прекращению.

Требование об обязании ответчика заключить договор аренды земельного участка истец  в апелляционной инстанции поддержал.

Отказывая в удовлетворении указанного требования, суд первой инстанции правомерно принял во внимание Постановление Правительства РФ от 03.04.2008 № 234 «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках».

Пунктом 1 Постановления от 03.04.2008 N 234 установлен для федеральных органов исполнительной власти запрет на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности. При этом указанные участки должны быть:

а) предоставлены федеральным государственным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям, Российской академии наук, отраслевым академиям наук и созданным такими академиями организациям либо не предоставлены гражданам или юридическим лицам;

б) расположены в границах населенных пунктов либо в определенных пределах от границ населенных пунктов.

ООО «Лужки на Ручейной» полагает, что запрет, введенный Постановлением № 234, на него не распространяется, т.к. п.п. «в» п.3 и п.п. «а» п.4 постановления предусматривают исключения, которые, по мнению истца, применимы к рассматриваемой ситуации.

В соответствии с п.п. «в» п.3 Постановления № 234 федеральным  органам исполнительной власти запрещено согласовывать сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом, находящимся в федеральной собственности, закрепленным за федеральным государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения и расположенным на земельных участках, указанных в п. 1 Постановления, за исключением передачи в аренду.

Из изложенного следует, что отношения, регулируемые данным пунктом, не связаны со сделками, совершаемыми непосредственно с земельными участками, а  касаются объектов недвижимости, находящихся на земельных участках. Следовательно, ссылки заявителя на данный пункт подлежат отклонению, как  несостоятельные.

В пункте 4 Постановления № 234 определены случаи предоставления федеральных земельных участков, указанных в п.1, после вступления постановления в силу, на которые не распространяется запрет. В данном пункте указано, что запрет не распространяется, в частности, на случаи предоставления земельных участков по результатам состоявшихся до вступления в силу Постановления торгов по продаже земельных участков, находящихся в федеральной собственности, или продаже права на заключение договора аренды таких земельных участков либо аукционов на право заключения инвестиционного договора в отношении находящихся в федеральной собственности земельных участков и объектов недвижимого имущества, расположенных на таких земельных участках.

Содержания данного пункта также свидетельствует о том, что он не может быть применим к спорным правоотношениям.

Учитывая, что письменное заявление истца о предоставлении земельного участка для заключения договора аренды направлено ответчику в период действия запрета на согласование сделок, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности, установленного Постановлением Правительства № 234 от 03.04.2008, и принимая во внимание, что исключения, предусмотренные Постановлением, не распространяются на спорные правоотношения сторон, суд первой инстанции правомерно не нашел оснований для удовлетворения требований истца.

Предположение заявителя, изложенные в дополнении к апелляционной жалобе, о том, что спорный земельный участок не является федеральной собственностью, надлежащим образом не обосновано и опровергается материалами дела. Как следует из  кадастровой выписи о земельном участке, собственником земельного участка с кадастровым № 11:05:0104001:161 является Российская Федерация.

При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. 

Руководствуясь п.п.4 п.1 ст. 150, ст. 258, ст. 268, п. 3 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд 

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Коми от  21.12.2009 по делу № А29-10789/2009 изменить.

Производство по делу в части требования о предоставлении земельного участка прекратить.

В остальной части решение суда от 21.12.2009 оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий                                      

О.А. Гуреева

Судьи             

О.П. Кобелева

Д.Ю. Бармин

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.03.2010 по делу n А82-9708/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также