Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.01.2010 по делу n А82-7297/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 26 января 2010 года Дело № А82-7297/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 26 января 2010 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Лысовой Т.В., судей Буториной Г.Г., Перминовой Г.Г.,при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буйских Э.Н., при участии в судебном заседании представителя заявителя – Воротынцева М.А. по доверенности от 22.06.2009, рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Родина» на решение Арбитражного суда Ярославской области от 17.09.2009 по делу № А82-7297/2009, принятое судом в составе судьи Сурововой М.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Родина» к администрации Угличского муниципального района Ярославской области третье лицо: Департамент лесного хозяйства Ярославской области о признании отказа недействительным,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Родина» (далее – заявитель, Общество, ООО «Родина») обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным отказа администрации Угличского муниципального района Ярославской области (далее – ответчик, Администрация) в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком из категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, площадью 3536 га, кадастровый номер 76:16:000000:42, расположенного по адресу: Ярославская область, Угличский район, Слободская волость, на право собственности и обязании Администрации принять решение о предоставлении Обществу указанного участка на праве собственности. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент лесного хозяйства Ярославской области (далее – Департамент лесного хозяйства). Решением суда первой инстанции от 17.09.2009 в удовлетворении данных требований отказано. Не согласившись с вынесенным решением, ООО «Родина» обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение от 17.09.2009 отменить и принять новый судебный акт. Общество считает, что суд не применил статью 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ) и статью 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137-ФЗ). Право постоянного (бессрочного) пользования заявителя юридически действительно и никем не оспорено. Постановка спорного земельного участка на кадастровый учет как земель сельскохозяйственного назначения также не оспаривалась. Принадлежность данного участка к землям лесного фонда не доказана. Договоры безвозмездного пользования заключены на земельные участки, имеющие иные кадастровые номера. Свидетельство о государственной регистрации права федеральной собственности подтверждает данное право в отношении участков лесного фонда, которые, исходя из кадастрового номера, находятся в Ярославском районе, тогда как интересующий заявителя участок расположен в границах Угличского района. Материалы лесоустройства 1999 года не утверждены органом управления лесного хозяйства. Кроме того, согласно письмам Департамента лесного хозяйства от 06.07.2009 № 02-27-10/952 и ГУ ЯО «Угличское лесничество» от 04.05.2009 № 65 земельный участок Общества не включен в состав лесного фонда. Его перевод в категорию земель лесного фонда не осуществлялся. В постановлении Администрации Ярославской области от 10.09.2007 № 384-а спорный участок отнесен к землям сельскохозяйственного назначения. Также заявитель указывает на неверное толкование судом положений пункта 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ). По мнению ООО «Родина», функцию защиты могут выполнять не только леса, созданные при проведении агромелиоративных мероприятий, но и леса, образованные естественным путем. В отзыве на апелляционную жалобу Департамент лесного хозяйства считает решение суда от 17.09.2009 законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу – без удовлетворения. Указывает на то, что участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, на основании соответствующих договоров были переданы в безвозмездное пользование ТОО «Родина» и ТОО им. Матросова, в результате слияния которых образовалось ООО «Родина». Факт регистрации права федеральной собственности на земли лесного фонда не был положен в основу решения суда. Государственный учет лесного фонда осуществлялся на основании материалов лесоустройства в отношении участков ТОО «Родина» и ТОО им. Матросова. Общество не представило доказательства, подтверждающие принадлежность имеющихся у него лесов к защитным лесам сельскохозяйственного назначения. Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила. В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании апелляционного суда объявлялся перерыв с 25.01.2010 до 26.01.2010. Администрация и Департамент лесного хозяйства явку представителей в апелляционный суд не обеспечили, о времени и месте судебного заседания и перерыве извещены надлежащим образом. Представитель ООО «Родина», присутствовавший в заседании 25.01.2010 и извещенный о перерыве под роспись, по окончании перерыва участие в судебном заседании не принял. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела завершено в отсутствие представителей заявителя, ответчика и третьего лица. Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28.04.2003 главой Угличского муниципального округа издано постановление № 319 «Об утверждении площадей земельных угодий СПК «Родина», которым были утверждены проекты землеустройства (перераспределения земель) СПК «Родина». В результате чего за данным сельскохозяйственным предприятием был закреплен земельный участок общей площадью 7703 га, в том числе: в собственности – 886 га, в постоянном (бессрочном) пользовании – 3536 га, на праве аренды – 195 га, в общей долевой собственности граждан – собственников земельных долей – 3086 га (в ред. постановления от 12.09.2003 № 654). 12.05.2003 земельный участок площадью 3536 га с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства поставлен на кадастровый учет под номером 76:16:000000:42, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения. Право постоянного (бессрочного) пользования СПК «Родина» зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) 19.11.2003. ООО «Родина» было создано в результате реорганизации СПК «Родина» путем преобразования 04.02.2008. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 3536 га перешло к заявителю на основании передаточного акта от 23.11.2007 и было зарегистрировано в ЕГРП 15.08.2008. 26.03.2009 Общество обратилось в Администрацию с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 76:16:000000:42 на право собственности путем выкупа в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ. Письмом от 09.04.2009 № 1364 Администрация сообщила заявителю об отказе в переоформлении права в связи с тем, что указанный земельный участок занят лесными насаждениями, кустарником и так далее, и Департамент лесного хозяйства настаивает на отнесении таких участков к землям лесного фонда. Постановлением Правительства Ярославской области от 26.11.2008 № 619-п аналогичные земельные участки 28-ми сельскохозяйственных предприятий Угличского района были переведены в категорию земель лесного фонда. В соответствии с ЗК РФ земли лесного фонда приватизации не подлежат. Считая данный отказ незаконным, ООО «Родина» оспорило их в арбитражный суд. Отказывая в удовлетворении требований Общества, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель обратился в орган, не уполномоченный на распоряжение землями лесного фонда, не доказав при этом право на приобретение в собственность ограниченного в обороте участка лесного фонда. Целевое назначение спорного участка – для сельскохозяйственного производства опровергается документами, представленными Администрацией и Департаментом лесного хозяйства. Согласно экспликации земли Угличского района по состоянию на 01.01.1993 в пользовании ТОО «Родина» и ТОО им. Матросова находится соответственно 767 га и 2370 га лесных земель. В 1998 году между товариществами и Угличским лесхозом Ярославского управления лесами были заключены договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, площадью 823 га и 2583 га соответственно сроком на 10 лет с последующим продлением. Договоры заключены в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 21.05.1998 № 89-п «О передаче участков лесного фонда, ранее находившихся во владении сельхозорганизаций, в безвозмездное пользование и утверждении нормативов безвозмездного пользования», принятом, в свою очередь, в соответствии со статьями 36 и 130 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года. Из материалов лесоустройства, проведенного в 1999 году, следует, что в пользовании ТОО «Родина» и ТОО им. Матросова находились земли, занятые лесами 1 группы категории защищенности. Создание спорных лесных земель при проведении агромелиоративных мероприятий не доказано. Таким образом, земли, покрытые лесом, постольку, поскольку они в соответствии со статьями 85 и 97 ЗК РФ не относятся к землям населенных пунктов (городским лесам) и землям природоохранного назначения (защитным лесам), могут относиться только к землям лесного фонда (статья 101 ЗК РФ), находящимися в федеральной собственности. Полномочия по распоряжению такими землями у органов местного самоуправления отсутствуют. Исследовав имеющиеся в деле документы, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, Второй арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Ярославской области от 17.09.2009 подлежит отмене по следующим основаниям. В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Согласно статье 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (статья 8 ЗК РФ). В силу пункта 5 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон № 172-ФЗ) допускается перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, в том числе в случае включения непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса. Из кадастровой выписки о земельном участке от 07.05.2009 № 7616/201/09-1010 (т. 1 л.д. 23) следует, что земельный участок площадью 3536 га с кадастровым номером 76:16:000000:42 надлежащим образом сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет как земли сельскохозяйственного назначения. Действия Роснедвижимости по постановке спорного участка на кадастровый учет в части отнесения его к указанной категории земель не оспорены и не признаны недействительными. Доказательства перевода земельного участка Общества из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли лесного фонда в материалах дела отсутствуют. Перевод аналогичных земельных участков 28-ми сельскохозяйственных предприятий Угличского района из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда (постановление Правительства Ярославской области от 26.11.2008 № 619-п) не имеет правового значения для настоящего дела, поскольку данный акт не порождает какие-либо юридические последствия относительно земельного участка ООО «Родина». Наличие на земельном участке лесных насаждений и кустарников не свидетельствует о том, что этот участок однозначно относится к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются не только на землях лесного фонда, но и на землях иных категорий. Кроме того, на сегодняшний момент зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования ООО «Родина» на земельный участок площадью 3536 га с кадастровым номером 76:16:000000:42 из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.01.2010 по делу n А28-8399/2009. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|