Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009 по делу n А17-5253/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

        ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

610017, г. Киров, ул. Молодой Гвардии, 49, http://2aas.arbitr.ru/

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

07 апреля 2008 года

Дело № А17-5253/2008  

Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2008 года.   

Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2008 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Тетервака А.В.,

судей Поляшовой  Т.М.. Поляковой  С.Г.

при ведении протокола судебного заседания судьей Тетерваком А.В.,

при участии в судебном заседании  представителя истца  Медведева Ю.Н.. доверенность  от 06.04.2009г.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Вичугского района

на решение Арбитражного суда Ивановской области от  26.01.2009  по делу №А17-5253/2008, принятое судом в составе судьи Опря Е.А.,

по иску муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Вичугского района

к Департаменту финансов Ивановской области

о взыскании 3022325 руб. 66 коп. убытков,

установил:

 

муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Вичугского района (далее – МУП ЖКХ, истец) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с  иском к Департаменту финансов Ивановской области (далее – Департамент, ответчик) о взыскании убытков в виде неполученных доходов за 2007 год в размере 3 022 325 руб. 66 коп., возникших в результате разницы между средневзвешенным тарифом на тепловую энергию от котельных, использующих различные виды топлива (газ, уголь, мазут) и платой для населения за услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению.

Заявленное в иске требование основано на статьях 16, 1069  Гражданского кодекса  Российской Федерации и мотивировано тем, что Департамент финансов Ивановской области не в полном объеме от потребности заложил в областной бюджет на 2007 год денежные средства, необходимые для  возмещение разницы в стоимости тепловой энергии, отпускаемой на нужды отопления жилищного фонда и горячего водоснабжения населения  котельными, использующими различные виды топлива (газ, уголь, мазут) и на покрытие убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства, составляющих разницу между средневзвешенным тарифом на тепловую энергию и платой для населения за услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению, в результате чего убытки истца в размере 3 022 325 руб. 66 коп. не были профинансированы.

Решением Арбитражного суда Ивановской области от 26.01.2009 в удовлетворении исковых требований отказано в связи с отсутствием неправомерных действий (бездействий) со стороны Департамента финансов Ивановской области, повлекших причинение истцу убытков.

Не согласившись с принятым решением, МУП ЖКХ обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ивановской области отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом неправильно применены нормы материального права.

Истец поясняет, что исковые требования обращены к Департаменту финансов Ивановской области, поскольку ответчиком не были предусмотрены в полном объеме расходы на возмещение убытков во исполнение постановления Правительства Ивановской области №192-п от 20.11.2006.

Истец считает, что в рассматриваемых отношениях не подлежат применению Бюджетный кодекса российской Федерации и законы Ивановской области, регулирующие межбюджетные отношения, поскольку МУП ЖКХ не является их участником.

Департамент финансов Ивановской области в отзыве на апелляционную жалобу  просит решение Арбитражного суда ивановской области оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции не нашёл оснований для её удовлетворения и отмены решения арбитражного суда исходя из нижеследующего.

Судом установлено и следует из материалов дела,  что МУП ЖКХ в течение 2007 года оказывало населению Вичугского муниципального района услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению.

Постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 31.10.2006 №32-т/5 для МУП ЖКХ Вичугского района установлены и введены в действие с 01.01.2007 года одноставочные тарифы на тепловую энергию в теплоносителе «горячая вода» в следующем размере за 1 Гкал: от котельной №1 – 857,10 руб., от котельной №2-1653,40 руб., от котельной №3-1484,50 руб., от котельной №4-1118,60 руб., от котельной №5-579,20 руб., от котельной №6- 1100,90 руб., от котельной №7-2698,50 руб., от котельной №8-1797,68 руб.

 При определении стоимости отпущенной тепловой энергии истец применял средневзвешенные тарифы, от котельных использующих различные виды топлива: газ – 928,43 руб./Гкал, уголь – 2 719,33 руб./Гкал, мазут – 2 271,98 руб./Гкал, установленные Постановлением главы Администрации Вичугского муниципального района Ивановской области от 29.12.2006 № 775. на основании Протокола заседания комиссии по установлению нормативов потребления услуг, тарифов (цен) на жилищно-коммунальные и бытовые услуги от 27.12.2006 № 11. 

Этим же Постановлением был утвержден размер платежа населения за услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению, который в исковой период применялся в расчетах за указанные услуги между населением и МУП ЖКХ.

В результате разницы между средневзвешенным тарифом на тепловую энергию, от котельных использующих различные виды топлива и платой для населения за услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению у МУП ЖКХ возникли убытки в виде неполученных доходов.

Предметом иска МУП ЖКХ явилось требование о взыскании убытков, возникших в результате невозмещения разницы в тарифах на тепловую энергию в 2007 году.

Правовым основанием заявленных требований истец указывал статьи 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьями 15 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Истец, доказывая наличие неправомерных действий со стороны ответчика, ссылается на пункт 3 Постановления Правительства Ивановской области от 20.11.2006 №192-п, которым предписано предусмотреть в областном бюджете на 2007 год расходы на возмещение убытков организаций жилищно-коммунального хозяйства, возникших в связи с ограничением роста платы граждан за жилищно-коммунальные услуги. МУП ЖКХ считает, что  межтарифная разница должна возмещаться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, поскольку  Департамент финансов Ивановской области заложил в областной бюджет на 2007 год денежные средства в объеме, недостаточном для полного возмещения межтарифной разницы в стоимости тепловой энергии, отпускаемой на нужды отопления жилищного фонда и горячего водоснабжения населения  котельными, использующими различные виды топлива (газ, уголь, мазут) и на покрытие убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства, составляющих разницу между средневзвешенным тарифом на тепловую энергию и платой для населения за услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению, что привело к возникновению у истца убытков в виде неполученных доходов.

Судом установлено, что в целях реализации норм Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и на основании приказа Федеральной службы по тарифам от 01.08.2006 № 168-э/3 «Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2007 год», от 01.08.2006 №166-э/1 «О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2007 год» Правительство Ивановской области  Постановлением от 20.11.2006 № 192-п установило на 2007 год индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в размере 115,0%, а также указало на необходимость Региональной службе по тарифам Ивановской области устанавливать тарифы на 2007 год на тепловую энергию - в соответствии с установленной ФСТ для Ивановской области на 2007 год максимальной величиной роста среднего по области тарифа на тепловую энергию, рассчитанного исходя из тарифов, действовавших для указанных организаций по состоянию на 31.12.2006, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в размере 115%.

Предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и за коммунальные услуги данным Постановлением не установлены.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно - правовых форм, подлежат государственному регулированию. Государственное регулирование тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с принципами, изложенными в настоящем Федеральном законе, экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию или предельного уровня указанных тарифов.

Согласно статье 5 указанного Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с принципами, изложенными в настоящем Федеральном законе, исходя из основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию, установленных Правительством Российской Федерации, определяют вопросы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую всеми энергоснабжающими организациями.

К органам государственного регулирования тарифов Законом отнесены Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации (федеральный орган исполнительной власти) и региональные энергетические комиссии субъектов Российской Федерации (органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации).

Во исполнение Постановления Правительства Ивановской области от 20.11.2006 № 192-п Региональная служба по тарифам Постановлением от 31.10.2006 № №32-т/5 установила с 01.01.2007 года для МУП ЖКХ Вичугского района одноставочные тарифы на тепловую энергию в теплоносителе «горячая вода» в следующем размере за 1 Гкал: от котельной №1 – 857,10 руб., от котельной №2-1653,40 руб., от котельной №3-1484,50 руб., от котельной №4-1118,60 руб., от котельной №5-579,20 руб., от котельной №6- 1100,90 руб., от котельной №7-2698,50 руб., от котельной №8-1797,68 руб.

Сторонами не оспаривается, что указанные тарифы, установленные государственными органами исполнительной власти  Ивановской области, являются экономически обоснованными.

Правоотношения, возникающие в сфере установления тарифов на коммунальные услуги, к которым, согласно пункту 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, кроме прочих, отнесены горячее водоснабжение и отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с пунктами 10, 11 части 1 статьи 4 названного Кодекса являются предметом регулирования жилищного законодательства Российской Федерации.

Законодатель разграничил понятия тарифов на тепловую энергию и товары (услуги) организаций коммунального комплекса и тарифов по централизованному отоплению и горячему водоснабжению как тарифов на коммунальные услуги.

Согласно частям 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.

Установление названных тарифов отнесено к полномочиям не только органов государственной власти субъектов Российской Федерации, но и органов местного самоуправления, что корреспондируется с положениями части 2 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подпунктами 1, 6, 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".

 Таким образом, органы местного самоуправления вправе определять метод регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса и устанавливать соответствующие тарифы для населения.

Постановлением Главы администрации Вичугского муниципального района Ивановской области от 29.12.2006 №775 

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009 по делу n А31-2753/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также