Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.03.2008 по делу n А29-9817/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

Второй арбитражный апелляционный суд

610017, г. Киров, ул. Молодой Гвардии,49

www.2aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

03 марта 2008 года                                                                   Дело № А29-9817/2007   

(дата объявления резолютивной части постановления)

11 марта 2008 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)                 

 

Второй арбитражный апелляционный суд  в составе: председательствующего Лысовой Т.В., судей Караваевой А.В.,  Лобановой Л.Н.   

при ведении протокола судебного заседания судьей Лысовой Т.В.

с участием в судебном заседании:

представителя ответчика: Толстовой Г.В.  – по доверенности от 18.09.2006г.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми                                

на решение Арбитражного суда Республики Коми от  14 января 2008 г. по делу № А29-9817/2007,  принятое судом в составе судьи Елькина С.К.   

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Продоптторг»   к Управлению Федеральной налоговой службы  по Республике Коми                         

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Продоптторг»  (далее – Общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления, вынесенного  Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Коми  (далее – Управление, ответчик) от 04.12.2007г. № 41 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее –  КоАП РФ, Кодекс) в размере 70 000руб.

Решением суда от 14.01.2008г. заявленное требование удовлетворено, признано незаконным и отменено постановление от 04.12.2007г. № 47 о назначении административного наказания ООО «Продоптторг».

Управление с решением суда не согласно, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.

Общество обжалуемое решение суда считает законным и обоснованным, а доводы ответчика несостоятельными.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал свою позицию.

         Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ООО «Продоптторг» выдана лицензия серии А 612817, регистрационный номер 1, в соответствии с которой Обществу по месту нахождения: Республика Коми, г.Ухта, ул. Печорская, д. 39; адреса нахождения складов: 1) г.Ухта, ул. Печорская, д. 39, строение 1, помещения №№1-9, 13, 25; 2) г.Ухта, ул. Печорская, д. 39, строение 6, помещение № 1; 3) г.Сыктывкар, ул. Лесопарковая, д. 32/1, литер Б, склад № 2, помещения №№ 1-7, 7а, 53-55; 4) г.Печора, Печорский проспект, д. 80-а, разрешено осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной продукции, со сроком действия лицензии с 15 мая 2006 года по 15 мая 2011 года.

При проверке деклараций об объемах оборота алкогольной продукции за третий квартал 2007 года, представленных Обществом 09.10.2007г. в Управление ФНС России по Республике Коми, и информации регионального центра управления и контроля Единой государственной автоматизированной информационной системы (далее – ЕГАИС) за тот же период Управлением установлено несоответствие  сведений об объемах оборота алкогольной продукции, в связи с чем должностным лицом Управления 22.10.2007г. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «Продоптторг».

В результате проведенных проверок соответствия сведений об объемах оборота алкогольной продукции головной организации в г.Ухте по ул. Печорской, д.39, стр. 1, территориально обособленных подразделений, расположенных по адресам: г.Печора, Печорский пр., д. 80-а, г. Сыктывкар, ул. Лесопарковая, 32/1, литер Б, склад № 2, должностными лицами Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Коми, Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Коми, ИФНС России по г.Сыктывкару установлены факты нарушений установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте, выразившиеся в следующем:

- в территориально обособленных подразделениях организации не используются программные средства ЕГАИС и не ведется журнал учета объемов производства и оборота алкогольной продукции, учет ведется в целом по организации только по месту регистрации юридического лица;

-закупки, хранение и поставки (передача) алкогольной продукции между обособленными подразделениями не оформляются  товарно-транспортными накладными и  справками к товарно-транспортным накладным;

- показатели об объемах оборота алкогольной продукции принимаются к бухгалтерскому учету и вносятся в журнал учета оборота алкогольной продукции по документам не установленной формы. Тем самым Обществом нарушены статьи 14 и 26 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ), Федеральный закон от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункты 4,9,11-13 постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2006г. № 380 «Об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», приказ ФНС России от 17.08.2006г. №ММ-3-07/534@, параграф II приказа Минфина от 02.11.2006г. № 134Н «Об утверждении порядка оценки достоверности учетов объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», пункт 18 постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2006г. № 522 «О функционировании Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Указанные нарушения зафиксированы в актах проверок от  30.10.2007г. № 15-16 (т. 1, л.д. 70-72), от 31.10.2007г. б/н (т.1, л.д. 75-103), от 31.10.2007г. № 19-28 (т. 3, л.д. 50-58).  

16 ноября 2007 года должностным лицом Управления ФНС России по Республике Коми в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ.

04 декабря 2007 года заместитель руководителя Управления ФНС России по Республике Коми на основании материалов дела об административном правонарушении вынес постановление № 41 о привлечении ООО «Продоптторг»   к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 КоАП РФ, в виде штрафа  в размере 70 000 руб.

Посчитав названное постановление незаконным Общество обжаловало его в Арбитражный суд Республики Коми.

Рассмотрев материалы дела, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, поскольку  представление информации и учет оборота алкогольной продукции обособленными подразделениями организаций действующим законодательством и иными нормативными актами не установлены.

Выводы суда соответствуют материалам дела и действующему законодательству, а доводы заявителя жалобы являются необоснованными в силу следующего.                                         

Правовые основы оборота алкогольной продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота. Порядок учета производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 названной статьи Закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006г. № 380 утверждено Положение об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, согласно которому показатели, используемые для учет объема  производства и оборота, фиксируются в журнале учета объемов производства и оборота (далее – Журнал учета) с использованием программных средств ЕГАИС, при этом данные показатели не должны отклоняться от показателей, указанных в первичных учетных документах организаций более чем на объем, рассчитанный в соответствии с порядком оценки достоверности учета объемов производства и оборота алкогольной продукции. Все отклонения показателей фиксируются в журнале. Информация, зафиксированная в журналах, используется организациями, осуществляющими производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, при заполнении деклараций об объеме производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.   

Форма и порядок заполнения журнала учета объемов производства  и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции утвержден приказом ФНС России от 17.08.2006г. № ММ-3-07/534@, согласно которому Журнал учета ведется в организациях, осуществляющих оборот продукции с применением технических средств, при этом показатели фиксируются в журнале с использованием программных средств ЕГАИС.

Приказом Минфина РФ от 02.11.2006г. № 134н утвержден Порядок оценки достоверности учета объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в соответствии с которым оценка достоверности учета объемов производства и оборота заключается в определении числового расхождения (отклонений) между данными, внесенными в Журнал учета и данными, указанными в первичных учетных документах организации, с учетом потерь, возникающих при обороте продукции в пределах норм естественной убыли.

С учетом изложенного показатели об объемах оборота алкогольной продукции вносятся в Журнал учета  с использованием программных средств, устанавливаемых в технические средства, которыми оснащается оборудование для учета объема оборота алкогольной продукции, но не на основании первичных учетных документов организации. Сведения, указанные в товарно-транспортных накладных, необходимы для определения достоверности вносимых в Журнал учета данных об объемах производства и оборота алкогольной продукции.  Отклонение этих показателей более чем на объем, рассчитанный в соответствии с порядком оценки достоверности учета объемов производства и оборота алкогольной продукции, материалами дела не подтверждается и в вину Обществу не вменяется. 

Проанализировав содержание нормативно-правовых актов в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, Второй арбитражный апелляционный суд согласен с выводами суда первой инстанции  о том, что представление информации и учет оборота алкогольной продукции отдельно по каждому обособленному подразделению организации не предусмотрены ни одним из данных актов. Требования по отчету каждого обособленного подразделения установлены лишь в постановлении Правительства Российской Федерации от 31.12.2005г. № 858 «О предоставлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», в соответствии с положениями которого организация, имеющая обособленные подразделения, указанные в лицензии, представляет декларации в налоговый орган в целом по организации и  раздельно по каждому обособленному подразделению.  

Довод Управления о признании каждого обособленного подразделения организации отдельным субъектом отношений в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в силу  статьи 2 указанного Закона его действие распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, отвечающие требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.  Ссылка Управления на главу III Закона № 171-ФЗ, регулирующую лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, является несостоятельной.

На основании вышеизложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии фактов нарушений Обществом установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.

Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым обратить внимание на следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении.

Из материалов дела видно, что в протоколе об административном правонарушении (т.1 л.д.48) не указаны место и время совершения административного правонарушения, совершенного ООО «Продоптторг», то есть в протоколе не изложены в полном объеме обстоятельства правонарушения, предусмотренного статьей  14.19 КоАП РФ.

Названные сведения в силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат обязательному указанию в протоколе, их отсутствие является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности.

При таких обстоятельствах Второй арбитражный апелляционный суд  не находит оснований для удовлетворения

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.03.2008 по делу n А29-6445/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также