Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.03.2009 по делу n А82-13284/2008. Отменить определение первой инстанции: Направить вопрос на новое рассмотрение (ст.272 АПК)

        ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

610007, ã. Êèðîâ, óë. Õëûíîâñêàÿ, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

04 марта 2009 года

Дело № А82-13284/2008-39

Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2009 года.     

Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2009 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Хоровой Т.В.,

судей Лобановой Л.Н., Ольковой Т.М.,

при ведении протокола судебного заседания  судьей Хоровой Т.В,

без участия   представителей сторон (извещены надлежащим образом),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Дзержинском районе города Ярославля

на определение Арбитражного суда Ярославской области от  19.01.2009 по делу №А82-13284/2008-39, принятое судом в составе судьи Красновой Т.Б.,

по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Дзержинском районе города Ярославля

к индивидуальному предпринимателю Мирзазановой Татьяне Ивановне,

о  взыскании 123,20 руб.,

установил:

 

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Дзержинском районе города Ярославля (далее Управление)  обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ярославской области к индивидуальному предпринимателю Мирзазановой Татьяне Ивановне (далее – Предприниматель)  о  взыскании  финансовой санкции в сумме  123,20 руб.

Определением Арбитражного суда Ярославской области от 19.01.2009  заявление  Управления оставлено без рассмотрения.

Управление с принятым определением суда не согласилось  и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить, как принятое с нарушением норм материального права  и при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.

В обоснование своей позиции Управление обращает внимание арбитражного апелляционного суда на тот факт, что  досудебная процедура взыскания финансовой санкции с Предпринимателя была им полностью соблюдена, заявление о взыскании направлено в суд в пределах предусмотренного действующим законодательством срока.  Соответственно,  у суда  первой инстанции отсутствовали основания для оставления заявления Управления без рассмотрения.

Предприниматель  отзыв на жалобу не представила.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон по имеющимся в деле  документам.

Законность определения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела,   Ðåøåíèåì Óïðàâëåíèÿ îò 19.05.2008 ¹2008/00639 Предприниматель ïðèâëå÷åíà ê îòâåòñòâåííîñòè, ïðåäóñìîòðåííîé àáçàöåì 3 ñòàòüè 17 Ôåäåðàëüíîãî çàêîíà îò 01.04.1996    ¹27-ÔÇ «Îá èíäèâèäóàëüíîì (ïåðñîíèôèöèðîâàííîì) ó÷åòå â ñèñòåìå îáÿçàòåëüíîãî ñòðàõîâàíèÿ» çà íåïðåäñòàâëåíèå â óñòàíîâëåííûå ñðîêè ñâåäåíèé, íåîáõîäèìûõ äëÿ îñóùåñòâëåíèÿ èíäèâèäóàëüíîãî (ïåðñîíèôèöèðîâàííîãî) ó÷åòà â âèäå øòðàôà â ðàçìåðå 123,20 ðóáëåé.

       Òðåáîâàíèå ¹2008/00639 с предложением добровольно уплатить  ôèíàíñîâую ñàíêöèю íàïðàâëåíî Предпринимателю 28.05.2008 ïî àäðåñó: ã.ßðîñëàâëü, óë.Áàòîâà, ä.7, êâ.16.

       Ïî ýòîìó же àäðåñó Предпринимателю òàêæå íàïðàâëåíû àêò î íàðóøåíèè çàêîíîäàòåëüñòâà, ðàñ÷åò ñóììû ôèíàíñîâûõ ñàíêöèé, èçâåùåíèå î ðàññìîòðåíèè äåëà î íàðóøåíèè çàêîíîäàòåëüñòâà è çàÿâëåíèå î âçûñêàíèè с нее  ñàíêöèè â ñóäåáíîì ïîðÿäêå.

   то же время материалах дела имеется  ñïðàâêа  îòäåëà àäðåñíî-ñïðàâî÷íîé ðàáîòû ÓÔÌÑ Ðîññèè ïî ßðîñëàâñêîé îáëàñòè, полученная по запросу суда первой инстанции, согласно которой  Пðåäïðèíèìàòåëü ñ 26.08.2005 çàðåãèñòðèðîâàíà ïî àäðåñó: ã.ßðîñëàâëü, óë.Ãîðîäñêîé âàë, ä.14, êâ.3.

       Арбитражный суд Ярославской области, оставляя заявление Управления без рассмотрения, руководствовался положениями Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования», статьей 104 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями  148, 213, 214  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пришел к выводу о несоблюдении Управлением обязательной досудебной процедуры  урегулирования спора.

Âòîðîé àðáèòðàæíûé àïåëëÿöèîííûé ñóä,  иññëåäîâàâ ìàòåðèàëû äåëà, èçó÷èâ äîâîäû àïåëëÿöèîííîé æàëîáû пришел к выводу о необходимости отмены определения арбитражного суда первой инстанции исходя из нижеследующего.

Согласно статье 5 Закона Ôåäåðàëüíîãî çàêîíà îò 01.04.1996 ¹27-ÔÇ «Îá èíäèâèäóàëüíîì (ïåðñîíèôèöèðîâàííîì) ó÷åòå â ñèñòåìå îáÿçàòåëüíîãî ñòðàõîâàíèÿ» (далее - Закон №27-ФЗ) органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.       Статьей 16 Закона  №27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечить своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведения, определенные настоящим Законом и предоставленные работодателями и застрахованными лицами, а также имеют право требовать своевременного и правильного представления указанных сведений и осуществлять контроль за правильностью представления сведений плательщиками страховых взносов, в том числе, по их учетным данным.       В соответствии со статьей 17 Закона №27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного  страхования,  либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе, физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

       Â ñèëó ñòàòüè 2 Ôåäåðàëüíîãî çàêîíà îò 15.12.2001 ¹167-ÔÇ «Îá îáÿçàòåëüíîì ïåíñèîííîì ñòðàõîâàíèè â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè» ïðàâîîòíîøåíèÿ, ñâÿçàííûå ñ óïëàòîé ñòðàõîâûõ âçíîñîâ, â òîì ÷èñëå, â ÷àñòè îñóùåñòâëåíèÿ êîíòðîëÿ çà èõ óïëàòîé, ðåãóëèðóþòñÿ çàêîíîäàòåëüñòâîì î íàëîãàõ è ñáîðàõ, åñëè èíîå íå ïðåäóñìîòðåíî ýòèì çàêîíîì.

       Согласно пункту 7 статьи 9 Íàëîãîâîãî êîäåêñà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè  (далее – НК РФ)  государственные внебюджетные фонды включены в состав участников отношений, которые регулируются законодательством о налогах и сборах.

Ñтатьей 104 ÍК РФ предусмотрено, что до  обращения в суд çàÿâèòåëü îáÿçàí ïðåäëîæèòü ëèöó, ïðèâëåêàåìîìó ê îòâåòñòâåííîñòè, äîáðîâîëüíî óïëàòèòü ñóììó ôèíàíñîâîé ñàíêöèè.  При  îòêàçе äîáðîâîëüíî óïëàòèòü øòðàô èëè ïðîïóñêе ñðîêà óïëàòû  штрафа, óêàçàííîãî â òðåáîâàíèè, çàÿâèòåëü îáðàùàåòñÿ â ñóä ñ çàÿâëåíèåì î âçûñêàíèè финансовой  ñàíêöèè.

       Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,  требование ¹2008/00639 направлялось Предпринимателю по адресу ã.ßðîñëàâëü, óë.Áàòîâà, ä.7, êâ.16  и не было ей  получено.

       Однако, согласно Выписке из Единого государственного реестра  индивидуальных предпринимателей  по состоянию на 15.10.2008 года  (л.д.13-14)  Предприниматель  при внесении сведений в названный реестр  указывает  в качестве  места своего жительства именно этот адрес - ã.ßðîñëàâëü, óë.Áàòîâà, ä.7, êâ.16. Позднее изменений в части  информации о месте жительства Предпринимателем в Единый  государственный  реестр   индивидуальных предпринимателей  не вносилось.

Учитывая изложенное, Второй арбитражный апелляционный  считает, что  заявление Управления  о взыскании с Предпринимателя финансовой санкции   в размере 123,20 руб.  подлежало рассмотрению судом первой инстанции.

Таким образом, определение арбитражного суда первой инстанции от 19.11.2009 об оставлении заявления Управления о взыскании с Предпринимателя 123,20 руб.  без рассмотрения подлежит отмене как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, а дело направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела Арбитражному суду Ярославской области необходимо учесть следующее. 

Согласно подпункту "д"  пункта  2 статьи  5 Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся, в том числе, сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя в Российской Федерации (указывается адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, - по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством РФ порядке).

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 указанного Закона индивидуальный предприниматель в течение трех дней с момента изменения указанных в пункте 2 названной статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м" - "р", обязан сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего жительства.

Пунктом 4 статьи 22.2 названного Закона установлено, что в случае внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе в связи с переменой им места жительства регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя.  Сведения  в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей вносятся регистрирующим органом на основании ïîäïèñàííîго  çàÿâèòåëåì çàÿâëåíèå î âíåñåíèè â åäèíûé ãîñóäàðñòâåííûé ðååñòð èíäèâèäóàëüíûõ ïðåäïðèíèìàòåëåé èçìåíåíèé ïî ôîðìå, óòâåðæäåííîé Ïðàâèòåëüñòâîì Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè  с приложением  êîïèи äîêóìåíòà, ïîäòâåðæäàþùåãî èçìåíåíèå ðàíåå âíåñåííûõ â åäèíûé ãîñóäàðñòâåííûé ðååñòð èíäèâèäóàëüíûõ ïðåäïðèíèìàòåëåé ñâåäåíèé îá èíäèâèäóàëüíîì ïðåäïðèíèìàòåëå.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии с абзацем 2 пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уклонения налогоплательщика или его представителя от получения требования об уплате налога указанное требование направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

При рассмотрении подобных споров судам необходимо исходить из того, что в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной, независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.

При таких обстоятельствах арбитражный  апелляционный суд  считает, что суд первой инстанции необоснованно пришел к  выводу о  том, что  Управлением не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, и неправомерно  оставил заявление Управления без рассмотрения.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.

В силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ  по апелляционной жалобе на определение об оставлении заявления без рассмотрения госпошлина уплачивается в размере 50% размера госпошлины, подлежащей уплате при подаче заявления неимущественного характера.

Согласно статье 333.37 НК РФ  органы Пенсионного фонда Российской Федерации при подаче заявлений в арбитражные суды от уплаты госпошлины освобождены.

С учетом того, что жалоба Управления удовлетворена, госпошлина подлежит взысканию  с Предпринимателя. Арбитражный апелляционный суд,  исходя из имущественного  положения Предпринимателя, в соответствии с пунктом 2 статьи 333.22 НК РФ, считает возможным уменьшить размер подлежащей взысканию с Предпринимателя госпошлины до 100 рублей.

 

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271, пунктом 2 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

 

апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Дзержинском районе г.Ярославля удовлетворить.

Определение Арбитражного суда Ярославской области от 19.01.2009 по делу №А82-13253/2008-39 об оставлении без рассмотрения заявления Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Дзержинском районе г.Ярославля о взыскании с индивидуального предпринимателя Мирзазановой Татьяны Ивановны  финансовой санкции в  сумме 123,20 руб.  отменить.

Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ярославской области.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Мирзазановой Татьяны Ивановны в федеральный бюджет 100 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий                                      

                             Т.В. Хорова

Судьи                                                            

                             Л.Н. Лобанова

                             Т.М. Олькова

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.03.2009 по делу n А29-7044/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также