Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.07.2009 по делу n А31-1435/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ
СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 23 июля 2009 года Дело № А31-1435/2009 Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сандалова В.Г., судей Дьяконовой Т.М., Кобелевой О.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем Черницыной Е.Н., без участия представителей сторон, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области на решение Арбитражного суда Костромской области от 06.05.2009 по делу № А31-1435/2009, принятое судом в составе судьи Денисенко Л.Ю., по иску общества с ограниченной ответственностью «Костромаградстройинвест» к Департаменту имущественных и земельных отношений Костромской области, Департаменту культурного наследия Костромской области о признании незаконным отказа в заключении договоров купли-продажи земельных участков, установил:
общество с ограниченной ответственностью «Костромаградстройинвест» (далее – ООО «Костромаградстройинвест», истец) обратилось с иском (с учетом уточнения) в Арбитражный суд Костромской области к Департаменту имущественных и земельных отношений Костромской области (далее ответчик, заявитель жалобы) о признании незаконным отказа ответчика от 22.01.2009 № 253/з в предоставлении в собственность истцу земельного участка с кадастровым номером 44:27:04 01 11:0011, площадью 1332,28 кв.м, расположенного по адресу: г.Кострома, ул.Горная, 20а, и земельного участка с кадастровым номером 44:27:04 01 11:0013, площадью 830,86 кв.м, расположенного по адресу: г.Кострома, ул.Чайковского, 19а, обязании ответчика заключить с истцом договор купли-продажи данных земельных участков. Исковые требования основаны на статьях 28, 36, 94, 99 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) и статье 49 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» и мотивированы отказом Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области в предоставлении в собственность вышеуказанных земельных участков в связи с Постановлением главы Администрации Костромской области от 28.10.1999 № 470 «Об отнесении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историко-культурную ценность, к категории памятников местного значения». К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент культурного наследия Костромской области. Ответчик против удовлетворения исковых требований возражал, указал, что часть 2 статьи 27 ЗК РФ определена категория земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, отнесенных к землям, ограниченным в обороте, которые не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных законом, к ограниченным в обороте земельным участкам относятся и земли, занятые объектами археологического наследия, к которым относятся участки по улицам Горной и Чайковского в городе Костроме. Поскольку отсутствует федеральный закон, разрешающий предоставлять в частную собственность земельные участки, занятые объектами археологического наследия, ответчик считает требования истца необоснованными. Департамент культурного наследия Костромской области указал, что спорные земельные участки находятся в границах объекта археологического наследия «Участок культурного слоя у Каткиной горы» 15-18 века, принятого на государственную охрану постановлением Администрации Костромской области от 30.12.1993 № 598, между заинтересованным лицом и истцом заключены охранные договоры (обязательства) от 15.05.2007 № 18-ОА/07, от 02.02.2009 № 06-ОА/09 на данные земельные участки, возражений против удовлетворения требования не заявил. Решением Арбитражного суда Костромской области от 06.05.2009 уточненные исковые требования удовлетворены. Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, решение суда является незаконным и необоснованным, считает, что ссылка суда на статьи 94, 99 ЗК РФ, а также на статью 49 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» является несостоятельной, указанные нормы права регламентируют вопросы владения, пользования и распоряжения земельным участком, в пределах которого располагается объект археологического наследия, и вопросы прекращения собственности на такой земельный участок, но не устанавливают условия и порядок предоставления земельных участков данной категории в собственность, кроме того, испрашиваемый земельный участок относится к категории «земли населенных пунктов», а не к землям историко-культурного назначения. Оспариваемые истцом земельные участки расположены в зоне объекта археологического наследия – участка культурного слоя, датируемого 15-18 вв. и принятого на государственную охрану Постановлением главы Администрации Костромской области от 28.10.1999 № 470 «Об отнесении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историко-культурную ценность, к категории памятников местного значения». В связи с отсутствием правового механизма регистрации объектов археологического наследия федерального значения, нет оснований рассматривать данное постановление как несоответствующее действующему законодательству, полагает заявитель жалобы. После принятия Правительством Российской Федерации положения о Едином государственном реестре таких объектов постановление будет приведено в соответствие со статьей 4 названного выше Федерального закона с оформлением документов, предусмотренных статьей 17. Истец с доводами заявителя не согласился, в отзыве на жалобу просил оставить решение без изменения, указал, что спорные земельные участки не изъяты из оборота, не ограничены в обороте и могут быть объектами сделок, пунктом 2 статьи 49 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено, что объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно, доказательств того, что оспариваемый земельный участок расположен в зоне объекта археологического наследия, ответчик не представляет. Департамент культурного наследия Костромской области, привлеченный к участию в деле, не возражает против удовлетворения требований, поскольку отсутствуют ограничения, препятствующие передаче в собственность истцу спорного земельного участка. Департамент культурного наследия Костромской области отзыва на жалобу не представил, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, истец просил рассмотреть дело в его отсутствие. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и заинтересованного лица по имеющимся материалам. Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, истцу принадлежат на праве собственности нежилые строения, расположенные по адресам: г.Кострома, ул.Горная, 20а и ул.Чайковского, 19а, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.-22-24). Здания расположены на земельных участках с кадастровыми номерами соответственно 44:27:04 01 11:001, площадью 1332,28 кв.м, и 44:27:04 01 11:0013, площадью 830,86 кв.м. Истец обладает правом пользования земельными участками на основании договоров аренды от 20.09.2007 № Д.0799.1 (со сроком аренды с 19.02.2007 по 19.02.2032, договор зарегистрирован 30.10.2007), от 14.05.2007 № Д.0457.1 (срок аренды с 22.01.2007 по 20.01.2032, договор зарегистрирован 18.10.2007) (л.д.-25-43). Между Департаментом культурного наследия Костромской области и ООО «Костромаградстройинвест» заключены охранные договоры (обязательства) от 15.05.2007 № 18-ОА/07, от 02.02.2009 № 06-ОА/09 (л.д.-44-47), в соответствии с которыми истец как пользователь принял на себя обязанность по выполнению условий сохранения предмета охраны в соответствии с настоящими договорами и планами границ рассматриваемых земельных участков. 22.05.2008 истец обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области с заявлениями о предоставлении земельных участков в собственность за выкуп для эксплуатации соответственно жилого дома и нежилого строения (административного здания) (л.д.-19, 20). Письмом от 22.01.2009 № 253/з ответчик сообщил истцу, что согласно статье 27 ЗК РФ земельные участки, имеющие историко-культурную ценность, занятые объектами археологического наследия, ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность, спорные земельные участки ограничены в обороте и не подлежат передаче в частную собственность, возможно оформление права аренды. Посчитав отказ незаконным, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего. В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию таких земельных участков. В силу части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Вместе с тем, в этой же норме дополнительно указано, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте, если федеральным законодательством разрешено такое предоставление. Согласно пункту 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации оборотоспособность земли определяется законами о земле. В пункте 2 статьи 49 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено, что объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно. При этом в соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и данным Федеральным законом. По смыслу статей 94 и 99 Земельного кодекса Российской Федерации, земли историко-культурного назначения являются землями особо охраняемых территорий, однако ни названный Кодекс, ни федеральные законы «О приватизации государственного и муниципального имущества» и «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не относят такие земельные участки к объектам, изъятым из оборота, и не содержат запрета на их приватизацию. Таким образом, законодатель предусмотрел возможность приобретения земельного участка, отнесенного к землям историко-культурного назначения, в собственность. Спорные земельные участки не изъяты из хозяйственного использования. Целью приобретения рассматриваемых земельных участков, как следует из материалов дела, является эксплуатация расположенных на них объектов недвижимости, а не выкуп в собственность объектов археологического наследия, поэтому оспариваемый отказ являются незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя. При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что истец вправе претендовать на выкуп спорных земельных участков. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле должно доказать те обстоятельства на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. Таким образом, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Руководствуясь статьями 258, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Костромской области от 06.05.2009 по делу № А31-1435/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке. Председательствующий В.Г. Сандалов
Судьи Т.М. Дьяконова
О.П. Кобелева Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.07.2009 по делу n КСРЕАЛЬНЫМИТОВАРАМИ.. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|