Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.07.2015 по делу n А28-3611/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

  ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

27 июля 2015 года

Дело № А28-3611/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2015 года.      

Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2015 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Устюжанинова В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сысолятиной К.А.,

без участия представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу административной комиссии Ленинского района муниципального образования «Город Киров»

на решение Арбитражного суда Кировской области от 04.06.2015 по делу № А28-3611/2015, принятое судом в порядке упрощенного производства в составе судьи Едоминой С.А.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Ленинского района» (ИНН: 4345334273; ОГРН: 1124345016290)

к административной комиссии Ленинского района муниципального образования «Город Киров»

об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности,

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Ленинского района» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к административной комиссии Ленинского района муниципального образования «Город Киров» (далее – ответчик, Комиссия) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 19.03.2015 № 303 (далее – Постановление № 303).

Данным постановлением Общество привлечено к административной ответственности по статье 4.1 Закона Кировской области от 04.12.2007 № 200-ЗО «Об административной ответственности в Кировской области» (далее – Закон № 200-ЗО) в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением от 04.06.2015, принятым в порядке упрощенного производства, заявленные требования удовлетворены.

Комиссия, не согласившись с принятым судебным актом, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По мнению ответчика, при принятии обжалуемого решения сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, и нарушены нормы материального и процессуального права.

В жалобе указано, что благоустройство территории городского округа относится к вопросам местного значения, а требования, установленные соответствующими местными правилами, обязательны для исполнения всеми физическими и юридическими лицами, за их несоблюдение предусмотрена административная ответственность. Деяние, совершенное заявителем и выразившееся в необеспечении удаления сосулек, льда и снега с крыш многоквартирных домов (далее – МКД), свидетельствует о нарушении Правил внешнего благоустройства в муниципальном образовании «Город Киров», утвержденных решением Кировской городской Думы от 27.08.2008 № 19/41 (далее – Правила № 19/41). Поэтому данное нарушение правомерно квалифицировано по статье 4.1 Закона № 200-ЗО, а вывод суда первой инстанции об иной квалификации – по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) – является необоснованным.

При этом ответчик ссылается, среди прочего, на положения статей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, пунктов 1.1, 1.2, 5.1 Правил № 19/41.

Общество представило отзыв, в котором опровергает доводы жалобы, полагая, что неисполнение обязанности по очистке кровли МКД от снега и наледи, то есть обязанности по содержанию МКД, установленной федеральным законодательством, следует квалифицировать исключительно по статье 7.22 КоАП РФ. Ответственность  по региональному законодательству может быть установлена и применена лишь в той части, в которой спорные правоотношения урегулированы региональным законодательством.

В обоснование заявитель ссылается на статью 1.3 КоАП РФ, пункт 39 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», определения Верховного Суда Российской Федерации от 23.10.2013 № 53-АПГ13-9, от 11.12.2013 №57-АПГ13-6 (далее – Правила № 491, Постановление Пленума ВС РФ № 5).

Также заявитель направил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.

В силу статьи 156 и части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное заседание проведено без участия надлежаще извещенных сторон, не явившихся в апелляционный суд.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 АПК РФ.

Как видно из материалов дела, Общество зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1124345016290 (л.д. 13-20).

Общество, согласно сведениям, размещенным на его сайте в сети Интернет,  оказывает услуги по управлению МКД, расположенных в городе Кирове по улицам Чапаева, 4, Дерендяева, 112, Милицейская, 58, Красноармейская, 53 (далее – МКД Чапаева, 4, Дерендяева, 112, Милицейская, 58, Красноармейская, 53; л.д. 39-45).

27.02.2015 в 09 час. 50 мин. специалистами отдела содержания и использования территории территориального управления администрации города Кирова по Ленинскому району Хлоповым И.Н., Рябовым А.В. проведен осмотр территории Ленинского района города Кирова, в том числе придомовых территорий названых выше МКД. В ходе осмотра, результаты которого зафиксированы в акте от 27.02.2015 и приложенных к нему фотоматериалах, установлено, что Обществом не обеспечено удаление сосулек, льда и снега с крыш МКД Чапаева, 4, Дерендяева, 112, Милицейская, 58, Красноармейская, 53 (л.д. 34-38).

06.03.2015 по данному факту специалист отдела содержания и использования территории территориального управления администрации города Кирова по Ленинскому району Рябов А.В., полагая, что Обществом нарушен пункт 5.1 Правил № 19/41, составил протокол об административном правонарушении,  квалифицировав совершенное деяние по статье 4.1 Закона № 200-ЗО (далее – Протокол от 06.03.2015; л.д. 30).

Протокол от 06.03.2015 составлен при участии представителя Общества Эрюткиной Н.С., действующей по доверенности от 20.01.2015. Копия Протокола от 06.03.2015 вручена Эрюткиной Н.С. в день составления, о чем имеется отметка в протоколе. Заявителю нарочно вручено 11.03.2015 извещение о рассмотрении дела об административном правонарушении по Протоколу от 06.03.2015 на 19.03.2015 в 14 час. 00 мин. (л.д. 31-33).

19.03.2015 Комиссия, рассмотрев Протокол от 06.03.2015 в отсутствие представителя Общества, вынесла Постановление № 303, которым Общество признано виновным в совершении вмененного правонарушения по статье 4.1 Закона № 200-ЗО и ему назначен штраф в размере 50 000 рублей (л.д. 28-29).

Общество, не согласившись с привлечением его к административной ответственности, обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления № 303 (л.д. 6-11).

В частности, Общество ссылалось на то, что выявленные нарушения влекут ответственность по статье 7.22 КоАП РФ, в связи с чем основания для привлечения к ответственности по статье 4.1 Закона № 200-ЗО отсутствовали.

Комиссия в отзыве пояснила, что выявленное правонарушение, совершенное Обществом, доказано и правомерно квалифицировано по статье 4.1 Закона № 200-ЗО (л.д. 23-24).

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, руководствовался статьями 208, 210, 211 АПК РФ, статьями 1.6, 7.22, 26.2, 26.11 КоАП РФ, статьей 4.1 Закона № 200-ЗО, пунктами 10, 11 Правил № 491, 5.1 Правил № 19/41. При этом суд установил, что материалами дела подтверждено неисполнение заявителем обязанности по очистке крыш МКД от снега и льда, однако, не доказано неисполнение  такой обязанности как обязанности по благоустройству, то есть в части применения мер предосторожности для пешеходов, транспортных средств, другого имущества граждан и т.п. В связи с этим, поскольку событие выявленного нарушения имеет признаки правонарушения по статье 7.22 КоАП РФ, основания для привлечения к ответственности по статье 4.1 Закона № 200-ЗО отсутствовали.

Исследовав материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд пришел к следующим выводам.

Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.

В статье 30.1 КоАП РФ закреплено право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, а реализация такого права осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных АПК РФ.

В соответствии с положениями статей 226 и 227 АПК РФ в редакции, действующей с 24.09.2012, дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности в виде штрафа, не превышающего ста тысяч рублей, рассматриваются в порядке упрощенного производства и с учетом особенностей, установленных статьями 189-190, 207-211 АПК РФ.

Из статьи 228 АПК РФ следует, что решение по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принимается исключительно посредством исследования письменных пояснений сторон и на основании доказательств, представленных сторонами в течение сроков, установленных судом для их направления. Документы и доказательства, поступившие по истечении установленных сроков, не принимаются, за исключением случаев, если представившие их лица обосновали невозможность представления документов к установленному сроку по причинам, не зависящим от них.

Исходя из частей 4, 6 статьи 210 АПК РФ, бремя доказывания наличия обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган.

Арбитражный суд, проверяя законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли у административного органа, принявшего оспариваемое решение, полномочия и законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок и не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности.

По смыслу частей 2, 3 статьи 211 АПК РФ арбитражный суд при рассмотрении дела, если какое-либо из вышеназванных обстоятельств не установлено, принимает решение о признании  незаконным и об отмене (изменении) оспариваемого решения, а если их совокупность подтверждается, принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.

В силу статей 2.1, 26.1 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону. Данные обстоятельства подлежат выяснению на основании доказательств, полученных при возбуждении дела об административном правонарушении или проведении административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.

Следовательно, по административным делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, административный орган, выполняя возложенное на него бремя доказывания, обязан представить в арбитражный суд к установленному сроку доказательства, свидетельствующие о законности оспариваемого решения о привлечении к административной ответственности.

В частности, материалы административного дела, которые подтверждают наличие оснований для привлечения к административной ответственности и собраны в ходе административного производства с соблюдением требований КоАП РФ.

В настоящем деле, поскольку оспариваемым постановлением заявитель привлечен ответчиком к административной ответственности по статье 4.1 Закона № 200-ЗО в виде штрафа в размере 50 000 рублей, суд первой инстанции обоснованно применил упрощенный порядок производства.

Ответчик направил в суд первой инстанции копии материалов административного дела, в раках которого вынесено в отношении заявителя оспариваемое постановление.

Апелляционный суд, повторно оценив материалы административного дела, полагает возможным согласиться с выводом обжалуемого решения о признании незаконным и отмене Постановления № 303.

Иная позиция ответчика в жалобе отклоняется.

Заявитель привлечен к административной ответственности по статье 4.1 Закона № 200-ЗО, которая за нарушение правил благоустройства, действующих в муниципальном образовании, предусматривает наложение штрафа, в том числе на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч рублей до двухсот тысяч рублей.

Исходя из пункта «к» статьи 72, частей 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» административное, административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, вследствие чего включает федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации, которое не может противоречить федеральному законодательству.

В силу названных норм, а равно положений статей 1.1, 1.3, 1.3.1, 1.8, 22.1, 28.3 КоАП РФ административная ответственность за административные правонарушения может быть установлена: КоАП РФ – за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральным законодательством; законом субъекта Российской Федерации – за нарушение региональных и муниципальных нормативных правовых актов.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, возбуждаются должностными лицами и рассматриваются, в частности, административными комиссиями, уполномоченными законами субъектов Российской Федерации, по правилам, определенным в КоАП РФ.

Приведенные нормы в их системном единстве свидетельствуют о том, что законодатель субъекта Российской Федерации, устанавливая административную ответственность за те или иные административные правонарушения, не вправе вторгаться в сферы общественных отношений,

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.07.2015 по делу n А28-4094/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также