Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.02.2006 по делу n А82-14183/2004. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

Второй  арбитражный  апелляционный  суд

610017  г.  Киров, ул. Молодой  гвардии, 49

 

П  О  С  Т  А  Н  О  В  Л  Е  Н  И  Е

 

 

21  февраля  2006г.                                      дело  №  А82-14183/2004-7

Второй  арбитражный  апелляционный  суд    в  составе:

Председательствующего     Тетервака  А.В.

Судей    Кобелевой  О.П., Пуртовой  Т.Е.

При  ведении  протокола  судебного   судьёй   Тетерваком  А.В.

При  участии:

От  истца:

От  ответчика: 

Рассмотрев  в  судебном  заседании  апелляционную  жалобу  Управления  Федерального  казначейства   по  Ярославской  области  на  решение   от  12  декабря   2005г.   по  делу  №  А82-14183/2004-7   Арбитражного  суда  Ярославской  области

принятого  судьёй   Попковым В.Н. 

по  иску  ОАО  «Российские  железные  дороги»  в  лице  филиала  Северная  железная  дорога

к  Министерству  финансов Российской  Федерации,

Департаменту  финансов  Ярославской  области

3  лица:  Управление  федерального    казначейства  по  Ярославской  области,

Департамент  социальной  защиты  населения  и труда  Администрации  Ярославской  области, Министерство  здравоохранения и  социального   развития

о  взыскании   5944800 руб. 00  коп.

установил, что Решением  арбитражного   суда  от   12 декабря  2005г.  с  Министерства  финансов  Российской  Федерации  за  счет  казны  Российской  Федерации  в  пользу  истца  было  взыскано  5944708  руб. убытков, составляющих  расходы  ОАО  «Российские  железные  дороги»  в  лице  филиала  Северная  железная  дорога  по  предоставлению  гражданам  льгот, предусмотренных  федеральными  закона  Российской  Федерации  «О Социальной  защите  инвалидов в  Российской  Федерации», «О  ветеранах», «О  предоставлении  социальных  гарантий Героям  социалистического  труда и  полным  кавалерам ордена Трудовой  Славы», «О  статусе  члена  Совета  Федерации и  статусе  депутата  Государственной  Думы  Федерального  собрания  Российской  Федерации», «О  статусе Героев  Советского  Союза, Героев  Российской  Федерации  и  полных  кавалеров  ордена  Славы».

Управление  Федерального  казначейства  по  Ярославской  области  не  согласно  с  вынесенным  решением, просит  его  отменить  и  принять  новый  судебный  акт. В  апелляционной  жалобе  заявитель  не  уточняет  какой  судебный  акт  должен  принять  апелляционный  суд. Заявитель  не  выполнил  определение  суда  от 20  января  2006г.  и  не  уточнил  свои  требования  по  апелляционной жалобе.

Истец   в  отзыве  на  апелляционную  жалобу просит  суд  отклонить   её, оставить  в  силе  решение  суда  первой  инстанции.

Департамент  финансов  Ярославской  области  и  Департамент  социальной  защиты  населения  и  труда  Администрации  Ярославской  области  с  доводами  заявителя  апелляционной  жалобы   не  согласны, решение  суда  просят  оставить  в  силе.

Изучив  материалы  дела, суд  апелляционной  инстанции  не  находит  оснований  для  удовлетворения  жалобы.  При  этом   суд  исходит  из  следующего.

За  период  с 1  января   по  30  сентября  2004г. истец  предоставил  гражданам  льготы  по  проезду  в  железнодорожном  транспорте  на  общую  сумму   5944708  руб.

Льготы   по  проезду   предоставлялись  на  основании:  Федерального  закона  Российской  Федерации  «О  социальной  защите  инвалидов  в  Российской  Федерации  в  сумме  5196507  руб. 30коп.,  Федерального  закона  Российской  Федерации  «О  ветеранах»  в  сумме  728700  руб. 50  коп.;  Федерального  закона  Российской  Федерации «О  предоставлении  социальных  гарантий Героям  социалистического  труда и  полным  кавалерам ордена Трудовой  Славы» в  сумме  11818  руб.; Федерального  закона  Российской  Федерации «О  статусе  члена  Совета  Федерации и  статусе  депутата  Государственной  Думы  Федерального  собрания  Российской  Федерации» в  сумме 351  руб. 20  коп.;  Федерального   закона  Российской  Федерации «О  статусе Героев  Советского  Союза, Героев  Российской  Федерации  и  полных  кавалеров  ордена  Славы» в  сумме 7331   руб.

Согласно  пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации  в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

В соответствии со статьями 14, 15, 16, 18 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах"  гражданам, указанным  в  данном  Законе, предоставляются льготы по бесплатному проезду либо с оплатой в размере 50 процентов стоимости проезда на железнодорожном транспорте (пригородного сообщения, межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов).

Согласно подпункту "а" пункта 1 части 1 статьи 10 названного Закона расходы на оплату проезда на железнодорожном транспорте возмещаются за счет средств федерального бюджета. В части 2 статьи 10 предусмотрено, что порядок возмещения расходов утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением от 14.12.2000 N 946 Правительство Российской Федерации утвердило Правила возмещения в 2000 году транспортным организациям расходов, связанных с реализацией ветеранами льгот по оплате проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых и межреспубликанских маршрутов (далее - Правила). Действие Правил продлено на 2001 - 2004 годы.

Правилами предусмотрено, что финансирование указанных расходов производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в 2000 году Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранами, пенсионное обеспечение которых осуществляется органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации либо территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации. Министерство труда и социального развития Российской Федерации в пределах ежемесячно выделяемых Министерством финансов Российской Федерации объемов финансирования подготавливает платежные документы с указанием сумм, подлежащих перечислению органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, и представляет их в Министерство финансов Российской Федерации. Перечисление средств из федерального бюджета органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации производится через органы федерального казначейства.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях железнодорожного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия.

В пункте 19 статьи 4 названного Закона к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов отнесено формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 утвержден Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Порядок). Действие Порядка продлено на 2002 - 2004 годы.

Порядком определено, что предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке. Субсидии и субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах федерального казначейства, с отражением их в доходах соответствующих бюджетов.

Из материалов дела следует, что на реализацию федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" департаменту социальной защиты населения администрации  Ярославской   области перечислялись средства  из  федерального бюджета. Однако, ОАО "РЖД" не в полном объеме компенсированы расходы, понесенные в связи с предоставлением льгот ветеранам и инвалидам.

В силу статьи 4 Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" указанные категории граждан имеют право на бесплатный проезд один раз (туда и обратно) железнодорожным транспортом в двухместном купе спальных вагонов скорых и пассажирских поездов.

В статье 7 названного Закона предусмотрено, что расходы, связанные с реализацией настоящего Федерального закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 333 утверждены Правила предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и Федерального закона "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы". Действие указанных Правил продлено на 2003 - 2004 годы. В пункте 1 Правил предусмотрено, что расходы, связанные с реализацией законов о гарантиях, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в  соответствующем Фонде компенсаций.

Доказательств  того, что  бюджет  Российской  Федерации  полностью  компенсировал  эти  расходы  суду  не  представлено. Исходя  из этого, суд  обоснованного  взыскал   в  пользу   ОАО "РЖД"  11818 рублей убытков, возникших в результате реализации льгот, предусмотренных  Федеральным законом "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы".

Аналогичным  образом, суд  обоснованно  подошёл  к  вопросу  о  возмещении  убытков, связанных  с реализацией  истцом   Федеральных  законов   Российской  Федерации «О  статусе  члена  Совета  Федерации и  статусе  депутата  Государственной  Думы  Федерального  собрания  Российской  Федерации» в  сумме 351  руб. 20  коп.;  «О  статусе Героев  Советского  Союза, Героев  Российской  Федерации  и  полных  кавалеров  ордена  Славы» в  сумме 7331   руб.

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

По правилам статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Исходя  из  обстоятельств дела суд первой  инстанции пришел к правильному выводу, что убытки истцу причинены в связи с недостаточным финансированием расходов на реализацию льгот, предусмотренных  выше  перечисленными  федеральными законами, из средств федерального бюджета, и возложил ответственность на Министерство финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

Оснований для привлечения к ответственности других  ответчиков  у  суда  не имелось.

Руководствуясь  ст. ст. 258, 269 - 271  Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации, арбитражный  суд

П  о с  т  а  н  о  в  и  л  :

решение    суда  от  12  декабря     2005г.  оставить  без  изменения, а  жалобу  без  удовлетворения.

Постановление  может  быть  обжаловано  в  порядке  кассационного  производства  в  Федеральный  арбитражный  суд  Волго-Вятского  округа  в  двухмесячный  срок  со  дня  вступления в  законную  силу  решения (постановления).

Председательствующий                                               А.В.Тетервак

Судьи                                                                           О.П.Кобелева

                                                                                                Т.Е. Пуртова 

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.02.2006 по делу n   А29-8358/05-2Э. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также