Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.12.2008 по делу n А28-5305/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

        ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

610017, г. Киров, ул. Молодой Гвардии, 49, http://2aas.arbitr.ru/

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

26 декабря 2008 года

Дело № А28-5305/2008-172/26  

Резолютивная часть постановления объявлена  24 декабря 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен  26 декабря 2008 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Тетервака А.В.,

судей Губиной Л.В., Поляшовой Т.М.

при ведении протокола судебного заседания судьей Тетерваком А.В.,

при участии в судебном заседании  представителей:

от  истца: Плотникова Н.Л., доверенность № 10-15/1-2  от  09.01.08г.

от  ответчика: Вознесенская Д.А., доверенность  от  26.02.2008г.  № 451-01-01, Алейникова О.В., доверенность  от  26.02.08г. №  452-01-01

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика муниципального образования «Город Киров» в лице Администрации города Кирова

на решение Арбитражного суда Кировской области от  17.10.2008 по делу № А28-5305/2008-172/26 , принятое судом в составе судьи Будимировой М.В.,

по иску общества с ограниченной ответственностью «Тепло»

к муниципальному образованию «Город Киров» в лице Администрации города Кирова,

третье лицо: товарищество собственников жилья «Дюжина» -

о взыскании 20158 руб. 96 коп.,

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью «Тепло» (далее – ООО «Тепло», истец) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с исковым заявлением к муниципальному образованию «город Киров» в лице администрации города Кирова (далее – Администрация, ответчик) о взыскании убытков в размере 20 158 (двадцать тысяч сто пятьдесят восемь) рублей 51 копейка, возникших в результате не возмещения разницы в тарифах на тепловую энергию.

Уточнив исковые требования в связи с допущенной опечаткой в просительной части искового заявления (сумма иска 20 158 рублей 96 копеек, а в просительной части указано 20 158 рублей 51 копейка) истец просит взыскать с ответчика 20 158 (двадцать тысяч сто пятьдесят восемь) рублей 96 копеек.

Уточнение исковых требований принято  арбитражным судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права других лиц.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено товарищество собственников жилья «Дюжина» (далее – ТСЖ «Дюжина»).

Истец считает, что у него возникли убытки в сумме разницы между тарифом на тепловую энергию, установленным для истца, и тарифом на тепловую энергию, утвержденным для населения (за минусом из данного тарифа затрат по передаче тепловой энергии); убытки должны быть возмещены муниципальным образованием «город Киров» на основании статьей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку ответчик в нарушение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 392 «О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг» не предусмотрел порядок и механизм возмещения экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению коммунальные услуги.

Решением Арбитражного суда Кировской области от 17.10.2008 с муниципального образования «город Киров» в лице администрации города Кирова за счет казны муниципального образования «город Киров» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Тепло» взыскано 17 083 (семнадцать тысяч восемьдесят три)  рубля 86   копеек убытков. В удовлетворении исковых требований о взыскании 3075 (три тысячи семьдесят пять) рублей 10 копеек отказано.

При вынесении решения арбитражный суд исходил из того, что сумма убытков подтверждена материалами дела; убытки истца представляют собой разницу в тарифах, установленных для истца (цена отпуска тепловой энергии) и для населения (по которым оплачивалась поставляемая тепловая энергия); обязанность возмещения убытков лежит на ответчике на основании статей 16, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с неустановлением органом местного самоуправления порядка возмещения затрат, возникающих у теплоснабжающей организации. С учётом положений статей 146, 153-162 Налогового кодекса Российской Федерации недополученные истцом суммы взысканы судом без включения в них налога на добавленную стоимость.

Не согласившись с принятым решением, Администрация обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований ООО «Тепло» за счет МО «Город Киров» в лице Администрации города Кирова.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что судом первой инстанции неправильно произведён расчёт суммы, подлежащей взысканию: из тарифа, установленного органом местного самоуправления необоснованно исключён налог на добавленную стоимость.

Истец с  доводами, изложенными  ответчиком  в  апелляционной  жалобе, не  согласился, решение  суда  просил  оставить  в  силе, с  частичным  удовлетворением  его  исковых  требований  согласен. 

Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции не нашёл оснований для её удовлетворения и отмены решения арбитражного суда исходя из нижеследующего.

Между ООО «Тепло» (энергоснабжающая организация) и ТСЖ «Дюжина» (абонент) заключен договор теплоснабжения в горячей воде № 1027 от 31.12.2004. В соответствии с заключенным сторонами 30.11.2005 дополнительным соглашением абонент оплачивает услуги по передаче тепловой энергии по отдельному договору, заключаемому абонентом с владельцем тепловых сетей. В соответствии с условиями договора истец в 2006 году осуществлял через присоединенную сеть поставку тепловой энергии абоненту.

Общий объём поставленной тепловой энергии за 2006 год составил 276,4 Гкал. Ответчик не оспаривает факт поставки и количество поставленной тепловой энергии.

Решением правления Региональной энергетической комиссии Кировской области от 02.09.2005 № 29/4 был установлен и введен в действие с 1 января 2006 года тариф на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью «Тепло» в размере 474 рубля 30 копеек за 1 Гкал, с взиманием налога на добавленную стоимость сверх указанной величины тарифа.

Согласно справке Региональной энергетической комиссии Кировской области от 14.09.2006 № 08-1067 стоимость услуги по передаче тепловой энергии по сетям в тариф истца не входит, а включена в тариф на передачу открытому акционерному обществу «Кировские коммунальные системы».

Распоряжением главы администрации города Кирова от 29.12.2005 № 6772 с 01.01.2006 утвержден тариф для населения города Кирова в размере 602 рубля 38 копеек с учетом налога на добавленную стоимость за 1 Гкал. при наличии приборов учета тепловой энергии. В данный тариф включены затраты по передаче тепловой энергии.

В течение 2006 года истец предъявлял ТСЖ «Дюжина» счета-фактуры  за поставленную тепловую энергию по тарифу, установленному для истца Региональной энергетической комиссией (474 рубля 30 копеек), а  ТСЖ «Дюжина» оплатило потребленную в 2006 году тепловую энергию по тарифу, установленному для населения, за минусом тарифа на передачу тепловой энергии, утвержденного для общества с ограниченной ответственностью «Кировские коммунальные системы» (602 рубля 38 копеек с НДС минус 115 рублей 64 копейки с НДС).

Предметом иска ООО «Тепло» явилось требование о взыскании убытков, возникших в результате невозмещения разницы в тарифах на тепловую энергию в 2006 году.

Правовым основанием заявленных требований истец указывал статьи 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно - правовых форм, подлежат государственному регулированию. Государственное регулирование тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с принципами, изложенными в настоящем Федеральном законе, экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию или предельного уровня указанных тарифов.

Согласно статье 5 указанного Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с принципами, изложенными в настоящем Федеральном законе, исходя из основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию, установленных Правительством Российской Федерации, определяют вопросы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую всеми энергоснабжающими организациями.

К органам государственного регулирования тарифов Законом отнесены Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации (федеральный орган исполнительной власти) и региональные энергетические комиссии субъектов Российской Федерации (органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (в редакции постановления от 12.12.2004 N 769) утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют исполнительные органы власти субъектов Федерации. В этот Перечень включены и услуги по теплоснабжению.

Правоотношения, возникающие в сфере установления тарифов на коммунальные услуги, к которым, согласно пункту 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, кроме прочих, отнесены горячее водоснабжение и отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с пунктами 10, 11 части 1 статьи 4 названного Кодекса являются предметом регулирования жилищного законодательства Российской Федерации.

Таким образом, законодатель разграничил понятия тарифов на тепловую энергию и товары (услуги) организаций коммунального комплекса и тарифов по централизованному отоплению и горячему водоснабжению как тарифов на коммунальные услуги.

Согласно частям 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.

Федеральный закон, регулирующий принципы и порядок установления тарифов на коммунальные услуги, на момент рассмотрения настоящего спора не принят. Вместе с тем, как следует из приведенной нормы, установление названных тарифов отнесено к полномочиям не только органов государственной власти субъектов Российской Федерации, но и органов местного самоуправления, что корреспондируется с положениями части 2 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подпунктами 1, 6, 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".

С учетом изложенного органы местного самоуправления вправе определять метод регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса и устанавливать соответствующие тарифы для населения.

Решением правления Региональной энергетической комиссии Кировской области от 02.09.2005 № 29/4 был установлен и введен в действие с 1 января 2006 года тариф на тепловую энергию, отпускаемую ООО «Тепло» в размере 474 рубля 30 копеек за 1 Гкал. Данный тариф установлен органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке реализации полномочий в сфере государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, предусмотренных Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».

Тариф на оплату теплоснабжения и горячего водоснабжения для населения с 01.01.2006 установлен и введен Распоряжением главы администрации города Кирова от 29.12.2005 № 6772.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 392 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг" (действовавшего на момент принятия распоряжения главы администрации города Кирова) предусмотрен механизм компенсации разницы в тарифах, согласно которому органам местного самоуправления при принятии решений об установлении цен и тарифов необходимо одновременно устанавливать порядок возмещения разницы в тарифах.

В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 392 «О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг»   и пункта 3 постановления Правительства Кировской области от 08.11.2005 № 47/258 «Об областных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» в редакции, действовавшей в 2006, органы местного самоуправления при установлении льготного тарифа на коммунальные услуги для населения были обязаны обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги. 

Следовательно, в силу прямого указания закона орган местного самоуправления при утверждении для населения льготного тарифа обязан обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.

Между тем, в городе Кирове порядок возмещения предприятиям разницы в соответствующих тарифах не был установлен. Органы местного самоуправления при установлении тарифов для населения не определили порядок и источники возмещения разницы в тарифах, тем самым, допустив неправомерное бездействие.

В соответствии со статьями 15 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.12.2008 по делу n А28-8937/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также