Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.09.2009 по делу n А28-5434/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

17 сентября 2009 года

Дело № А28-5434/2009-119/33

Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2009 года.           

Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2009 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Лобановой Л.Н.,

судей Черных Л.И., Хоровой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Калининым А.Ю.,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя: Перевощиковой Т.В., действующей на основании доверенности от 06.04.2009 № 1760/08,

представителя ответчика: Басалаевой С.Ю., действующей на основании доверенности от 12.01.2009 № 05-12/02-06,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования

на решение Арбитражного суда Кировской области от  24.07.2009 по делу № А28-5434/2009-119/33, принятое судом в составе судьи Вихаревой С.М.,

по заявлению Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования

к Администрации Оричевского района,

о взыскании 1 215 637 рублей 64 копейки долга,

установил:

 

государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее – заявитель, фонд) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Кировской области к администрации Оричевского района Кировской  области (далее – администрация, ответчик) о взыскании 1 215 637 рублей 64 копеек долга, в том числе, 139 010 рублей 10 копеек пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2000 год за период с 01.04.2003 по 26.08.2004; 143 987 рублей 43 копейки пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 2002 год за период с 01.04.2003 по 28.12.2004; 932 640 рублей 11 копеек пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 2003 год за период с 01.04.2003 по 30.08.2007.

Решением Арбитражного суда Кировской области от 24.07.2009 в удовлетворении требований заявителю отказано.

Государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 24.07.2009 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных фондом требований.

По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции в решении необоснованно сослался на пункт 8 Положения о порядке уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 № 4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год», поскольку в нем имеются ввиду плательщики страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающих граждан. Фонд считает, что в рассматриваемой ситуации нормы налогового законодательства применяться не могут.

Ссылаясь на статьи 2, 17 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», статью 19 Федерального закона «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» от 05.08.2000 № 118-ФЗ, Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 № 4543-1, фонд указывает на нарушение администрацией  сроков уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающих граждан и наличие у ответчика задолженности по состоянию на 01.01.2009 по уплате пеней, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов в общем размере  1 215 637 рублей 64 копейки за 2000, 2002-2003 годы.

Администрация Оричевского района Кировской области в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, указывает, что срок для взыскания спорных сумм фондом пропущен.

В судебном заседании апелляционного суда представители Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования и администрации Оричевского района Кировской области поддержали позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, решениями Оричевской районной Думы утверждены средства на обязательное медицинское страхование неработающего населения, подлежащие перечислению в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в следующих размерах, а именно: на 2000 год в сумме 995 111 руб. (решение Оричевской районной Думы от 31.01.2000 в редакции решения Оричевской районной Думы от 26.04.2000), на 2002 год в сумме 1 423 600 рублей (решение Оричевской районной Думы от 25.01.2002 № 10/3), на 2003 год в сумме 2 335 797 рублей (решение Оричевской районной Думы от 31.01.2003 № 19/3).

Уплата указанных страховых взносов производилась ответчиком несвоевременно.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23.08.2001 № 624 «О проведении реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся на 1 января 2001 года» между администрацией и учреждением заключен договор об условиях погашения задолженности плательщика страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения от 06.11.2001 № 21 (далее по тексту - договор от 06.11.2001 № 21). В соответствии с условиями данного договора учреждение предоставляет администрации отсрочку для погашения задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения и пени, образовавшейся по состоянию на 01.01.2001, в общей сумме 1 386 799 рублей 27 копеек, в том числе, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2000 год в сумме 985 111 рублей, пени за период с 28.03.2000 по 31.12.2000 в сумме 401 688 рублей 27 копеек. Согласно договору от 06.11.2001 № 21, отсрочка погашения указанной задолженности по страховым взносам и пени предоставлена ответчику в соответствии с утвержденным графиком до 01.01.2006.

График реструктуризации задолженности по договору от 06.11.2001 № 21 администрацией не соблюдался. Решением № 4 от 12.11.2002 договор 06.11.2001 № 21 с администрацией был расторгнут фондом в одностороннем порядке в соответствии с пунктом 2.2.2 договора 06.11.2001 № 21.

08.08.2003 определением арбитражного суда по делу № А28-6294/02-187/12 утверждено мировое соглашение, в соответствии с которым администрация обязуется уплатить учреждению в срок до 25.12.2005 недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения и пени за период с 01.01.2000 по 31.03.2003 в общей сумме 2 104 801 рубль 93 копейки, в том числе, 1 337 111 рублей дола по взносам  и  767 690 рублей 93  пеней. В указанное мировое соглашение включена задолженность по страховым взносам за 2000 год, за 2002 год, за 1 квартал 2003 года и пени, начисленные на указанную задолженность, до 31.03.2003 года включительно. Задолженность по взносам и пеням в общей сумме 2 104 801 рубль 93 копейки была погашена администрацией в установленные графиком платежей, утвержденным мировым соглашением, сроки.

Заявителем, с учетом исполнения указанного мирового соглашения, администрации начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в общей сумме 1 215 637 рублей 64 копейки, том числе, 139 010 рублей 10 копеек пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 2000 год за период с 01.04.2003 по 26.08.2004; 143 987 рублей 43 копейки пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 2002 год за период с 01.04.2003 по 28.12.2004, 932 640 рублей 11 копеек пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 2003 год за период с 01.04.2003 по 30.08.2007.

В адрес ответчика направлено требование от 01.01.2009 № 12 об уплате задолженности по пени в срок до 11.02.2009 в сумме 1 215 637 рублей 64 копейки за несвоевременную уплату страховых взносов за 2000, 2002, 2003 годы. Указанное требование получено ответчиком 03.02.2009, им не оспорено, в добровольном порядке не исполнено.

Неисполнение администрацией указанного требования послужило основанием для обращения Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о взыскании с администрации Оричевского района  Кировской области задолженности по пеням в общей сумме 1 215 637 рублей 64 копейки за 2000, 2002 – 2003 годы в судебном порядке.

Суд первой инстанции, руководствуясь статьей 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах», Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 № 4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год»,  статьей 5 Федерального закона от 02.01.2000 № 14-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2000 год», пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса, отказал заявителю в удовлетворении требований по причине обращения фонда за взысканием задолженности по пеням за пределами установленного налоговым законодательством срока.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с частями 4 и 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 02.04.1993 № 4741-1; от 23.12.2003 № 185-ФЗ) страхователем при обязательном медицинском страховании для неработающего населения является местная администрация (органы местного самоуправления).

Согласно статье 17 указанного Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1, платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области и автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 № 4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год» (далее по тексту - Положение).

Задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивается плательщиками в порядке, действующем до введения в действие части второй Кодекса.

В пункте 3 названного выше Положения установлено, что платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневных форм обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных) производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.

В соответствии с пунктом 5 Положения органы исполнительной власти перечисляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежемесячно в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации не позднее 25 числа текущего месяца.

По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов. Пеня начисляется за каждый день просрочки по взносам органов исполнительной власти на обязательное медицинское страхование неработающего населения - 0,1 процента с суммы недоимки (пункт 7 положения).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 02.01.2000 № 14-ФЗ «О бюджете

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.09.2009 по делу n А82-4755/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также