Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.01.2009 по делу n А28-11748/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

        ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

610007, ã. Êèðîâ, óë. Õëûíîâñêàÿ, 3,  http://2aas.arbitr.ru/

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

21 января 2009 года

Дело № А28-11748/2008-417/15  

Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2009 года.   

Полный текст постановления изготовлен 21 января 2009 года.

Второй арбитражный апелляционный суд  в составе председательствующего Лысовой Т.В.,  судей Буториной Г.Г., Перминовой Г.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Киселевой В.А.,

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя - Ананьина А.В. по доверенности от 19.01.2009 № 03/1, Гонцовой Т.Н. по доверенности от 29.09.2008 № 03/42,

ответчика – Семиглазова А.А. по доверенности от 19.01.2009, Соколова А.А. генерального директора,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Городское коммунальное хозяйство»  

на решение Арбитражного суда Кировской области от 08.12.2008 по делу № А28-11748/2008-417/15, принятое судом в составе судьи Едоминой С.А

по заявлению Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Кировской области  

к обществу с ограниченной ответственностью «Городское коммунальное хозяйство»

о привлечении к административной ответственности,    

            

установил:

 

Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Кировской области (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Городское коммунальное хозяйство» (далее – ответчик, Общество, ООО «ГКХ»), к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее  -  КоАП РФ).

Решением суда первой инстанции от 08.12.2008 данное требование удовлетворено, Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 40000 руб.

Не согласившись с вынесенным решением, ООО «ГКХ» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. Ответчик не отрицает факты нарушения лицензионных требований и условий, выявленные Управлением при проведении проверки, но считает, что суд не  в полной мере учел доводы Общества по сути вопроса. Семиглазов К.Л., выполняющий работы с опасными отходами, имеет достаточный опыт работы. Обязанность по оформлению паспортов опасных отходов лежит на их собственнике либо лице, в процессе деятельности которого эти отходы образуются. ООО «ГКХ» таким лицом не является. Кроме того, большая часть пестицидов и ядохимикатов ранее принадлежала сельскохозяйственным предприятиям, которые на настоящий момент ликвидированы. Поэтому получить паспорта не представлялось возможным. Также суд не учел наличие свидетельств о классе опасности и тот факт, что положение о производственном экологическом контроле на момент рассмотрения дела Обществом было разработано и согласовано в установленном порядке. Сбор ядохимикатов производился в присутствии комиссии, в состав которой входили представители Россельхознадзора, сельскохозяйственных предприятий и КОГУ «Кировский областной природоохранный центр».

Также ООО «ГКХ» обращает внимание на то, что причиненный рассматриваемым правонарушением вред охраняемым законом интересам меньше, чем предотвращенный, поскольку вывоз ядохимикатов осуществлялся им в целях устранения опасности, угрожавшей жителям области. В связи с чем считает возможным отменить назначенную судом меру наказания на основании статьи 2.7 КоАП РФ.

Управление не согласно с доводами жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда – без изменения. Обязанность лиц, допущенных к работе с опасными отходами, иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с такими отходами предусмотрена статьей 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ). Наличие свидетельства о классе опасности не освобождает от необходимости получения паспорта опасных отходов. Осуществление Обществом производственного экологического контроля не подтверждается материалами дела.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «ГКХ» имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов от 24.11.2006 № ОТ-47-000189 (43). Срок действия лицензии - до 24.11.2011.

15.04.2008 между Управлением охраны окружающей среды и природопользования Кировской области и Обществом заключен государственный контракт № 1-02/8 на выполнение работ по транспортировке и утилизации запрещенных и непригодных к использованию пестицидов (ядохимических препаратов).

В период с 13.10.2008 по 17.10.2008 Управлением на основании распоряжений от 04.09.2008 № 10-4/1355 и от 02.10.2008 № 1-04/1518 проведена проверка соблюдения ответчиком лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов. В ходе проверки выявлены факты грубого нарушения Обществом лицензионных требований и условий, а именно: 1) к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов допущен Семиглазов Г. Л., не имеющее профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельством (сертификатом) на право работы с опасными отходами; 2) транспортировка опасных отходов осуществляется без оформленного в установленном порядке паспорта опасных отходов; 3) отсутствует производственный контроль за соблюдением требований законодательства РФ в области обращения с отходами при осуществлении  обществом деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Материалы по осуществлению производственного контроля при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (запрещенных и пришедших в негодность пестицидов (ядохимических препаратов) Обществом в Управление не представлены. Результаты проведенной проверки зафиксированы в акте от 17.10.2008 № 10-1.

31.10.2008 заместителем начальника отдела государственной экологической экспертизы, нормирования и администрирования платежей Управления в отношении ООО «ГКХ» и в присутствии его законного представителя - генерального директора Соколова А. А. составлен протокол № 10-1/1 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

В связи с этим Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Óäîâëåòâîðяя äàííîå òðåáîâàíèå, ñóä ïåðâîé èíñòàíöèè èñõîäèë èç наличия в действия ООО «ГКХ» события и состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Процессуальные нарушения при производстве по административному делу не допущены. Административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией вышеназванной статьи.

Èññëåäîâàâ ìàòåðèàëû äåëà, èçó÷èâ äîâîäû àïåëëÿöèîííîé æàëîáû, заслушав представителей сторон, àïåëëÿöèîííûé ñóä íå íàøåë îñíîâàíèé äëÿ îòìåíû ðåøåíèÿ Àðáèòðàæíîãî ñóäà Кировской области â ñèëó ñëåäóþùåãî.

Часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 128-ФЗ) лицензия представляет собой специальное разрешение, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий. Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

 ñîîòâåòñòâèè ñ подпунктом 74 пункта 1 ñòàòüи 17 Закона № 128-ФЗ и статьей 9 Закона ¹ 89-ÔÇ äåÿòåëüíîñòü ïî ñáîðó, èñïîëüçîâàíèþ, îáåçâðåæèâàíèþ, òðàíñïîðòèðîâêå, ðàçìåùåíèþ îïàñíûõ îòõîäîâ ïîäëåæèò ëèöåíçèðîâàíèþ. Под опасíûми îòõîäами понимаются îòõîäû, êîòîðûå ñîäåðæàò âðåäíûå âåùåñòâà, îáëàäàþùèå îïàñíûìè ñâîéñòâàìè (òîêñè÷íîñòüþ, âçðûâîîïàñíîñòüþ, ïîæàðîîïàñíîñòüþ, âûñîêîé ðåàêöèîííîé ñïîñîáíîñòüþ) èëè ñîäåðæàùèå âîçáóäèòåëåé èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé, ëèáî êîòîðûå ìîãóò ïðåäñòàâëÿòü íåïîñðåäñòâåííóþ èëè ïîòåíöèàëüíóþ îïàñíîñòü äëÿ îêðóæàþùåé ïðèðîäíîé ñðåäû è çäîðîâüÿ ÷åëîâåêà ñàìîñòîÿòåëüíî èëè ïðè âñòóïëåíèè â êîíòàêò ñ äðóãèìè âåùåñòâàìè.

Ïîðÿäîê ëèöåíçèðîâàíèÿ äåÿòåëüíîñòè ïî ñáîðó, èñïîëüçîâàíèþ, îáåçâðåæèâàíèþ, òðàíñïîðòèðîâêå, ðàçìåùåíèþ îïàñíûõ îòõîäîâ, îñóùåñòâëÿåìîé þðèäè÷åñêèìè ëèöàìè è (èëè) èíäèâèäóàëüíûìè ïðåäïðèíèìàòåëÿìè, óñòàíîâëåí Ïîëîæåíèåì î ëèöåíçèðîâàíèè äåÿòåëüíîñòè ïî ñáîðó, èñïîëüçîâàíèþ, îáåçâðåæèâàíèþ, òðàíñïîðòèðîâêå, ðàçìåùåíèþ îïàñíûõ îòõîäîâ, óòâåðæäåííûì Ïîñòàíîâëåíèåì Ïðàâèòåëüñòâà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè îò 26.08.2006 ¹ 524 (далее – Положение о лицензировании).

К лицензионным требованиям и условиям осуществления данной деятельности, в том числе, относятся: наличие у работников юридического лица, допущенных к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами; проведение лицензиатом - юридическим лицом производственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов; наличие у лицензиата паспортов опасных отходов, в отношении которых осуществляется деятельность по их сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению (подпункты «б» - «г» пункта 3 Положения о лицензировании). Аналогичные обязанности установлены ñòàòüÿìè 14, 15, 16, 26 Çàêîíà ¹ 89-ÔÇ.

Невыполнение указанных требований расценивается как грубое нарушение указанных лицензионных требований и условий (подпункты «а» - «в» ïóíêòà 4 Ïîëîæåíèÿ î ëèöåíçèðîâàíèè).

Отсутствие у работника Общества Семиглазова Г.Л., допущенного к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов, на момент проверки и рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции свидетельства (сертификата) на право работы с опасными отходами; транспортирование ответчиком опасных отходов, на которые не оформлены паспорта опасных отходов, и неосуществление им производственного экологического контроля в области обращения с опасными отходами подтверждается материалами дела (т. 1 л.д. 9 - 19, 32, 34, 45 - 52, 57 - 59, 104 – 111, 118 – 121) и ООО «ГКХ» не оспариваются.

Существование обстоятельств, создающих непреодолимые препятствия для соблюдения ответчиком вышеназванных лицензионных требований и условий, не установлено.

Следовательно, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, является законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются как несостоятельные, поскольку в силу статьи 15 Закона № 89-ФЗ профессиональная квалификация лица, допущенного к обращению с опасными отходами, может быть подтверждена только соответствующим свидетельством (сертификатом). При этом, исходя из смысла данной нормы, получение свидетельства (сертификата) должно предшествовать допуску лица к осуществлению деятельности по обращению с опасными отходами.

Согласно пунктам 2.1, 2.2., 2.7 Порядка организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 № 570, оформление свидетельства о классе опасности отхода для окружающей среды осуществляется до оформления паспорта опасных отходов. Поэтому наличие такого свидетельства (т. 1 л.д. 45 - 46) не освобождает от паспортизации опасных отходов.

ООО «ГКХ» действительно не является лицом, обязанным оформить паспорт на опасные отходы, транспортировку и утилизацию которых оно осуществляет во исполнение государственного контракта от 15.04.2008 № 1-02/8. Вместе с тем апелляционный суд отмечает, что Обществу не вменялось бездействие по неоформлению паспортов. В рассматриваемом случае событие правонарушения заключается в транспортировании ответчиком опасных отходов без оформленных на них паспортов.         

Основания для применения статьи 2.7 КоАП РФ отсутствуют, так как ООО «ГКХ» не доказало, что опасность, которую пестициды и ядохимикаты представляли для окружающей среды и граждан, не могла быть устранена иным способом: без нарушения норм законодательства, регламентирующих деятельность по обращению с опасными отходами. 

Добровольное устранение некоторых выявленных нарушений также не освобождает Общество от административной ответственности. Данное обстоятельство было учтено судом первой инстанции при определении административного наказания: штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Назначение наказания ниже низшего предела противоречит части 1 статьи 4.1 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, апелляционный суд считает правомерным решение суда первой инстанции о привлечении ООО «ГКХ» к административной ответственности.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

Учитывая изложенное, решение Арбитражного суда Кировской области от 08.12.2008 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества – без удовлетворения.

Вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривался апелляционным судом в соответствии со статьями 30.2 и 30.9 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд 

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

Решение  Арбитражного  суда  Кировской области  от  08.12.2008  по  делу  № А28-11748/2008-417/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Городское коммунальное хозяйство» - без удовлетворения.

Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном законом порядке.

Председательствующий                                                              Т.В. Лысова

Судьи                                                                                             Г.Г. Буторина

                                                                                                               Г.Г. Перминова

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.01.2009 по делу n А29-5650/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также