Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.07.2014 по делу n А17-7461/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

09 июля 2014 года

Дело № А17-7461/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2014 года.      

Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2014 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Немчаниновой М.В.,

судей Великоредчанина О.Б., Хоровой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федоровой Я.В.,

без участия в судебном заседании представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области

на решение  Арбитражного суда Ивановской области от 17.04.2014  по делу №А17-7461/2013, принятое судом в составе судьи Романовой Т.В.,

по иску индивидуального предпринимателя Бородиной Людмилы Владимировны (ИНН: 370304720596, ОГРНИП: 304370201400114)

к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области  (ИНН: 3731021516, ОГРН: 1023700556736)

Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН: 7710168360, ОГРН: 1037739085636)

третье лицо: Комитет Ивановской области по транспорту (ОГРН: 1063702101000)

о взыскании убытков в сумме 97 752 рублей,

 

установил:

 

индивидуальный предприниматель Бородина Людмила Владимировна (далее – Предприниматель, истец) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с исковым заявлением к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области (далее – Департамент финансов, ответчик 1),  Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – Министерство финансов, ответчик 2) о взыскании убытков, вызванных  неисполнением обязанности по возмещению платы, неполученной за перевозку льготных категорий потребителей в сумме 97 752 рублей за период с 01.06.2012 по 31.08.2012.

Решением Арбитражного суда Ивановской области от 17.04.2014 исковые требования Предпринимателя удовлетворены в полном объеме. Суд взыскал с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу индивидуального предпринимателя Бородиной Людмилы Владимировны 17 784 рубля в счет возмещения убытков и 3 440 рублей 31 копейку судебных расходов; с Департамента финансов Ивановской области за счет казны Ивановской области в пользу индивидуального предпринимателя Бородиной Людмилы Владимировны взыскано 79 968 рублей в счет возмещения убытков и 15 469 рублей 77 копеек судебных расходов. 

Ивановская область в лице Департамента финансов Ивановской области с принятым решением суда в части взыскания 79 968 рублей в счет возмещения убытков и 15 469 рублей 77 копеек судебных расходов, не согласилась, и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ивановской области от 17.04.2014 в оспариваемой части отменить и принять по делу новый судебный акт.

Заявитель жалобы считает, что истцом не подтверждено надлежащими доказательствами осуществление перевозок пассажиров по маршрутам № 29 и № 42 за период с июня по август 2012 года. Департамент финансов указывает, что истец в спорный период осуществлял пассажирские перевозки, без заключения соответствующего договора.

По мнению Департамента финансов, поскольку перевозка граждан, включенных в федеральный регистр льготников, произведена истцом в интересах не Ивановской области, а Российской Федерации как публично -правового образования, осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников не является полномочием Ивановской области, финансирование данного вида расходов не могло производиться из областного бюджета и относиться к расходным обязательствам Ивановской области.

Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.

Второй ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Третье лицо Комитет Ивановской области по транспорту в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Бородина Л.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 48).

Для осуществления вида деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом Предпринимателем оформлена лицензия            № АСС- 37-413056 от 06.03.2009 сроком действия до 06.03.2014 (л.д. 44).

В период с июня по август 2012 года предприниматель оказывала услуги населению по перевозке по маршрутам № 29 и № 42.

Между Администрацией города Иванова и индивидуальным предпринимателем Бородиной Л.В. заключены договоры на оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами в г. Иванове № 292, № 293, № 294 от 10.03.2009, № 451 и № 452 от 28.09.2009, согласно которым Администрация поручает, а перевозчик осуществляет перевозки пассажиров в городе Иванове по маршруту № 29 улица Дюковская  - улица Генерала Хлебникова, а также договор   на оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами в г. Иванове и № 538 от 10.06.2009, согласно которым Администрация поручает, а перевозчик осуществляет перевозки пассажиров в городе Иванове по маршруту № 42 улица Шубиных  - остановка общественного транспорта «8-я поликлиника» (л.д. 82-94).

Обслуживание населения осуществлялось  транспортными средствами марки  ГАЗ-322132.

В спорный период предприниматель Бородина Л.В. (перевозчик) осуществляла деятельность по перевозке льготной категории граждан во исполнение договора  от 12.01.2012 № ЛП 12-02-1/1-32,  заключенного с Комитетом Ивановской области по транспорту в соответствии с Указом Губернатора Ивановской области от 25.08.2008 № 87-УГ (л.д. 80-81).

Срок действия договора определен сторонами с 01.01.2012 по 18.05.2012. Дополнительным соглашением к договору от 26.06.2012 стороны внесли изменения в пункт 2.1.2. договора, указав, что «осуществлять перевозку граждан льготных категорий по маршрутам № 29 (до 29.04.2012), № 42 с условием возмещения затрат, не превышающих максимальный уровень тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, установленный постановлением Правительства Ивановской области от 01.04.2011 № 88-п. Срок действия договора продлен до 25.07.2012 в части перевозки граждан льготных категорий по 42 маршруту.

В пунктах 2.2.1 и 2.2.2  договора сторонами предусмотрено условие, что Комитет по транспорту будет принимать от перевозчика предъявленные им отчеты только установленного образца; осуществлять оплату по предъявленным отчетам  в течение 10 дней с момента получения заказчиком средств из областного бюджета, выделенных на оплату услуг по перевозке граждан льготных категорий, которым предоставляются меры социальной поддержки. Оплата перевозчику предъявленных отчетов осуществляется, по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного Правительством Ивановской области.

В рассматриваемый период истцом было перевезено 11 527 льготных категорий гражданин, в том числе федерального регистра 3 124 и регионального регистра 8 403.

Из отчетов за июнь-июль 2012 года следует, что Комитетом  принято к оплате 3 381 поездка, в том числе граждан федерального регистра 901 поездка, регионального регистра - 2 480 поездки на общую сумму 32 119 рублей 50 копеек, из расчета 9,50 рублей за одну поездку (л.д. 20-34).

Затраты истца за перевозку льготной категории граждан (федеральных и региональных льготников) были возмещены Комитетом по транспорту частично, с учетом срока действия договоров в объеме 3 381 поездки.

Письмом от 15.11.2012  обращение по вопросу возмещения стоимости льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области за июнь-август 2012 года Комитет оставил без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие договора на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа (л.д. 65).

Согласно представленного истцом расчета убытки за спорный период по федеральному регистру составили 17 784 рубля, по региональному регистру – 79 968 рублей.

Объем оказанных истцом услуг по перевозке льготных категорий граждан подтверждается контрольными отчетами по терминалам с указанием реквизитов предпринимателя, маршрута, количества перевезенных льготников.

Отказ Комитета в возмещении расходов истца по перевозке льготной категории граждан послужил основанием для обращения Предпринимателя в арбитражный суд с иском о взыскании убытков.

Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Ивановской области исходил из того, что расходы по перевозке льготных категорий граждан являются неполученным доходом предпринимателя, его убытком, возникшим в результате бездействия федеральных и государственных органов, выразившегося в неисполнении обязательства по финансовому обеспечению льгот по оплате  перевозчику предоставленных транспортных услуг.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

На основании статей 16 и 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению и возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Конституция Российской Федерации (подпункт «ж» пункта 1 статьи 72) относит вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду, предоставленные отдельным категориям граждан. Вместе с тем закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. Согласно статьям 44 и 63 названного закона меры социальной защиты инвалидов и социальной поддержки ветеранов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.

Указом Губернатора Ивановской области от 25.08.2008 № 87-уг «О порядке льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области» в целях обеспечения доступности транспортных услуг на территории Ивановской области гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств федерального бюджета и бюджета Ивановской области, на территории Ивановской области организован льготный проезд на пассажирском транспорте общего пользования, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, с использованием социальной карты жителя Ивановской области.

Согласно приложению № 3 к Указу на Комитет Ивановской области по транспорту возложена обязанность по возмещению перевозчикам стоимости льготного проезда граждан с использованием социальной карты по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 № 11-п.

В соответствии с пунктом 4 приложения № 3 к Указу Департамент финансов перечисляет Комитету Ивановской области по транспорту средства на возмещение перевозчикам стоимости проезда граждан с использованием социальной карты по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 № 11-п.

Постановлением Правительства Ивановской области от 01.04.2011 № 88-п утвержден предельный максимальный уровень тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте, в размере, установленном постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 16.02.2011 № 349-п «Об установлении предельных максимальных тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории Ивановской области».

Постановлением

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.07.2014 по делу n А28-14524/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также