Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.06.2015 по делу n А28-12301/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ
СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 11 июня 2015 года Дело № А28-12301/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2015 года. Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2015 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Поляшовой Т.М., судей Барьяхтар И.Ю., Чернигиной Т.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В., без участия представителей сторон, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента лесного хозяйства Кировской области на решение Арбитражного суда Кировской области от 19.03.2015 по делу № А28-12301/2014, принятое судом в составе судьи Вихаревой С.М., по иску индивидуального предпринимателя Исупова Фаниса Фаризовича (ИНН 431000001408, ОГРНИП 304432123900018) к Департаменту лесного хозяйства Кировской области (ИНН: 4345164254, ОГРН: 1074345003963) о внесении изменений в договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 21.05.2010 № 15-15, установил:
индивидуальный предприниматель Исупов Фанис Фаризович (далее – ИП Исупов Ф.Ф., предприниматель, истец) обратился в Арбитражный суд Кировской области к Департаменту лесного хозяйства Кировской области (далее – Департамент, ответчик) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о внесении изменений в договор аренды лесного участка, находящего в федеральной собственности, от 21.05.2010 № 15-15 и приложения № 2, 3, 3.1, 4, 6 к данному договору. Решением Арбитражного суда Кировской области от 19.03.2015 уточненные исковые требования удовлетворены. Департамент с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт по делу. По мнению Департамента, исходя из положений части 2.1 и 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации изменение количественных и качественных характеристик лесного участка не влечет за собой обязательности изменения условий договора в части размера арендной платы. Также исходя из целей проведения аукциона недопустимо дальнейшее изменение арендной платы в сторону уменьшения, так как обратное приведет к нарушению прав иных участников аукциона, предлагавших меньшую сумму, чем победитель. Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон. Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения в рамках заявленных доводов. Как следует из материалов дела, 21.05.2010 между Департаментом (арендодателем) и Предпринимателем (арендатором) на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка заключен договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, № 15-15 (далее - договор аренды лесного участка), согласно которому во временное пользований Арендатору передан лесной участок общей площадью 6946 га, местоположение: Кировская область, Кильмезский район, Малмыжское лесничество, Плотбищеское участковое лесничество, кварталы 1(ч), 2(ч), 3(ч), 4(ч), 19, 28, 29, 33, 37(ч), 44, 56, 70, 71, 72; Малмыжский район, Малмыжскон лесничество, Дмитриевское участковое лесничество, кварталы 13, 19, 20, 28, 34, 35, 44, 45, 48, 56, 58, 60, 62, 63; Константиновское участковое лесничество, кварталы 1-4, 9, 10, 12-14, 16, 25-29, 36, 44, 59, условный номер 43-43-01/234/2010-145. Договор аренды лесного участка зарегистрирован в установленном порядке. В соответствии с пунктами 5, 6 договора аренды лесного участка арендная плата устанавливается в размере 1 436 305 рублей 00 копеек в год. Арендатор вносит арендную плату от установленного годового размера арендной платы: 15 февраля - 15 %, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15%. В пункте 7 договора стороны согласовали, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, а также при изменении объемов изъятия лесных ресурсов. Подпунктом «в» пункта 11 договора предусмотрена обязанность арендатора в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. Срок действия договора установлен согласно пункту 20 договора 15 лет с даты его государственной регистрации. 21.05.2010 лесной участок передан арендатору на основании акта приема-передачи. Распоряжениями Департамента от 28.12.2010 № 1699 и от 01.10.2013 № 554 в отношении лесного участка, переданного ответчику в аренду, утверждено положительное заключение государственной экспертизы на проект освоения лесов на лесном участке, в связи с которым произошли существенные изменения количественных и качественных характеристик лесного участка и его насаждений, в частности, изменился состав лесных насаждений, сократился объем заготавливаемой древесины, что повлекло изменение объема использования лесов и объема выполняемых работ по охране, защите и воспроизводству лесов на арендуемом лесном участке. 12.09.2014 ИП Исупов Ф.Ф. направил в адрес ответчика заявление, приложив проект дополнительного соглашения, с просьбой внести изменения в договор аренды лесного участка на основании проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы путем подписания дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка. Полагая, что изменение характеристик лесного участка влечет за собой и изменение размера арендной платы, Предприниматель обратился с иском в суд. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего. Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования. В силу пункта 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом. Использование лесов в Российской Федерации является платным (статья 94 Лесного кодекса Российской Федерации). Согласно пункту 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи. В соответствии с пунктом 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации (существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, в случае осуществления мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации). Федеральным законом № 250-ФЗ редакция части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации была изменена, указанная норма в настоящей редакции содержит положения, которые предусматривают случаи возможного изменения условий договора в результате: изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом введенная Федеральным законом № 250-ФЗ в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации часть 2.1 содержит положение о том, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка. Распоряжением Департамента от 01.10.2013 № 554 в отношении лесного участка, переданного ответчику в аренду, утверждено положительное заключение государственной экспертизы изменений в проект освоения лесов на спорном лесном участке. Исходя из данных, содержащихся в проекте освоения лесов, количественные и качественные характеристики лесного участка существенно отличаются от предусмотренных договором, в том числе по составу лесных насаждений и объему заготавливаемой древесины. Указанное обстоятельство Департаментом в ходе рассмотрения дела не оспаривалось. Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что имеет место изменение количественных и качественных характеристик лесных участков, переданных истцу в пользование по договору, что в соответствии с нормой пункта 2.1. статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации является основанием для заявления требований о внесении изменений в договор. Возражения заявителя апелляционной жалобы сводятся к тому, что указанное изменение количественных и качественных характеристик лесного участка не влечет за собой обязательности изменения условий договора в части размера арендной платы. Между тем, указанный довод не может быть принят судом апелляционной инстанции ввиду следующего. Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации). В части 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи. Согласно части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее - Постановление № 310). С учетом указанных норм размер арендной платы по договору не может быть ниже минимального размера, который определяется по ставкам, утвержденным Правительством Российской Федерации. Как обоснованно указано судом первой инстанции, примененный истцом в расчете размер арендной платы, который не ниже минимального размера, определяемого по ставкам, утвержденным Правительством Российской Федерации, что соответствует требованиям части 3 статьи 73 и части 2.1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации и Постановлению № 310. При этом в соответствии с частью 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Таким образом, объем изъятия лесных ресурсов является одной из составляющих расчета арендной платы. Толкование части 2.1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации как нормы, допускающей возможность вносить изменения только в количественные и качественные характеристики арендованного лесного участка, без приведения размера арендной платы в соответствии с указанными изменениями нарушало бы баланс интересов сторон. Кроме того, в силу норм действующего законодательства и условий договора при использовании лесных участков следование проекту освоения лесов, получивших положительное заключение экспертизы, является обязательным, ввиду чего целесообразность рассмотрения судом подобных исков в рамках положений пункта 2.1. статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации отсутствует. Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.06.2015 по делу n А17-6535/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|