Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.12.2009 по делу n А29-5513/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 17 декабря 2009 года Дело № А29-5513/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2009 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Перминовой Г.Г., судей Ольковой Т.М., Лысовой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буйских Э.Н., при участии в судебном заседании: представителя заявителя Шибаевой Н.В., действующей на основании доверенности от 10.06.2009, представителя третьего лица Буняковой В.В., действующей на основании доверенности от 01.01.2009, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества Нефтяная компания «Нобель Ойл» на решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.09.2009 по делу № А29-5513/2009, принятое судом в составе судьи Князевой А.А., по заявлению закрытого акционерного общества Нефтяная компания «Нобель Ойл» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» о признании недействительным решения, установил:
закрытое акционерное общество Нефтяная Компания «Нобель Ойл» (далее – ЗАО НК «Нобель Ойл», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Управление, УФАС, антимонопольный орган, ответчик) от 11.03.2009 № 02-78/1378 (далее – Решение, оспариваемое решение). К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечено общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» (далее – ООО «ЛУКОЙЛ-Коми, третье лицо). Решением Арбитражного суда Республики Коми от 24.09.2009 в удовлетворении требований отказано. Не согласившись с решением суда, заявитель обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. ЗАО НК «Нобель Ойл» считает, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом не дана оценка обстоятельствам и материалам дела, свидетельствующим о нарушении ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), статьи 26 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации». В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что действия ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», являющегося собственником межпромыслового газопровода «Харьяга-Головные» Усинского газоперерабатывающего завода (далее – ГПЗ) и оказывающего услуги по транспортировке газа, свидетельствуют о недопущении ЗАО НК «Нобель Ойл» на товарный рынок по реализации газа покупателям, а также о предъявлении необоснованных требований к качеству газа в целях его транспортировки потребителям заявителя. В ходе переписки с открытым акционерным обществом «ЛУКОЙЛ» (далее – ОАО «ЛУКОЙЛ») и дочерней компанией ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в период с 2004 по 2008 заявителю были предложены два неприемлемых варианта, а именно: оплата транспортировки и подготовки уже подготовленного газа с соблюдением технических условий, не допускающих наличие в газе жидкой фазы (влаги) или продажа сырого газа третьему лицу в течение 10 лет по цене 100 рублей за 1000 куб.м. без подготовки газа и без соблюдения технических условий, при средней цене неподготовленного газа у других покупателей 350 рублей за 1000 куб.м. Заявитель не согласен с выводом суда о том, что другим хозяйствующим субъектам, желающим заключить договоры на поставку газа, выданы аналогичные технические условия подключения к газопроводу. Заявитель считает требования выданных ему технических условий (далее – ТУ), дискриминационными, поскольку ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» и общество с ограниченной ответственностью «Енисей» (далее – ООО «Енисей») транспортируют по газопроводу сырой газ, у ООО «Енисей» отсутствуют ТУ на поставку нефтяного попутного газа в межпромысловый газопровод «Харьяга-Головные». По мнению заявителя, письмо ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» от 06.10.2006 №02-05/15608 в адрес ЗАО НК «Нобель Ойл» с предложением продажи сырого газа до 2025 свидетельствует о возможности приемки неподготовленного газа в газопровод без соблюдения технических условий. Подробно доводы изложены в тексте апелляционной жалобы. Управление и ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в отзывах на апелляционную жалобу опровергли доводы жалобы, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО НК «Нобель Ойл» – без удовлетворения. Управление явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, просит рассмотреть жалобу в отсутствие представителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителя УФАС. Представитель заявителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала требования жалобы. Представитель третьего лица возражала против удовлетворения жалобы. Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ. Как следует из материалов дела, по заявлению ЗАО НК «Нобель Ойл» от 08.05.2008 (вх. № 1666 от 14.05.2008) (т.1 л.д.47) о злоупотреблении ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» доминирующим положением на рынке транспортировки газа по трубопроводу приказом Управления от 14.08.2008 № 113 возбуждено дело №А21-08/08 по признакам нарушения ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Решением УФАС от 11.03.2009 №02-78/1378 (изготовлено в полном объеме 24.03.2009) рассмотрение дела № А21-08/08 прекращено в связи с отсутствием в действиях ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» нарушений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (т.1 л.д.246). Не согласившись с решением антимонопольного органа, заявитель оспорил его в Арбитражный суд Республики Коми. Отказывая в удовлетворении требований ЗАО НК «Нобель Ойл», суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не доказан факт создания со стороны ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» дискриминационных условий доступа ЗАО НК «Нобель Ойл» к межпромысловому газопроводу; цена, предложенная заявителю за неподготовленный газ, аналогична закупочной цене, предлагаемой за газ другим поставщикам, в частности ООО «Енисей»; материалами дела опровергаются доводы заявителя об уклонении ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» от заключения договора на транспортировку газа. Суд счел правомерным вывод Управления о том, что ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», занимая доминирующее положение на соответствующем рынке услуг, не навязывало заявителю технически необоснованные условия доступа к межпромысловому газопроводу, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей заявителя и третьего лица, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего. Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции установлено, что целями правового регулирования указанного закона являются защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (часть 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции). В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренцией признается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Порядок признания положения хозяйствующего субъекта доминирующим нормативно определен в статье 5 Закона о защите конкуренции. На основании пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» транспортировка газа по трубопроводам отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно пункту 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение субъекта естественной монополии на товарном рынке признается доминирующим. Таким образом, ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в силу закона является субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по транспортировке газа по трубопроводу. Данное обстоятельство судом первой инстанции установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривается. В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснено, что, оценивая действия (бездействие) хозяйствующего субъекта как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав. Следовательно, для выявления в действиях субъекта нарушения требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке субъект занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением. В силу статьи 26 Федерального Закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как: навязывание потребителям газа условий договоров, не относящихся к предмету договоров; включение в договоры условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования; необоснованные отказы от заключения договоров с отдельными потребителями при наличии ресурсов газа и возможностей его транспортировки; создание препятствий независимым организациям для доступа на рынок газа. Дело №А21-08/08 возбуждено Управлением по заявлению ЗАО НК «Нобель Ойл» о том, что ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» отказывается принимать для транспортировки в систему своих магистральных газопроводов неподготовленный (попутный) газ, иная возможность транспортировки газа до потребителей у заявителя отсутствует, предложенные ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» ценовые условия по закупке неподготовленного сырого газа невыгодны для ЗАО НК «Нобель Ойл». Согласно пункту 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Порядок и сроки рассмотрения заявления, материалов антимонопольным органом установлены Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 25.12.2007 №447 (далее - Административный регламент). В соответствии с пунктом 3.1 Административного регламента основанием для возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства являются поступающие от юридических и физических лиц заявления, указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства (далее – заявление). В соответствии с пунктом 3.11 Административного регламента в заявлении должны содержаться, в том числе описание нарушения антимонопольного законодательства со ссылкой на законы и (или) иные нормативные правовые акты, существо требований, с которыми заявитель обращается. К заявлению, материалам прилагаются документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства. Согласно части 3 статьи 44 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства либо об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков такого нарушения (об этом же указано в пункте 3.27 Административного регламента). В силу пункта 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях (бездействии) комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства. Таким образом, решение о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства принято антимонопольным органом в пределах его компетенции. В решении по делу Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.12.2009 по делу n А17-2277/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|