Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.02.2009 по делу n А31-5426/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

        ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

610007, ã. Êèðîâ, óë. Õëûíîâñêàÿ, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

26 февраля 2009 года

Дело № А31-5426/2008-26  

Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2009 года. 

Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2009 года.

Второй арбитражный апелляционный суд  в составе: председательствующего Лысовой Т.В.,  судей Перминовой Г.Г., Караваевой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буйских Э.Н.,

без участия представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Костроме  

на  решение  Арбитражного  суда  Костромской  области  от  11.01.2009  по  делу № А31-5426/2008-26, принятое судом в составе судьи Цветкова С.В.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кострома-такси»

к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Костроме

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,    

            

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью «Кострома-такси» (далее – заявитель, Общество, ООО «Кострома-такси») обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Костроме (далее – ответчик, Инспекция, ИФНС) от 11.12.2008 № 2385 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением суда первой инстанции от 11.01.2009 требования заявителя удовлетворены.

Не согласившись с вынесенным решением, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда данным обстоятельствам и собранным доказательствам, неправильное применение норм материального права, просит решение суда от 11.01.2009 отменить. Ответчик полагает, что при проведении проверки законодательство нарушено не было, контрольная закупка не имела места, поскольку оплата произведена за фактически оказанные услуги, денежные средства должностным лицам налогового органа, действовавшим на основании пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, не возвращены. Время посадки в автобус и выхода из него не отражены в актах проверки, так как данные сведения не имеют отношения к существу правонарушения. Противоречие в показаниях часов, отраженных в материалах проверки, отсутствует. Билеты были выданы водителем Абрамовым П.В. сотрудникам ИФНС после составления акта о проверке наличных денежных средств кассы и приложены к нему с целью проверки их учета в книге учета бланков строгой отчетности. По мнению Инспекции, объяснения водителя от 18.10.2008 следует исключить из числа доказательств по настоящему делу на основании части 3 статьи 64, статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с тем, что они не направлялись в адрес ответчика.

В отзыве на апелляционную жалобу ООО «Кострома-такси» указывает на несостоятельность доводов Инспекции, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Стороны явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела апелляционным судом извещены надлежащим образом. Общество ходатайствовало о рассмотрении дела без его участия.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей заявителя и ответчика.

Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 12.11.2008 на основании поручения от 12.11.2008 № 3060 Инспекцией проведена проверка соблюдения законодательства РФ о применении контрольно-кассовых машин при оказании услуг по перевозке пассажиров автобусами и маршрутными такси в г.Костроме. В ходе проверки было установлено, что в принадлежащем ООО «Кострома-такси» автобусе малой вместимости марки ГАЗ-322132 («Газель») регистрационный знак ЕЕ 458 44, наличные денежные расчеты при оказании услуг по перевозке пассажиров в режиме маршрутного такси по маршруту № 1 осуществлялись без применения контрольно-кассовой техники и соответствующих бланков строгой отчетности, а именно: водителем Абрамовым П.В. приняты наличные денежные средства в размере 20 руб. за проезд двух человек от остановки «пл. Конституции» до остановки «п.Мелиораторов», билеты не выданы. Факт правонарушения отражен в акте проверки выполнения требований Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 12.11.2008 № 000949, акте проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков (бланков строгой отчетности) при осуществлении торговой операции, оказании услуг, выполнении работ от 12.11.2008, акте о проверке наличных денежных средств кассы от 12.11.2008 № 000949.

В тот же день принято определение о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.5 КоАП РФ, и проведении административного расследования.

27.11.2008 госналогинспектором отдела оперативного контроля ИФНС в отношении заявителя в присутствии представителя Общества Осипова С.Б., действующего на основании специальной доверенности от 19.11.2008 № 13, составлен протокол № 6444 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 14.5 КоАП РФ.

По итогам рассмотрения материалов административного дела начальником Инспекции 11.12.2008 вынесено постановление № 2385 о привлечении ООО «Кострома-такси» к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 30000 руб.

Считая данное постановление незаконным, Общество оспорило его в арбитражный суд.

Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что проведение контрольной закупки не входит в компетенцию сотрудников налоговых органов. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, на основании которых можно определить время выдачи водителем Абрамовым П.В. билетов за проезд. Поэтому событие административного правонарушения нельзя считать доказанным.

Исследовав имеющиеся в деле документы, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Второй арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.

В соответствии со статьями 2, 5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон № 54-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Согласно пункту 2 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359, на бланках строгой отчетности оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам.

Для приема наличных денежных средств без применения контрольно-кассовой техники при оказании услуг по перевозке пассажиров в наземном пассажирском транспорте общего пользования предусмотрено использование бланков строгой отчетности (рулонных билетов) по форме, утвержденной письмом Минфина РФ от 23.10.1996 № 16-00-30-58.

Невыдача бланков строгой отчетности приравнивается к неприменению контрольно-кассовой техники (пункт 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской федерации от 31.07.2003 № 16 «О некоторых вопросах  практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин»).

Административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин установлена статьей 14.5 КоАП РФ.

Согласно статье 7 Закона № 54-ФЗ, статье 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1994 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», пункту 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, контроль за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники осуществляется налоговыми органами. С целью реализации данного полномочия налоговые органы наделены правом на проведение проверок хозяйствующих субъектов.

Названные нормативные правовые акты не определяют методы и порядок проведения таких проверок, а также полномочия должностных лиц налоговых органов при их проведении.

Как следует из материалов дела, проверка ООО «Кострома-такси» на предмет соблюдения требований Закона № 54-ФЗ включала в себя действия по приобретению сотрудниками ИФНС услуг по перевозке пассажиров в маршрутном такси на общую сумму 20 руб., что подтверждается актом проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков (бланков строгой отчетности) при осуществлении торговой операции, оказании услуг, выполнении работ от 12.11.2008 (л.д. 15) и ответчиком не оспаривается. Указанный акт положен в основу акта проверки выполнения требований Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 12.11.2008 № 000949 (л.д. 13 – 14) и является приложением к нему. В свою очередь указанный акт проверки со всеми приложениями стал основанием для составления в отношении заявителя протокола об административном правонарушении от 27.11.2008 № 6444 (л.д. 11) и привлечения его к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ.

Согласно акту проверки выдачи чека (л.д. 15) услуги были приобретены в целях контроля за соблюдением Обществом требований Закона № 54-ФЗ, что позволяет квалифицировать данные действия как проверочную закупку. 

В силу статьи 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» проверочная закупка относится к оперативно-розыскным мероприятиям, которые проводятся с целью выявления и раскрытия преступлений. Исчерпывающий перечень органов, наделенных правом осуществления оперативно-розыскной деятельности, содержится в статье 13 названного Закона. При этом налоговые органы в этом перечне отсутствуют, а неприменение контрольно-кассовой техники (невыдача бланка строгой отчетности) преступлением не является.

Таким образом, при проведении проверки ООО «Кострома-такси» Инспекция вышла за пределы предоставленных ей полномочий, что свидетельствует о получении ею доказательств, подтверждающих факт невыдачи заявителем бланка строгой отчетности, незаконным путем.

В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.

Ссылка ответчика на то, что поводом для возбуждения административного дела стало непосредственное обнаружение события правонарушения, отклоняется апелляционным судом, так как факт осуществления Обществом наличных денежных расчетов без выдачи бланка строгой отчетности (билета на проезд) был выявлен сотрудниками ИФНС при совершении проверочной закупки, правом на осуществление которой они не обладают.

Доводы ответчика о приобретении услуг для личного потребления в связи с использованием собственных денежных средств налоговых инспекторов и  неоформлением возврата денежных средств не могут быть приняты во внимание, поскольку наличие у проверяющих в момент приобретения услуг поручения на проведение проверки (л.д. 50) свидетельствует о том, что в рассматриваемом случае основной целью действий сотрудников Инспекции был контроль за соблюдением требований Закона № 54-ФЗ.

Иные доводы апелляционной жалобы не имеют правового значения для настоящего спора.

На основании вышеизложенного апелляционный суд считает, что суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о недоказанности ИФНС события  административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, и принял правильное решение о признании постановления по делу об административном правонарушении от 11.12.2008 № 2385 незаконным и его отмене.

Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

На основании изложенного, решение Арбитражного суда Костромской области от 11.01.2009 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС – без удовлетворения.

 ñîîòâåòñòâèè ñ ÷àñòüþ 5 ñòàòüè 30.2 Êîäåêñà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè îá àäìèíèñòðàòèâíûõ ïðàâîíàðóøåíèÿõ âîïðîñ ïî ãîñïîøëèíå ñóäîì àïåëëÿöèîííîé èíñòàíöèè íå ðàññìàòðèâàåòñÿ.

Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л :

решение  Арбитражного  суда  Костромской  области  от  11.01.2009  по  делу № А31-5426/2008-26 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Костроме – без удовлетворения.

Постановление  вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий                                                            Т.В. Лысова

Судьи                                                                                           А.В. Караваева

                                                                                                      Г.Г. Перминова

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.02.2009 по делу n А82-11781/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также