Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.05.2009 по делу n А29-10697/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

        ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3, http://2aas.arbitr.ru/

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

28 мая 2009 года

Дело № А29-10697/2008  

Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2009 года.         

Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2009 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Тетервака А.В.,

судей Самуйлова  С.В., Поляшовой  Т.М.

при ведении протокола судебного заседания судьей Тетерваком А.В.,

без   участия представителей  сторон.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца Агентства Республики Коми по управлению имуществом

на решение Арбитражного суда Республики Коми от  16.03.2009 по делу № А29-10697/2008, принятое судом в составе судьи Кирьянова Д.А.,

по иску Агентства Республики Коми по управлению имуществом

к Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар»

третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования:

Министерство образования Республики Коми,

государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А.Куратова»,

о понуждении принять имущество в муниципальную собственность,

установил:

 

Агентство Республики Коми по управлению имуществом (далее по тексту – Агентство РК) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском о понуждении Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее по тексту - Администрация МО ГО «Сыктывкар») принять в муниципальную собственность здание общежития, расположенное по адресу: г. Сыктывкар,    ул. 28 Невельской дивизии, 2.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 16.03.2009 отказано в удовлетворении исковых требований. При вынесении решения арбитражный суд исходил из того, что в материалы дела не представлены доказательств в обоснование приведенных истцом доводов, что на момент издания Постановления Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1 спорное общежитие находилось в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), либо ранее было передано им в ведение (на баланс) другим юридическим лицам. Согласно выписке из реестра государственного имущества Республики Коми спорное общежитие находиться в государственной собственности Республики Коми. Имущество закреплено на праве оперативного управления за правопредшественниками государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А.Куратова», являющегося государственным учреждением Республики Коми. В материалы дела не представлено доказательств, что уполномоченным органом было принято решение о передаче спорного общежития из государственной собственности Республики Коми в собственность муниципального образования городского округа «Сыктывкар». Спорное общежитие используется для проживания работников государственного учреждения Республики Коми - Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А.Куратова», следовательно, не может быть признано объектом, который не может находиться в собственности субъекта Российской Федерации.

Не согласившись с принятым решением, Агентство РК обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми отменить, исковые требования удовлетворить.

Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом не применен закон, подлежащий применению: постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» - поясняя, что здание общежития является муниципальной собственностью и подлежит принятию ответчиком в силу закона.

Третье лицо, Министерство образования Республики Коми в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает доводы жалобы и просит рассмотреть дело без участия представителя.

Третье лицо, государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А.Куратова» (далее по тексту – ГОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж») заявило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя, указав, что доводы апелляционной жалобы поддерживает.

Стороны   явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьёй 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашёл оснований для её удовлетворения и отмены решения арбитражного суда исходя из нижеследующего.

Согласно выписке из реестра государственного имущества Республики Коми от 19.11.2008 №1710-08 здание общежития сотрудников, расположенное по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. 28 Невельской дивизии, дом 2, площадью 491,9 кв.м., 1962 года ввода в эксплуатацию является государственной собственностью Республики Коми и находится на балансе государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Сыктывкарский педагогический колледж №2» (ГОУ «Сыктывкарский педагогический колледж №2»).

Решением Министерства Республики Коми по управлению госимуществом и приватизации от 24.10.1994 №45 спорное общежитие, являющееся государственной собственностью Республики Коми, передано в оперативное управление Сыктывкарскому педагогическому колледжу №2, о чем выдано свидетельство от 24.10.1994 на право оперативного управления общежитием.

Решением Агентства РК от 24.02.2005 №57 спорное общежитие закреплено на праве оперативного управления за ГОУ «Сыктывкарский педагогический колледж №2».

На основании указанного решения право оперативного управления ГОУ «Сыктывкарский педагогический колледж №2» зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 11.04.2005 (л.д. 70).

23.05.2008 Правительством Республики Коми принято постановление №127 о реорганизации ГОУ «Сыктывкарский педагогический колледж №2» в форме слияния  с ГОУ «Сыктывкарский педагогический колледж №1» и создания на их базе ГОУ «Сыктывкарский  гуманитарно-педагогический колледж им. И.А. Куратова». 27.08.2008 в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании ГОУ «Сыктывкарский  гуманитарно-педагогический колледж им. И.А. Куратова» путем реорганизации в форме слияния.

Земельный участок для обслуживания общежития находится в государственной собственности Республики Коми (свидетельство о государственной регистрации права от 07.09.2006 серии 11 АА № 428433 - л.д. 120), а также зарегистрирован на праве бессрочного постоянного пользования за правопредшественником ГОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А.Куратова» (свидетельство о государственной регистрации бессрочного постоянного пользования от 22.02.2001 серии 11 АА № 050504 - л.д. 121).

Письмом от 09.01.2008 исх. № 01-43/27-08 (л.д. 7) Агентство РК обратилось к Главе администрации МО ГО «Сыктывкар» с предложением рассмотреть вопрос о передаче в муниципальную собственность общежития расположенного по адресу: г. Сыктывкар, ул. 28 Невельской дивизии, 2.

Письмом от 30.04.2008 исх. № 01-07/115 (л.д. 8-9) администрация МО ГО «Сыктывкар» сообщила, что считает нецелесообразным прием в муниципальную собственность указанного объекта. При этом, в письме сообщено, что вопрос о приеме указанного здания в муниципальную собственность может быть решен после устранения замечаний, указанных в акте обследования здания, которым выявлено общее неудовлетворительное техническое состояние здания.

Истец, указывая, что здание общежития является муниципальной собственностью в силу закона, обратился в Арбитражный суд Республики Коми с рассматриваемым иском.

В обоснование иска истец ссылается на Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», полагая, что на основании пункта 2 постановления и пункта 1 приложения 3 к нему спорный объект относиться к муниципальной собственности и, следовательно, ответчик обязан принять данный объект.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, принимая во внимание представленные в материалы дела документы, считает, что доводы истца и заявителя апелляционной жалобы о принадлежности спорного имущества муниципальному образованию подлежат отклонению с учетом следующего.

 Представленные суду доказательства свидетельствуют о принадлежности спорного имущества субъекту Российской Федерации – Республике Коми – и нахождении его в оперативном управлении государственного учреждения.

Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.

Спорное имущество внесено в государственный реестр Республики Коми. Общежитие передано субъектом Российской Федерации в оперативное управление государственного учреждения.

Принадлежность спорного объекта к имуществу субъекта Российской Федерации и закрепление его на праве оперативного управления за государственным учреждением удостоверены выпиской из реестра государственного имущества Республики Коми (согласно абзацу 2 пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав") и свидетельством о государственной регистрации ограниченного вещного права.

Документы – основания включения спорного имущества в государственную собственность субъекта Российской Федерации и передачи его в оперативное управление не являются предметом оспаривания и не признаны в установленном законом порядке недействительными.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В установленном порядке зарегистрированное право оперативного управления государственного учреждения на общежитие не оспорено.

Государственная регистрация права оперативного управления государственного учреждения Республики Коми подтверждает также факт признания государством права государственной собственности Республики Коми.

При таких условиях доводы о принадлежности спорного имущества к муниципальной собственности не могут быть приняты судом к рассмотрению.

Кроме того, судом первой инстанции с учетом положений пункта 1 приложения 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 правомерно отклонены доводы истца с указанием, что в материалы дела не представлены доказательства того, что на момент издания Постановления № 3020-1 спорное общежитие находилось в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), либо ранее было передано им в ведение (на баланс) другим юридическим лицам. Спорное общежитие на момент издания Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 находилось во владении среднего специального учебного заведения - правопредшественника Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А.Куратова».

С учетом изложенного арбитражный суд правомерно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для обязания администрации МО ГО «Сыктывкар» принять спорное общежитие как объект, относящийся к муниципальной собственности.

Судом также обоснованно отмечено, что порядок для передачи имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность, установленный пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предполагающий волеизъявление сторон на приём-передачу имущества из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность, не соблюден.

С учетом изложенного оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Коми от  16.03.2009 по делу № А29-10697/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Агентства Республики Коми по управлению имуществом – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в  двухмесячный  срок  со  дня  вступления  его  в  законную  силу.

Председательствующий                                                                         А.В. Тетервак

Судьи                                                                                               С.В. Самуйлов

                                                                                                         Т.М. Поляшова

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.05.2009 по делу n А29-9460/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также