Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.09.2015 по делу n А82-9335/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 29 сентября 2015 года Дело № А82-9335/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2015 года. Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2015 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сандалова В.Г., судей Гуреевой О.А., Пуртовой Т.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем Боковой У.Ю., при участии в судебном заседании: представителя ответчика Янчуковой Н.Е., действующей на основании доверенности от 13.08.2015, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Северной железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Арбитражного суда Ярославской области от 18.06.2015 по делу № А82-9335/2014, принятое судом в составе судьи Гусевой Н.А. по иску открытого акционерного общества «Северсталь» (ОГРН 1023501236901, ИНН 3528000597) к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице Северной железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) о взыскании 458 405 руб. 63 коп., установил:
открытое акционерное общество «Северсталь» (далее – истец, ОАО «Северсталь», общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице Северной железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – ответчик, ОАО «РЖД», железная дорога, заявитель жалобы) о взыскании пени за просрочку доставки грузов (с учетом уточнения) в сумме 346 162 руб. 84 коп. Решением Арбитражного суда Ярославской области от 18.06.2015 взыскано с ОАО «РЖД» в пользу ОАО «Северсталь» 315 000 руб. пени, в удовлетворении остальной части иска отказано. ОАО «РЖД» с принятым решением суда несогласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой (c учетом пояснений), в которой просит решение суда первой инстанции изменить в части накладных ЭД 800242 и ЭД 888266 и принять новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, судом не раскрыто существо технологической неисправности, не дано оценки актам-рекламациям по спорным железнодорожным накладным. Вина перевозчика в возникновении неисправностей в пути следования отсутствует. Также железная дорога обращает внимание на то, что в соответствии с Регламентом она провела расследования, в результате которых установлены предприятия, признанные виновными в возникновении неисправностей. Именно некачественное проведение работ при плановом ремонте и послужило возникновению данного вида неисправностей. Рекламационные акты являются надлежащими доказательствами, поскольку в силу положений Временного регламента № 1085/ЦДИ-2011 предусмотрена возможность составления актов в одностороннем порядке. Указанные акты подтверждают, что причины отцепки по технической неисправности от перевозчика не зависят, а находятся в прямой причинно-следственной связи с действиями вагонно-ремонтного предприятия, производившего последний плановый ремонт. В подтверждение годности спорных вагонов ОАО «РЖД» представило выкопировки из журнала формы-ВУ-14 «Книга предъявления вагонов грузового парка к техническому обслуживанию» с натурными листами станции отправления, которым суд не дал оценки. Таким образом, ответчик подтвердил, что на момент оформления вагонов к перевозке вагоны были исправны, неисправности возникли в пути следования. Неисправности не носили скрытного характера, отсутствовали на момент осмотра при приемке вагонов к перевозке, возникли по независящим от перевозчика причинам. Грение роликовой буксы не определяется при осмотре вагонов при принятии их к перевозке. Данная неисправность может быть обнаружена только в пути следования с использованием средств автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда. Кроме того, суд определил к взысканию большую сумму, чем указал истец в уточненных исковых требованиях. Истец отзыва на жалобу не представил. В судебном заседании представитель ответчика поддержал изложенные требования и возражения. Истец явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя истца по имеющимся материалам. Законность решения Арбитражного суда Ярославской области в обжалуемой части проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. Как следует из материалов дела, ОАО «РЖД», осуществляя перевозку грузов для ОАО «Северсталь», нарушило сроки доставки грузов по железнодорожным накладным, указанным в исковом заявлении. В связи с вышеуказанным нарушением сроков, истец направил ответчику претензию от 27.01.2014 № 349/76 (Т.1, л.д.-10, 11). Неоплата пени со стороны ответчика послужила основанием для обращения истца в Арбитражный суд Ярославской области с настоящим иском. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, и, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел правовых оснований для отмены или изменения решения суда в обжалуемой части исходя из нижеследующего. В соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (статьи 792, 793). В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается. Согласно статье 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. На основании статьи 33 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав) перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки; сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Статьей 97 Устава установлено, что за просрочку доставки грузов перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельств, к числу которых отнесены обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокады, эпидемии или иные, не зависящие от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельства, препятствующие осуществлению перевозок. Факт просрочки в доставке груза подтверждается материалами дела и ответчиком по существу не оспаривается. ОАО «РЖД» указало в качестве основания исключающего ответственность за просрочку доставки груза по спорным накладным технологическую неисправность, произошедшую не по его вине. В подтверждение своей позиции представило железнодорожные накладные, акты общей формы, уведомления, книгу предъявления вагонов грузового парка к техническому обслуживанию, натурные листы поезда, рекламационные акты, дефектные ведомости, телеграммы, другие документы. Частью 1 статьи 29 Устава установлено, что вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении. В соответствии с разъяснениями пункта 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов, арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом. В соответствии с пунктом 6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.03.2003 № 27 (далее – Правила), сроки доставки грузов увеличиваются на время задержки вагонов в пути следования, связанное с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшее по независящим от перевозчика причинам. Основанием для применения ответственности за просрочку в доставке груза является вина перевозчика, которая презюмируется. Перевозчик может быть освобожден от уплаты пени, если докажет, что просрочка произошла по не зависящим от него обстоятельствам. О причинах задержки груза и о продолжительности этой задержки перевозчиком составляется акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости. В графе накладной «Отметки перевозчика» и в дорожной ведомости под наименованием груза делается соответствующая отметка (абзац 2 пункта 6.7 Правил). В силу статьи 791 ГК РФ перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик. Перевозчик обязан подавать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны, контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления. Временным регламентом ведения рекламационно-претензионной работы в вагонном хозяйстве, утвержденным ОАО «РЖД» 25.07.2011 № 1085/ЦДИ-2011 установлено, что для распределения причин возникновения неисправностей грузового вагона применяется цифровой код (один знак), характеризующий причину, а именно: 1. Технологическая - неисправность, связанная с качеством изготовления и выполнения плановых и неплановых ремонтов грузовых вагонов в депо, на вагоноремонтных и вагоностроительных заводах, а также с качеством подготовки вагона к перевозкам на пунктах технического обслуживания; 2. Эксплуатационная - неисправность, вызванная естественным износом деталей и узлов вагона в процессе его эксплуатации или произошедшая по причинам, не связанным с низким качеством изготовления или планового ремонта вагона; 3. Повреждение - неисправность, вызванная нарушением установленных правил и условий эксплуатации вагона, при маневровых и погрузочно-выгрузочных операциях на путях промышленных предприятий и путях общего пользования. Пунктом 3.2.5 Правил составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 № 45, определено, что в случае обнаружения технической неисправности собственного порожнего вагона в пути следования и направлении собственного порожнего вагона в ремонт в акте общей формы указываются, в том числе описание технической неисправности и ее причины. Согласно накладным и дорожным ведомостям груз задержан по причине ремонта. В актах общей формы указано, что по железнодорожной накладной № ЭД 800242 (вагон № 54210430) вагон отцеплен в ремонт по технической неисправности - излом пружин (код 214), по железнодорожной накладной ЭД 888266 (вагон № 60963626) вагон отцеплен в ремонт по технической неисправности - нагрев роликовой буксы (код 157). В соответствии с Регламентом организации работ по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов (с изменениями от 25.01.2007) излом пружин и грение буксы относятся к технологическим неисправностям. В Классификаторе основных неисправностей грузовых вагонов (К ЖА 2005 04) указано, что излом пружины (код неисправности 214) и грение буксы (код 150) относятся к технологическим неисправностям, связанным с качеством изготовления и выполнения плановых и неплановых ремонтов грузовых вагонов в депо, на ВРЗ и ВСЗ, а также качеством подготовки вагона к перевозкам на ПТО. Причины возникновения неисправностей в актах общей формы надлежащим образом не указаны. Документального подтверждения вины истца в возникновении задержки вагонов в материалы дела не представлено. Доказательства, из которых однозначно следовало бы, что в неисправностях вагонов отсутствует вина железной дороги, в материалах дела отсутствуют. Из имеющихся материалов дела невозможно установить, что технические неисправности возникли в процессе эксплуатации вагонов и не могли быть определены до подачи вагона под погрузку. Как указывалось ранее, в соответствии со статьей 20 Устава техническую Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.09.2015 по делу n А82-4737/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|