Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.08.2015 по делу n А82-14512/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ
СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 26 августа 2015 года Дело № А82-14512/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2015 года. Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2015 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Поляковой С.Г. судей Малых Е.Г., Чернигиной Т.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шмыриной А.М., без участия в судебном заседании представителей сторон, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Ярославской области в лице Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области на решение Арбитражного суда Ярославской области от 03.06.2015 по делу № А82-14512/2014, принятое судом в составе судьи Карташовой Н.В. по иску общества с ограниченной ответственностью «М-Инжиниринг» (ИНН: 7604172118, ОГРН: 1097604023659) к Ярославской области в лице Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области (ИНН: 7604016214, ОГРН: 1027600691469), Департамента строительства Ярославской области (ИНН: 7604036179, ОГРН: 1027600685694), Правительства Ярославской области (ИНН: 7604003720, ОГРН: 1027600684308), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, казенное предприятие Ярославской области «Дирекция службы заказчика», о взыскании 902 273 руб. 85 коп., установил:
общество с ограниченной ответственностью «М-Инжиниринг» (далее – истец, ООО «М-Инжиниринг») обратилось в Арбитражный суд Ярославской области к Ярославской области в лице Департамента имущественных и земельных отношений (далее – ответчик, Департамент имущественных и земельных отношений), Департамента строительства Ярославской области (далее – ответчик, Департамент строительства), Правительства Ярославской области (далее – ответчик, Правительство) с иском (с учетом уточнения) о взыскании 902 273 руб. 85 коп., в том числе 852 233 руб. 47 коп. основного долга, 29 359 руб. процентов, 20 681 руб. 38 коп. в возмещение расходов по уплате госпошлины, в порядке субсидиарной ответственности. Правовым основанием заявленных требований истец указал статьи 115, 309, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации. Решением Арбитражного суда Ярославской области от 03.06.2015 с Департамента имущественных и земельных отношений в пользу ООО «М-Инжиниринг» в порядке субсидиарной ответственности взыскана задолженность 902 273 руб. 85 коп. Не согласившись с принятым решением, ответчик Департамент имущественных и земельных отношений обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ответчик Департамент имущественных и земельных отношений указал, что при рассмотрении спора судом первой инстанции не были применены положения статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и доводы о том, что Департамент имущественных и земельных отношений не является надлежащим ответчиком по делу. Субсидиарную ответственность по обязательствам третьего лица несет Ярославская область в лице главного распорядителя бюджетных средств по отношению к основному должнику – Департаменту строительства Ярославской области. Осуществление Департаментом имущественных и земельных отношений полномочий собственника имущества третьего лица не является основанием для возложения на Департамент имущественных и земельных отношений субсидиарной ответственности по денежным обязательствам казенного предприятия. Кроме того, Департамент имущественных и земельных отношений не является ни стороной каких-либо договорных обязательств при строительстве концертно-зрелищного центра, ни стороной договора подряда, не осуществлял контроль за ходом выполнения подрядных работ и соблюдением подрядчиками своих обязательств по заключенному договору подряда. Истец ООО «М-Инжиниринг» в отзыве на апелляционную жалобу указал, что судом правильно установлено, что учредителем предприятия и собственником его имущества является Ярославская область, а полномочия собственника имущества от имени Ярославской области осуществляет Департамент имущественных и земельных отношений. Учитывая организационно-правовую форму должника, взыскание в субсидиарном порядке обусловлено не распределением денежных средств и не функциональной подчиненностью, а полномочиями собственника имущества казенного предприятия, которыми в рассматриваемой ситуации наделен Департамент имущественных и земельных отношений, являющийся надлежащим ответчиком по делу. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 03.06.2015 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 1 статьи 123, пунктами 3, 5 статьи 156, пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в отсутствие неявившихся представителей сторон. Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства. ООО «М-Инжиниринг» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к казенному предприятию Ярославской области «Дирекция службы заказчика» о взыскании 902 273 руб. 85 коп., в том числе 852 233 руб. 47 коп. задолженности за выполненные работы по договору от 30.03.2012 № 33/01/2012, 29 359 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами. Решением Арбитражного суда Ярославской области от 21.05.2013 по делу № А82-4730/2013 с казенного предприятия Ярославской области «Дирекция службы заказчика» в пользу ООО «М-Инжиниринг» взыскано 854 710 руб. - основного долга, 29 359 руб. - процентов за пользование чужими денежными средствами, всего 884 069 руб. 24 коп., а также 20 681 руб. - в возмещение расходов по уплате госпошлины. В связи с неисполнением в добровольном порядке решения суда судом по заявлению взыскателя был выдан исполнительный лист серия АС № 005034386, который предъявлен взыскателем в Службу судебных приставов. 04.10.2013 Службой судебных приставов установлен факт отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный лист возвращается взыскателю). Постановлением судебного пристава-исполнителя от 04.10.2013 исполнительное производство № 57985/13/03/76 окончено, исполнительный лист возвращен взыскателю. Поскольку у должника отсутствует имущество для взыскания по исполнительному листу, истец обратился в суд с настоящим иском. Согласно пункту 5 статьи 115 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества. Пунктом 1 статьи 399 ГК РФ предусмотрено, что до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность. Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», при разрешении споров, связанных с применением субсидиарной ответственности, необходимо иметь в виду, что предусмотренный пунктом 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок предварительного обращения кредитора к основному должнику может считаться соблюденным, если кредитор предъявил последнему письменное требование и получил отказ должника в его удовлетворении либо не получил ответа на свое требование в разумный срок. Пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предусмотрено возложение субсидиарной ответственности на Российскую Федерацию, субъекты РФ или муниципальные образования по обязательствам казенных предприятий только при недостаточности их имущества. Оценив исследованные доказательства и обстоятельства настоящего спора, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные истцом требования о взыскании долга подлежат удовлетворению с субсидиарного должника за счет средств казны Ярославской области. При этом судом установлено, что требование к собственнику имущества казенного предприятия со стороны кредитора последовало после предъявления соответствующего требования к основному должнику, а также после принятия мер принудительного исполнения исполнительного документа, выданного судом, через службу судебных приставов. Поскольку в материалы дела представлено постановление службы судебных приставов об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью исполнения исполнительного документа с основного должника, суд второй инстанции считает, что факт недостаточности имущества предприятия является подтвержденным. Данное обстоятельство является достаточным для предъявления требования к субсидиарному ответчику. Являются несостоятельными указания Департамента имущественных и земельных отношений о неприменении судом статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Указанная норма бюджетного законодательства регулирует отношения, связанные с полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, а настоящий иск предъявлен к субъекту Российской Федерации как собственнику имущества созданного им казенного предприятия. Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы, сделанные судом первой инстанции в обжалуемом решении, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда первой инстанции, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта. С учетом изложенного апелляционная инстанция полагает, что судом первой инстанции спор разрешен согласно действующему законодательству, фактические обстоятельства дела установлены на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных доказательств и получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 03.06.2015 по делу №А82-14512/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке. Председательствующий С.Г. Полякова Судьи Е.Г. Малых Т.В. Чернигина Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.08.2015 по делу n А82-19134/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|