Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.03.2009 по делу n А82-8951/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

        ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

05 марта 2009 года

Дело № А82-8951/2008  

Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2009 года.     

Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2009 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Перминовой Г.Г.,

судей Караваевой А.В., Лысовой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буйских Э.Н.,

при участии в судебном заседании:

представителя ответчика Терентьевой Г.В., действующего на основании доверенности от 04.05.2008 №05-12/18271,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мастер"

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.11.2008 по делу №А82-8951/2008, принятое судом в составе судьи Коробовой Н.Н.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мастер"

к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Ярославской области,

о признании недействительным решения налогового органа от 10.06.2008,

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью "Мастер" (далее заявитель Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Ярославской области (далее – ответчик, Инспекция, налоговый орган) от 10.06.2008 № 24858 об отказе в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес и об обязании провести такую регистрацию.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 24.11.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой  просит отменить оспариваемое решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. 

По мнению Общества, решение суда первой инстанции вынесено при неправильном применении норм материального права и несоответствии выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.

В обоснование доводов апелляционной жалобы Общество указывает, что на основании статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 244-ФЗ) и статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации любые ограничения гражданских прав, в том числе и прав юридических лиц на занятие каким-либо видом экономической деятельности должны быть установлены в законе. Заявитель жалобы считает, что Закон № 244-ФЗ не содержит запрета на изменение места расположения игорного заведения.

Общество считает, что игорное заведение, соответствующее требованиям Закона № 244-ФЗ, вправе до 30.06.2009 при продолжении деятельности изменять место своего нахождения и это не является открытием нового игорного заведения. По мнению заявителя жалобы, Общество не открывало новое игорное заведение, а перемещало ранее открытое, при том, что статья 84 Налогового кодекса Российской Федерации не запрещает перемещение игорного заведения.

Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу опровергла доводы жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Заявитель явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

В соответствии со статьями 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя заявителя.

Представитель Инспекции в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения требований жалобы.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Как следует из материалов дела, Общество зарегистрировано Межрайонной инспекцией налоговой службы России №46 по городу Москве 12.01.2004, осуществляет деятельность по организации игорных заведений на основании лицензии № 004831, выданной Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму сроком действия с 29.06.2004 по 29.06.2009 (л.д.11).

В Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 5 по Ярославской области поставлено на учет 06.02.2008 в связи с созданием обособленного подразделения по адресу: город Ярославль, Московский проспект, дом 97, присвоен КПП 760432028 (уведомление Инспекции от 06.02.2008 № 860784).

02.06.2008 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением от 01.06.2008 о регистрации объекта  (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес (игровых автоматов) в количестве 50 штук по адресу: город Ярославль, Московский проспект, дом 97.

Письмом Инспекции от 10.06.2008 № 18-10/13/24858 (л.д.6) Обществу отказано в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес (игровых автоматов) в количестве 50 штук по адресу: город Ярославль, Московский проспект, дом 97, поскольку обособленное подразделение по указанному адресу открыто 06.02.2008.

Не согласившись с решением Инспекции, Общество обжаловало его в Арбитражный суд Ярославской области.

Отказывая в удовлетворении требований Общества, суд первой инстанции исходил из того, что фактически имеет место создание нового игорного заведения с установкой ранее не зарегистрированных игровых автоматов.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 1 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) установлено, что игровой автомат является объектом налогообложения по налогу на игорный бизнес.

В соответствии с пунктом 2 статьи 366 НК РФ каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.

Законом № 244-ФЗ определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

Пунктами 1 и 2 статьи 5 Закона N 244-ФЗ предусмотрено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных данным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным данным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 5 и пункта 1 статьи 20 Закона № 244-ФЗ с 01.01.2007 игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном Законом № 244-ФЗ.

В пункте 1 статьи 16 Закона № 244-ФЗ определено, что имеющие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15, частью 2  статьи 16 Закона № 244-ФЗ, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 без получения предусмотренного Законом № 244-ФЗ разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 Закона № 244-ФЗ, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.

В соответствии с частью 6 статьи 16 Закона № 244-ФЗ деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 статьи 16 Закона № 244-ФЗ, должна быть прекращена до 01.07.2007.

Согласно статье 20 Закона № 244-ФЗ данный Закон вступил в силу с 01.01.2007.

Следовательно, игорные заведения, открытые и действовавшие до момента вступления Закона № 244-ФЗ в силу, то есть до 01.01.2007, вправе продолжить свою деятельность после указанной даты до 30.06.2009 вне территории игорных зон при условии соблюдения требований, установленных Федеральным законом. Открытие и функционирование новых игорных заведений после принятия и вступления в силу Закона N 244-ФЗ (с 01.01.2007) возможно только на территории игорных зон в соответствии с разрешительным порядком.

Как следует из материалов дела, Общество до 01.01.2007 не имело игорного заведения по адресу: город Ярославль, Московский проспект,  дом 97. Общество поставлено на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения по указанному адресу 06.02.2008. Таким образом, Общество собиралось открыть новое игорное заведение на территории, не отнесенной к игорной зоне.

Заявитель жалобы, ссылаясь, что Общество просило зарегистрировать по адресу: город Ярославль, Московский проспект, дом 97 игровые автоматы, которые ранее были зарегистрированы по адресу: г. Ярославль, Спартаковская, 25 и на момент подачи заявления сняты с регистрационного учета, указывает, что фактически имело место перемещение игорного заведения.

Однако, данные доводы заявителя апелляционным судом отклоняются в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 16 Закона № 244-ФЗ  игорные заведения могут располагаться только в зданиях, строениях, сооружениях, являющихся объектами капитального строительства, занимать указанные объекты полностью или располагаться в единой обособленной их части.

Игорным заведением является здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг) - пункт 11 статьи 4 Закона    № 244-ФЗ.

Таким образом, закон связывает место расположения игорного заведения с местом осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в определенном здании, строении, сооружении, с местом нахождения филиала (обособленного подразделения юридического лица).

В рассматриваемом случае Общество 06.02.2008 было поставлено на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения по адресу: г. Ярославль, Московский проспект, 97. Именно по данному адресу обособленного подразделения 01.06.2008 было заявлено о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.

В соответствии со статьей 11 НК РФ обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Место нахождения обособленного подразделения российской организации - место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.

В силу пункта 5 статьи 84 НК РФ в случае принятия организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения снятие с учета организации по месту нахождения этого обособленного подразделения осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 10 дней со дня подачи такого заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения.

Анализ данных норм свидетельствует о том, что действующее законодательство не предусматривает процедуры изменения места нахождения обособленного подразделения юридического лица путем внесения такой записи, а содержит лишь процедуру снятия с учета организации по месту нахождения обособленного подразделения и постановки ее на учет независимо от места нахождения налогового органа.

Возможность перемещения объекта капитального строительства: здания, строения, сооружения законодательно также не предусмотрена.

Более того, из позиции налогового органа следует, что 50 игровых автоматов, расположенные по адресу: г. Ярославль, улица Спартаковская, 25 сняты с регистрации как объект налогообложения налогом на игорный бизнес 13.09.2007. Обособленное подразделение по месту нахождения которого заявлено о регистрации игровых автоматов по адресу: город Ярославль, Московский проспект, дом 97 зарегистрировано только 06.02.2008.

Таким образом, доводы заявителя жалобы о перемещении игорного заведения несостоятельны.

Довод Общества о том, что Закон № 244-ФЗ не содержит прямого запрета на изменение места расположения игорного заведения, апелляционным судом отклоняется, так как указанный закон императивно определяет игорное заведение как здание, строение, сооружение (единую обособленную часть здания, строения, сооружения), в силу чего возможность изменения их места расположения исключается.

Ссылка заявителя жалобы на то, что имело место перемещение игровых автоматов, отклоняется апелляционным судом исходя из положений статьи 366 НК РФ, пункта 1 части 2 статьи 16 и  пункта 11 статьи 4 Закона № 244-ФЗ.

Кроме того, в заявлении от 01.06.2008 о регистрации объекта  (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.03.2009 по делу n А31-4282/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также