Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.01.2010 по делу n А82-7297/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

26 января 2010 года

Дело № А82-7297/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2010 года.   

Полный текст постановления изготовлен 26 января 2010 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Лысовой Т.В.,  судей Буториной Г.Г., Перминовой Г.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буйских Э.Н.,

при участии в судебном заседании представителя заявителя – Воротынцева М.А. по доверенности от 22.06.2009,

рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Родина»  

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 17.09.2009 по делу № А82-7297/2009, принятое судом в составе судьи Сурововой М.В.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Родина»

к администрации Угличского муниципального района Ярославской области 

третье лицо: Департамент лесного хозяйства Ярославской области

о признании отказа недействительным,    

            

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью «Родина» (далее – заявитель, Общество, ООО «Родина») обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным отказа администрации Угличского муниципального района Ярославской области (далее – ответчик, Администрация) в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком из категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, площадью 3536 га, кадастровый номер 76:16:000000:42, расположенного по адресу: Ярославская область, Угличский район, Слободская волость, на право собственности и обязании Администрации принять решение о предоставлении Обществу указанного участка на праве собственности.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент лесного хозяйства Ярославской области (далее – Департамент лесного хозяйства).

Решением суда первой инстанции от 17.09.2009 в удовлетворении данных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, ООО «Родина» обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение от 17.09.2009 отменить и принять новый судебный акт. Общество считает, что суд не применил статью 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ) и статью 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137-ФЗ). Право постоянного (бессрочного) пользования заявителя юридически действительно и никем не оспорено. Постановка спорного земельного участка на кадастровый учет как земель сельскохозяйственного назначения также не оспаривалась. Принадлежность данного участка к землям лесного фонда не доказана. Договоры безвозмездного пользования заключены на земельные участки, имеющие иные кадастровые номера. Свидетельство о государственной регистрации права федеральной собственности подтверждает данное право в отношении участков лесного фонда, которые, исходя из кадастрового номера, находятся в Ярославском районе, тогда как интересующий заявителя участок расположен в границах Угличского района. Материалы лесоустройства 1999 года не утверждены органом управления лесного хозяйства. Кроме того, согласно письмам Департамента лесного хозяйства от 06.07.2009 № 02-27-10/952 и ГУ ЯО «Угличское лесничество» от 04.05.2009 № 65 земельный участок Общества не включен в состав лесного фонда. Его перевод в категорию земель лесного фонда не осуществлялся. В постановлении Администрации Ярославской области от 10.09.2007 № 384-а спорный участок отнесен к землям сельскохозяйственного назначения. Также заявитель указывает на неверное толкование судом положений пункта 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ). По мнению ООО «Родина», функцию защиты могут выполнять не только леса, созданные при проведении агромелиоративных мероприятий, но и леса, образованные естественным путем.

В отзыве на апелляционную жалобу Департамент лесного хозяйства считает решение суда от 17.09.2009 законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу – без удовлетворения. Указывает на то, что участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, на основании соответствующих договоров были переданы в безвозмездное пользование ТОО «Родина» и ТОО им. Матросова, в результате слияния которых образовалось ООО «Родина». Факт регистрации права федеральной собственности на земли лесного фонда не был положен в основу решения суда. Государственный учет лесного фонда осуществлялся на основании материалов лесоустройства в отношении участков ТОО «Родина» и ТОО им. Матросова. Общество не представило доказательства, подтверждающие принадлежность имеющихся у него лесов к защитным лесам сельскохозяйственного назначения.

Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании апелляционного суда объявлялся перерыв с 25.01.2010 до 26.01.2010.

Администрация и Департамент лесного хозяйства явку представителей в апелляционный суд не обеспечили, о времени и месте судебного заседания и перерыве извещены надлежащим образом.

Представитель ООО «Родина», присутствовавший в заседании 25.01.2010 и извещенный о перерыве под роспись, по окончании перерыва участие в судебном заседании не принял.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела завершено в отсутствие представителей заявителя, ответчика и третьего лица.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28.04.2003 главой Угличского муниципального округа издано постановление № 319 «Об утверждении площадей земельных угодий СПК «Родина», которым были утверждены проекты землеустройства (перераспределения земель) СПК «Родина». В результате чего за данным сельскохозяйственным предприятием был закреплен земельный участок общей площадью 7703 га, в том числе: в собственности – 886 га, в постоянном (бессрочном) пользовании – 3536 га, на праве аренды – 195 га, в общей долевой собственности граждан – собственников земельных долей – 3086 га (в ред. постановления от 12.09.2003 № 654).

12.05.2003 земельный участок площадью 3536 га с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства поставлен на кадастровый учет под номером 76:16:000000:42, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения.

Право постоянного (бессрочного) пользования СПК «Родина» зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) 19.11.2003.

ООО «Родина» было создано в результате реорганизации СПК «Родина» путем преобразования 04.02.2008. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 3536 га перешло к заявителю на основании передаточного акта от 23.11.2007 и было зарегистрировано в ЕГРП 15.08.2008.

26.03.2009 Общество обратилось в Администрацию с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 76:16:000000:42 на право собственности путем выкупа в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ.

Письмом от  09.04.2009 № 1364 Администрация сообщила заявителю об отказе в переоформлении права в связи с тем, что указанный земельный участок занят лесными насаждениями, кустарником и так далее, и Департамент лесного хозяйства настаивает на отнесении таких участков к землям лесного фонда. Постановлением Правительства Ярославской области от 26.11.2008 № 619-п аналогичные земельные участки 28-ми сельскохозяйственных предприятий Угличского района были переведены в категорию земель лесного фонда. В соответствии с ЗК РФ земли лесного фонда приватизации не подлежат.

Считая данный отказ незаконным, ООО «Родина» оспорило их в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении требований Общества, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель обратился в орган, не уполномоченный на распоряжение землями лесного фонда, не доказав при этом право на приобретение в собственность ограниченного в обороте участка лесного фонда. Целевое назначение спорного участка – для сельскохозяйственного производства опровергается документами, представленными Администрацией и Департаментом лесного хозяйства. Согласно экспликации земли Угличского района по состоянию на 01.01.1993 в пользовании ТОО «Родина» и ТОО им. Матросова находится соответственно 767 га и 2370 га лесных земель. В 1998 году между товариществами и Угличским лесхозом Ярославского управления лесами были заключены договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, площадью 823 га и 2583 га соответственно сроком на 10 лет с последующим продлением. Договоры заключены  в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 21.05.1998 № 89-п «О передаче участков лесного фонда, ранее находившихся во владении сельхозорганизаций, в безвозмездное пользование и утверждении нормативов безвозмездного пользования», принятом, в свою очередь, в соответствии со статьями 36 и 130 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года. Из материалов лесоустройства, проведенного в 1999 году, следует, что в пользовании ТОО «Родина» и ТОО им. Матросова находились земли, занятые лесами 1 группы категории защищенности. Создание спорных лесных земель при проведении агромелиоративных мероприятий не доказано. Таким образом, земли, покрытые лесом, постольку, поскольку они в соответствии со статьями 85 и 97 ЗК РФ не относятся к землям населенных пунктов (городским лесам) и землям природоохранного назначения (защитным лесам), могут относиться только к землям лесного фонда (статья 101 ЗК РФ), находящимися в федеральной собственности. Полномочия по распоряжению такими землями у органов местного самоуправления отсутствуют.

Исследовав имеющиеся в деле документы, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, Второй арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Ярославской области от 17.09.2009 подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно статье 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (статья 8 ЗК РФ).

В силу пункта 5 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон № 172-ФЗ) допускается перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, в том числе в случае включения непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса.

Из кадастровой выписки о земельном участке от 07.05.2009 № 7616/201/09-1010 (т. 1 л.д. 23) следует, что земельный участок площадью 3536 га с кадастровым номером 76:16:000000:42 надлежащим образом сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет как земли сельскохозяйственного назначения.

Действия Роснедвижимости по постановке спорного участка на кадастровый учет в части отнесения его к указанной категории земель не оспорены и не признаны недействительными.

Доказательства перевода земельного участка Общества из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли лесного фонда в материалах дела отсутствуют.

Перевод аналогичных земельных участков 28-ми сельскохозяйственных предприятий Угличского района из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда (постановление Правительства Ярославской области от 26.11.2008 № 619-п) не имеет правового значения для настоящего дела, поскольку данный акт не порождает какие-либо юридические последствия относительно земельного участка ООО «Родина».   

Наличие на земельном участке лесных насаждений и кустарников не свидетельствует о том, что этот участок однозначно относится к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются не только на землях лесного фонда, но и на землях иных категорий.

Кроме того, на сегодняшний момент зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования ООО «Родина» на земельный участок площадью 3536 га с кадастровым номером 76:16:000000:42 из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.01.2010 по делу n А28-8399/2009. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также