Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.07.2014 по делу n А29-1916/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

  ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3 http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

30 июля 2014 года

 

 

Дело № А29-1916/2014

 

Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2014 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Немчаниновой М.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Талановой У.Ю.   

без участия в судебном заседании представителей сторон

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Военного комиссариата Республики Коми

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.06.2014 по делу № А29-1916/2014 (дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства), принятое судом в составе судьи Юркиной Л.Ю.,

по иску Государственного учреждения здравоохранения Республики Коми «Койгородская центральная районная больница» (ИНН: 1111000223, ОГРН: 1021100997752)

к Российской Федерации в лице Военного комиссариата Республики Коми (ИНН: 1101481687, ОГРН: 1031100406930),

о взыскании расходов,

 

установил:

 

Государственное учреждение здравоохранения Республики Коми «Койгородская центральная районная больница» (далее – Учреждение, истец) обратилось  в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Военного комиссариата Республики Коми (далее – Военный комиссариат, ответчик) о взыскании 44 676 рублей 94 копеек в счет погашения задолженности по компенсации понесенных расходов.

Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 12.06.2014  исковые требования Учреждения удовлетворены в полном объеме.

Российская Федерация в лице Военного комиссариата Республики Коми с принятым решением суда не согласилась, и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.06.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт.

Заявитель жалобы указывает, что суммы среднего заработка, выплачиваемые врачам-специалистам и среднему медперсоналу при проведении мероприятий, связанных с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.02.1998 № 53-ФЗ, за счет средств федерального бюджета, являются компенсационными выплатами и не облагаются страховыми взносами, поскольку они не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей.

Военный комиссариат считает, что в рассматриваемой ситуации отсутствует объект обложения страховыми взносами, поскольку выплата среднего заработка производится в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а не трудового договора.

В отзыве на апелляционную жалобу Учреждение указало на законность принятого судом решения, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность и обоснованность обжалуемого решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в 2013 году медицинские работники ГУЗ Республики Коми «Койгородская центральная районная больница», были привлечены к проведению медицинского освидетельствования граждан в связи с постановкой на воинский учет в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»  (л.д. 25-27).

На основании пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Учреждение выплатило медицинским работникам среднюю заработную плату и на указанную сумму выплат также исчислило и уплатило страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, сумма которых составила 44 676 рублей 94 копейки.

Учреждение направило ответчику претензию с просьбой компенсировать вышеуказанную сумму расходов (л.д. 44).

Письмом от 12.02.2014 № 621 Военный комиссариат уведомил Учреждение об отказе компенсировать последнему страховые взносы, начисленные на заработную плату работникам, привлекаемым к мероприятиям по обеспечению исполнения воинской обязанности (л.д. 45).

Не согласившись с отказом Военного комиссариата по выплате понесенных расходов в виде страховых взносов, Учреждение обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьями 1, 5, 6 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», статьей 170 Трудового кодекса РФ, статьями 7, 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и пришел к выводу о том, что расходы Учреждения по уплате страховых взносов подлежат компенсации.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из нижеследующего.

В соответствии со статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей, если в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

В силу статьи 5 Федерального Закона № 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 53-ФЗ) проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов и проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.

Таким образом, в отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения ими государственных обязанностей, в данном случае - для обеспечения проведения медицинского освидетельствования граждан в связи с постановкой их на воинский учет, работодатель несет обязанность по выплате заработной платы, с соответствующими отчислениями исходя из фонда оплаты труда.

При этом, согласно пункту 7 статьи 1 Закона № 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных работодателем, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Подпунктом 3 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона № 53-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 (далее - Правила № 704), установлено, что компенсации подлежат расходы организаций, связанные  с выплатой среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.

Компенсация данных расходов согласно пункту 3 указанных Правил осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, в частности организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.

Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен статьей 9 Закона № 212-ФЗ. Средний заработок, сохраняемый на время привлечения работающего гражданина к исполнению государственных обязанностей, в указанном перечне не поименован.

Таким образом, средний заработок, сохраненный за медицинскими работниками за период выполнения ими государственных обязанностей по обеспечению проведения медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет, облагается страховыми взносами.

Как следует из материалов дела, на основании платежных поручений №261377, №261379, №261386, №261391, №261383 от 13.05.2013;  № 412229, №412626, № 412625 от 11.07.2013; №55198, №55199, №55195, №55196 от 12.02.2014 Учреждением перечислены  страховые взносы в сумме 44 676 рублей 94 копеек (л.д. 10-21).

Учитывая, что Обществом произведены расходы по выплате среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда (страховых взносов), то расходы по уплате страховых взносов также подлежат компенсации Военным комиссариатом в порядке, установленном Правилами № 704.

Таким образом, суд апелляционной инстанции считает обоснованным и правомерным вывод суда первой инстанции о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме в размере 44 676 рублей 94 копеек.

Довод заявителя о том, что в рассматриваемой ситуации отсутствует объект обложения страховыми взносами, поскольку выплата среднего заработка производится в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а не трудового договора, отклоняется апелляционным судом, по следующим основаниям.

В силу пункта 2 Правил № 704 подлежат компенсации расходы организации, связанные с выплатой среднего заработка лицам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, в случае участия указанных лиц в проведении мероприятий, связанных с реализацией Закона о воинской обязанности.

Согласно статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсация - это денежная выплата, установленная в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации при исполнении государственных или общественных обязанностей (статья 165 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Таким образом, из анализа вышеназванных норм права следует, что в период выполнения государственных или общественных обязанностей работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются. Выплату среднего заработка работникам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности или поступления на военную службу по контракту, работодатель производит в силу закона.

Соответствующие выплаты, производимые работодателем в такой ситуации, в рамках соответствующих трудовых отношений соответствуют понятию заработной платы (статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации) и не могут быть квалифицированы как компенсации в смысле статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации.

Довод ответчика о том, что спорные выплаты не являются выплатами, осуществляемыми в рамках трудовых отношений, отклоняется апелляционным судом, поскольку свидетельствует о неверном толковании норм Трудового кодекса Российской Федерации, а также Закона № 212-ФЗ.

Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что согласие с позицией ответчика по рассматриваемому правовому вопросу ограничивало бы права застрахованных лиц (медицинских работников), поскольку размер соответствующих социальных выплат напрямую зависит от суммы и периода уплаты работодателем-страхователем за своих работников страховых взносов.

Тот факт, что компенсация лечебному учреждению выплат среднего заработка производилась из средств федерального бюджета, само по себе не свидетельствует о невозможности квалификации соответствующих выплат в качестве заработной платы, а также об отсутствии оснований для включения данных выплат в базу для исчисления страховых взносов.

Таким образом, выплата учреждением здравоохранения своим работникам в рамках трудовых отношений среднего заработка, являющегося объектом обложения страховыми взносами, уплата страховых взносов в соответствующие фонды, начисленных на сумму среднего заработка, в силу положений Закона № 53-ФЗ и Правил № 704 порождает у Военного комиссариата Республики Коми обязанность компенсировать соответствующие расходы.

Таким образом, решение судом первой инстанции принято при правильном применении норм материального права, с учетом конкретных обстоятельств дела, оснований для его изменения не имеется.

Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.06.2014 по делу № А29-1916/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Военного комиссариата Республики Коми – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                                 М.В. Немчанинова

 

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.07.2014 по делу n А31-2255/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также