Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015 по делу n А29-454/2015. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 02 июля 2015 года Дело № А29-454/2015 Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2015 года. Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2015 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кононова П.И., судей Буториной Г.Г., Великоредчанина О.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сысолятиной К.А., без участия в судебном заседании представителей сторон, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Корткеросская центральная районная больница» на определение Арбитражного суда Республики Коми от 19.05.2015 по делу № А29-454/2015 о прекращении производства по делу, принятое судом в составе судьи Махмутова Н.Ш., по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Корткеросская центральная районная больница» к Отделу надзорной деятельности Корткеросского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми о признании недействительным предписания, установил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Корткеросская центральная районная больница» (далее - заявитель, Учреждение, ГБУЗ РК «Корткеросская центральная районная больница») обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным предписания Отдела надзорной деятельности Корткеросского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республики Коми (далее - ответчик, Отдел надзорной деятельности) от 30.10.2014 № 144/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара. Определением Арбитражного суда Республики Коми от 19.05.2015 производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Не согласившись с принятым определением, ГБУЗ РК «Корткеросская центральная районная больница» обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить определение суда первой инстанции. Учреждение приводит доводы о том, что им осуществляется предпринимательская деятельность, полагает, что спор по настоящему делу является экономическим и подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Отдел надзорной деятельности в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов заявителя, считает, что жалоба Учреждения о признании недействительным предписания от 30.10.2014 № 144/1/1 не подлежит рассмотрению в Арбитражном суде Республики Коми. Подробно доводы сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Отдел надзорной деятельности заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей. Законность определения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (также по тексту - АПК РФ). Как следует из материалов дела, при проведении проверки Отделом надзорной деятельности установлено, что ГБУЗ РК «Корткеросская центральная районная больница» допущены нарушения требований пожарной безопасности на объекте защиты - в здании, расположенном по адресу: Республика Коми, с. Корткерос, ул. Советская, 308. По результатам проверки заявителю выдано предписание от 30.10.2014 № 144/1/1 об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Кроме того, административный орган привлек Учреждение к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей. Данное постановление обжаловано ГБУЗ РК «Корткеросская центральная районная больница» в суд общей юрисдикции (Корткеросский районный суд Республики Коми). Не согласившись с предписанием Отдела надзорной деятельности от 30.10.2014 № 144/1/1, ГБУЗ РК «Корткеросская центральная районная больница» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. При рассмотрении дела Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу о неподведомственности данного спора арбитражному суду, в связи с чем прекратил производство по настоящему делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения определения суда исходя из нижеследующего. В соответствии со статьей 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 ст. 27 АПК РФ). Согласно части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (пункт 2); об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (пункт 3). Частью 1 статьи 197 АПК РФ предусмотрено, что дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе. В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, по смыслу приведенных выше положений АПК РФ, юридическое лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании вынесенного в отношении него ненормативного правового акта, только в случае, когда такой акт нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает другие препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. Иными словами, предметом оспаривания в арбитражном суде может выступать ненормативный правовой акт, который устанавливает, ограничивает или аннулирует права юридического лица, возлагает на юридическое лицо обязанности в рамках правоотношений, возникших в связи с осуществлением предпринимательской деятельности в смысле, указанном в ч. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть в связи с пользованием имуществом, продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг в целях систематического извлечения прибыли либо в связи с осуществлением иной деятельности экономического характера, не направленной на извлечение прибыли. Указанные акты должны касаться именно названных видов деятельности юридических лиц, регулировать саму эту деятельность посредством установления субъективных прав, обязанностей, ограничений в отношении лиц, которые ее осуществляют, применения к ним мер государственного принуждения, в том числе мер юридической ответственности. Иные по своей юридической природе ненормативные правовые акты, направленные не на регулирование предпринимательской или иной экономической деятельности, а на решение общих, публичных задач, в частности задач по обеспечению государственной и общественной безопасности, не могут быть оспорены юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в арбитражном суде. К числу ненормативных правовых актов относятся, в том числе, и выдаваемые юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям органами государственного контроля (надзора) обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в процессе их деятельности нарушений обязательных требований, предусмотренных законами, иными нормативными правовыми актами и нормативными документами. С учетом вышеизложенного в арбитражном суде могут быть оспорены предписания органов государственного контроля (надзора), возлагающие на юридических лиц или индивидуальных предпринимателей обязанности, исполнение которых направлено на обеспечение соблюдения обязательных требований, предъявляемых к осуществляемым ими видам предпринимательской или иной экономической деятельности, а именно требований к реализуемым товарам, выполняемым работам, оказываемым услугам. Как следует из материалов настоящего дела, ГБУЗ РК «Корткеросская центральная районная больница», являющемуся некоммерческой организацией, Отделом надзорной деятельности выдано предписание от 30.10.2014 № 144/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проведенной проверки на объекте защиты – в здании больницы, расположенном по адресу: Республика Коми, с. Корткерос, ул. Советская, 308. Согласно предписанию на Учреждение возложена обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности, допущенные при эксплуатации здания. Данные требования пожарной безопасности имеют технический характер и установлены к объекту защиты, а не к порядку и условиям осуществления Учреждением своей уставной деятельности по оказанию платных медицинских услуг с использованием указанного объекта. В этой связи оспариваемое предписание Отдела надзорной деятельности возлагает на заявителя обязанности не в сфере осуществления им деятельности по оказанию медицинских услуг, относящейся к числу видов экономической деятельности, а в сфере обеспечения пожарной безопасности объектов защиты - зданий и помещений. Соответственно данным предписанием права и законные интересы ГБУЗ РК «Корткеросская центральная районная больница» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не затрагиваются. С учетом вышеизложенного, арбитражный суд первой инстанции, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, обоснованно прекратил производство по настоящему делу, поскольку оно не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Доводы апелляционной жалобы Учреждения основаны на неправильном толковании положений АПК РФ. При таких обстоятельствах, определение Арбитражного суда Республики Коми от 19.05.2015 о прекращении производства по данному делу следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГБУЗ РК «Корткеросская центральная районная больница» - без удовлетворения. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу жалобы относятся на заявителя. Согласно положениям подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и с учетом пункта 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным размер государственной пошлины составляет 3000 рублей для юридических лиц. При обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанного размера и составляет 1500 рублей для юридических лиц. С учетом изложенного, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ государственная пошлина в размере 1500 (одной тысячи пятисот) рублей 00 копеек, излишне уплаченная ГБУЗ РК «Корткеросская центральная районная больница» по платежному поручению от 21.05.2015 № 268008 за подачу апелляционной жалобы, подлежит возврату из федерального бюджета. Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд П О С Т А Н О В И Л:
определение Арбитражного суда Республики Коми от 19.05.2015 о прекращении производства по делу № А29-454/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Корткеросская центральная районная больница» – без удовлетворения. Возвратить Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми «Корткеросская центральная районная больница» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 21.05.2015 № 268008. Выдать справку на возврат государственной пошлины. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке. Председательствующий П.И. Кононов
Судьи Г.Г. Буторина
О.Б. Великоредчанин Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015 по делу n А29-204/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|