Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.08.2015 по делу n А29-10244/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

16 августа 2015 года

Дело № А29-10244/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2015 года.  

Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2015 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Щелокаевой Т.А.,

судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.,

при ведении протокола судебного заседания  секретарём Никитинской Е.В.

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу финансового управления Администрации муниципального образования городского округа Инта

на решение  Арбитражного суда Республики Коми от 13.05.2015  по делу № А29-10244/2014, принятое судом в составе судьи Князевой А.А.,

по заявлению открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 9» (ИНН: 5904119383; ОГРН 1045900550024)

к финансовому управлению администрации муниципального образования городского округа Инта (ИНН: 1104012490, ОГРН 1091104000240 ),

третье лицо: Администрация муниципального образования городского округа Инта; Муниципальное учреждение "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам"; Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных  производств УФССП России по Республике Коми (ИНН: 1104008172 ОГРН 1021100858063 ),

о признании действий незаконными,

установил:

 

открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 9» (далее – заявитель, Общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми к финансовому управлению администрации муниципального образования городского округа Инта (далее – ответчик, Управление)  о признании незаконными действий финансового управления Администрации муниципального образования городского округа «Инта» по возврату исполнительного листа от 08.08.2011 АС № 001379252 по делу № А29-3281/2011 и об обязании принять к исполнению исполнительный лист.

Определением суда от 16..01.2015 удовлетворено ходатайство о процессуальном правопреемстве, открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 9»  заменено на открытое акционерное общество «Волжская  территориальная генерирующая компания», ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350 (далее – заявитель, Общество).

Определением суда от 16.01.2015 к участию в деле в качестве лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Администрация муниципального образования городского округа Инта; Муниципальное учреждение "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам"; Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных  производств УФССП России по Республике Коми.

Решением  Арбитражного суда Республики Коми от 13.05.2015  заявленные требования Общества  удовлетворены, действия Управления признаны незаконными, на ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Управление с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.

По мнению Управления, суд первой инстанции не обосновано пришёл к выводу о том, что ответчик является надлежащим органом для принудительного исполнения, поскольку в Управлении не открыт лицевой счёт основного должника - муниципального учреждения «Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам». Также заявитель жалобы полагает, что общество не представило доказательств невозможности взыскания долга с основного должника, в силу чего отсутствуют основания для предъявления исполнительного листа к  субсидиарному должнику.

Общество в отзыве с доводами жалобы не согласно, просит оставить решение суда без изменения. Также сообщило апелляционному суду о смене наименования на публичное акционерное общество «Т Плюс».

Администрация муниципального образования городского округа Инта в отзыве на жалобу доводы Управления поддержало, просит жалобу удовлетворить, решение суда отменить.

Муниципальное учреждение "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" и межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных  производств УФССП России по Республике Коми отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 11 часов 00 минут 13.08.2015.

 Законность решения  Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Коми  от 08.08.2011 по делу 3А29-3281/2011 удовлетворены исковые требования открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 9», с муниципального учреждения «Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам» (далее также – основной должник) в пользу истца взыскано 1 187 783 руб. 51 коп, в том числе 1 118 859 руб. 13 коп. долга, 44 293 руб. 06 коп. процентов за период с 18.11.2010 по 23.06.2011 и  судебные  расходы в  виде уплаченной государственной пошлины в размере 24 631 руб. 52 коп. Также взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму 1 118 859 руб. 13 коп. долга с 24.06.2011 по день фактической уплаты долга исходя из учетной ставки  рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в размере  8,25% годовых.

Этим же решением суда при недостаточности денежных средств или их отсутствии у муниципального учреждения «Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам» взысканы денежные средства в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования городского округа «Инта» в лице Администрации городского округа «Инта» за счет  казны городского округа «Инта».

15.09.2011 Арбитражным судом Республики Коми выдан исполнительный лист серии АС N 001379252 (л.д. 14-17).

11.11.2014 Общество направило в адрес Управления названный исполнительный лист и указало в сопроводительном письме за № 152/6437 на основание обращения, а именно: решением суда задолженность взыскана с субсидиарного должника, у основного  должника денежные средства отсутствуют. Общество просило взыскать остаток задолженности с муниципального образования за счёт средств казны (л.д. 13).

19.11.2014 уведомлением № 50 ответчик возвратил без исполнения исполнительный лист со ссылкой на нормы статей 56, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации по мотиву непредставления Обществом доказательств недостаточности денежных средств у основного должника (л.д. 12).

Общество, сочтя действия Управления по возврату исполнительного листа серии АС N 001379252 незаконными и нарушающими его права и законные интересы, обратилось в суд.

Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции применил  пункт 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому  по искам о взыскании за счёт средств казны муниципального образования документы для исполнения направляются в финансовый орган муниципального образования, и  пришёл к выводу об обязанности ответчика как главного распорядителя бюджетных средств совершать исполнительные действия. 

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

По смыслу указанных положений заявитель оспаривает действия компетентного органа, наделённого государственно-властными полномочиями по отношению к заявителю. Оспариваемое действие либо бездействие может быть признано незаконным только при наличии  законом установленной  публичной обязанности  совершить действие.

Из письма от 11.11.2014 следует, что Общество обратилось к Управлению с заявлением о совершении действий по принудительному исполнению  исполнительного листа серии АС N 001379252.

Из статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Согласно пункту 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

В соответствии с пунктом 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично не исполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Таким образом, пункт 4 статьи 242.2, пункт 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяют особенности порядка исполнения судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета.

Согласно пункту 1 статьи 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральное казначейство обладает бюджетными полномочиями, в том числе, осуществляет в установленном им порядке открытие и ведение лицевых счетов для учета операций администраторов доходов бюджетов, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), а также по поручению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации муниципального образования) в соответствии с заключенным соглашением открывает и ведет лицевые счета для учета операций главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).

Следовательно, органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей (распорядителей) средств местного бюджета, является Федеральное казначейство.

Таким образом, бюджетное законодательство наделило принудительно властными полномочиями по исполнению судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности не финансовые органы муниципальных образований, а соответствующие органы Федерального казначейства. 

Из пунктов 3.20, 3.33, 3.34 Положения о финансовом управлении администрации муниципального образования городского округа «Инта», утвержденного решением совета муниципального образования от 14.10.2009 № 1-23/20 следует, что к полномочиям Управления отнесено осуществление бюджетных полномочий главного

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.08.2015 по делу n А29-2710/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также