Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.02.2010 по делу n А29-8882/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 08 февраля 2010 года Дело № А29-8882/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2010 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Черных Л.И., судей Лобановой Л.Н., Хоровой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой Е.В., без участия в судебном заседании представителей сторон, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.12.2009 по делу №А29-8882/2009, принятое судом в составе судьи Маклаковой С.В., по заявлению Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми к Агентству Республики Коми по социальному развитию о взыскании 7 564 рублей 55 копеек, установил:
Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о взыскании с Агентства Республики Коми по социальному развитию (далее – Агентство) задолженности по договору о финансовом обеспечении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицом, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» в сумме 7 564 рублей 55 копеек. Решением Арбитражного суда Республики Коми от 02.12.2009 заявленные требования удовлетворены: с Агентства в пользу Учреждения взыскано 7 564 рубля 55 копеек излишне выплаченных сумм пособия по уходу за ребенком. Агентство не согласилось с принятым судебным актом и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. Заявитель апелляционной жалобы считает неправомерным вывод суда о том, что Агентством не подтверждено целевое использование средств Фонда социального страхования на выплату пособий по уходу за ребенком, поскольку денежные средства Фонда социального страхования использовались Агентством на те цели, на которые они предусматривались – на выплату пособий по уходу за ребенком. Кроме того, заявитель апелляционной жалобы считает, что взыскание излишне выплаченных сумм пособий с органа, назначившего государственное пособие гражданам, подлежит только при наличии его вины, то есть возмещение излишне выплаченных сумм государственных пособий по уходу за ребенком должно производиться не за счет Агентства, а за счет получателей пособий; переплата пособий по уходу за ребенком стала возможной в результате представления получателями пособий недостоверных справок и сведений. Также Агентство ссылается на то, что излишне выплаченные суммы пособий по уходу за ребенком не подпадают под гражданско-правовое понятие убытков; уплата взысканной суммы приведет к нецелевому использованию Агентством средств республиканского бюджета Республики Коми. Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу не согласно с доводами Агентства, просит решение суда оставить без изменения. Стороны надлежащим образом извещены о месте и времени слушания дела, представителей в суд не направили, просят рассмотреть дело в их отсутствие. Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, между Учреждением и Агентством заключен договор от 26.12.2007 № 335 о финансовом обеспечении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Учреждением проведена проверка использования Агентством средств на выплату пособий по уходу за ребенком, в результате которой выявлено, что в 2008 году с нарушением назначено и выплачено пособий на сумму 9 913 рублей 62 копеек. Указанная сумма излишней выплаты пособий (задолженности) отражена в акте сверки расчетов по договору от 26.12.2007 № 335 за 2008 год. Учреждение в адрес Агентства направило претензию от 16.02.2009 № 01-18/05-2991 с просьбой о погашении задолженности в сумме 9 913 рублей 62 копеек в срок до 25.02.2009. Платежным поручением от 27.02.2009 № 57481 Агентство погасило задолженность в сумме 2 349 рублей 07 копеек. В связи с тем, что Агентство не погасило задолженность в остальной сумме 7 564 рублей 55 копеек, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 866 и пришел к выводу о том, что Агентством не подтверждено целевое использование средств Фонда социального страхования на выплату пособий по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию; ответственность за понесенные Учреждением убытки в виде излишне выплаченных сумм пособий по уходу за ребенком, должна быть возложена на Агентство. Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения. На основании статьи 3 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Федеральный закон № 81-ФЗ) одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, является ежемесячное пособие по уходу за ребенком. В соответствии со статьей 13 Федерального закона № 81-ФЗ в перечень лиц, имеющих право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, включены лица, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию (один из родителей, опекун, другие родственники, в том числе, если мать и (или) отец лишены родительских прав, уклоняются от воспитания детей). Согласно частям 2 и 3 статьи 3 Федерального закона № 81-ФЗ порядок и условия назначения выплаты перечисленных в настоящей статье государственных пособий устанавливаются Правительством Российской Федерации в части, не определенной настоящим Федеральным законом. Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В подпунктах «е» и «ж» пункта 35 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 865 (далее - Положение) указан перечень лиц, имеющих право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в частности, матери либо отцы, либо опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования и находящихся в отпуске по уходу за ребенком); другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию, в случае, в том числе если мать и (или) отец лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений. Согласно подпунктам «а» и «б» пункта 4 Положения государственные пособия не назначаются гражданам, дети которых находятся на полном государственном обеспечении; гражданам, лишенным родительских прав. На основании подпункта 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» Учреждение вправе обращаться в арбитражный суд с иском о возмещении вреда, причиненного Фонду социального страхования. Как видно из материалов дела, в 2008 году Агентство излишне выплатило пособия по уходу за ребенком в сумме 7 564 рублей 55 копеек следующим лицам: Шатковой С.В. и Рудометкиной Е.В., поскольку они получили пособия по уходу за детьми, которые были направлены в дом ребенка, то есть находились на полном государственном обеспечении; и Абрамовой И.Ю., поскольку она получила пособие по уходу за вторым ребенком в размере, с учетом первого ребенка, в отношении которого она была лишена родительских прав, что является нарушением статьи 13 Федерального закона № 81-ФЗ и пункта 4 указанного Положения. В пункте 57 Положения предусмотрено, что получатели государственных пособий обязаны извещать не позднее чем в месячный срок органы социальной защиты населения, организации, назначающие государственные пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты. Решениями мировых судов от 02.07.2008 по делу № 2-880/08, от 25.12.2008 по делу № 2-944/08, от 20.04.2009 № 2-442/2009 установлено, что Шаткова С.В., Рудометкина Е.В и Абрамова И.Ю. имели право на получение пособий по уходу за ребенком; пособия были назначены им в установленном порядке. При этом указанные лица не сообщили в орган социальной зашиты населения о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пособий и изменение размера пособия, и получили назначенные пособия по уходу за ребенком. Следовательно, не имело место нецелевое и необоснованное использование Агентством средств Фонда социального страхования на выплату пособий по уходу за ребенком. Указанными решениями мировых судов признано, что переплата сумм государственных пособий произошла по вине получателей пособий и суммы излишне полученных Шатковой С.В., Рудометкиной Е.В и Абрамовой И.Ю. пособий в размере 7 564 рублей 55 копеек взысканы с них по заявлению территориального органа Агентства. При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Коми правильно взыскал с Агентства в пользу Учреждения излишне выплаченную сумму пособий по уходу за ребенком в размере 7 564 рублей 55 копеек. Доводы Агентства о том, что взыскание излишне выплаченных пособий приведет к нецелевому использованию Агентством средств республиканского бюджета Республики Коми, подлежат отклонению как необоснованные и не подтвержденные документально. С учетом изложенного апелляционная жалоба Агентства удовлетворению не подлежит. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Агентство освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе. Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.12.2009 по делу №А29-8882/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке. Председательствующий Л.И. Черных Судьи
Л.Н. Лобанова
Т.В. Хорова Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.02.2010 по делу n А82-2753/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|