Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.06.2014 по делу n А28-5092/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ
СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 24 июня 2014 года Дело № А28-5092/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2014 года. Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2014 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Поляшовой Т.М., судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В., при участии в судебном заседании: представителя истца Окулова Е.А., действующего на основании доверенности от 26.12.2013, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на Решение Арбитражного суда Кировской области от 21.03.2014 по делу № А28-5092/2012, принятое судом в составе судьи Вихаревой С.М., по иску прокуратуры Кировской области (ИНН 4348006312, ОГРН 1034316522899, юридический адрес: 610000, г. Киров, ул. Володарского, 98) в интересах Российской Федерации в лице Правительства Российской Федерации и в интересах Кировской области в лице Правительства Кировской области, к Департаменту лесного хозяйства Кировской области (ОГРН 1074345003963, ИНН 4345164254), к индивидуальному предпринимателю Перевозчиковой Елене Николаевне (ОГРНИП 306431329800031, ИНН 430800068632) третьи лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (ОГРН 1034316517652, ИНН 4347021540), Федеральное агентство лесного хозяйства (ИНН 7705598840, ОГРН 1047796366298), Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (ИНН 7710256289, ОГРН 1027700221450) о признании недействительным дополнительного соглашения от 12.03.2012 к договору аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 17.10.2011 № 5-45, установил:
прокуратура Кировской области (далее - прокурор, истец), действующая в интересах Российской Федерации в лице Правительства Российской Федерации и в интересах Кировской области в лице Правительства Кировской области, Правительство Кировской области, Правительство Российской Федерации обратились в Арбитражный суд Кировской области с исковым заявлением к Департаменту лесного хозяйства Кировской области (далее – Департамент, ответчик 1), к индивидуальному предпринимателю Перевозчиковой Елене Николаевне (далее - Предприниматель, ответчик 2) о признании недействительным дополнительного соглашения от 12.03.2012 к договору аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 17.10.2011 № 5-45 (далее - Договор). Правовым основанием заявленных требований истец указал статьи 168, 447, 448, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 73, 74, 94 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 15, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ). Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее – Управление, третье лицо 1), Федеральное агентство лесного хозяйства (далее – Агентство, третье лицо 2, заявитель), Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее – Министерство, третье лицо 3). Решением Арбитражного суда Кировской области от 21.03.2014 иск удовлетворен. Не согласившись с принятым решением, Агентство обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что в Лесном кодексе Российской Федерации содержится запрет на изменение условий аукциона исключительно на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон договора. Вместе с тем Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает иные основания внесения изменений в договор. Лесной кодекс Российской Федерации не содержит запрета на внесение изменений в договор аренды лесного участка по общим основаниям, следовательно, применение таких оснований в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, для договоров аренды лесных участков действующим законодательством не запрещается. Арендная плата, установленная по результатам аукциона, не является предметом аукциона. Именно проект освоения лесов позволяет в полной мере установить допустимый объем изъятия древесины. Согласно пункту 4 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации предметом аукциона является не сама арендная плата, а местоположение лесных насаждений, а также объем подлежащих заготовке лесных ресурсов. Помимо предмета аукциона в извещении о проведении аукциона должны содержаться сведения о начальной цене предмета аукциона, следовательно, арендная плата, установленная по результатам аукциона, не является предметом аукциона. Невнесение изменений в объем допустимого изъятия лесных ресурсов и, как следствие, в размер арендной платы означало бы неосновательное обогащение арендодателя, если объем допустимого изъятия фактически снижен, чем было предусмотрено договором аренды. Исходя из выводов суда, в случае, если фактический объем подлежащих заготовке лесных ресурсов больше, чем предусмотрено в договоре аренды лесного участка, то внесение изменений в договор в части увеличения такого объема, и, как следствие, арендной платы противоречит действующему законодательству. Притом что невнесение таких изменений означало бы использование лесов с изъятием лесных ресурсов, в том числе заготовку древесины, арендатором бесплатно, что ведет к нарушению прав и законных интересов арендодателя в части получения арендных платежей. Истец в отзыве просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Подробно позиция истца изложена письменно. Предприниматель письменный отзыв на жалобу не представил, в судебном заседании представитель доводы апелляционной жалобы поддерживает, просит обжалуемое решение отменить. Ответчик 1 и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Департамент заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц. Законность решения Арбитражного суда Кировской области от 21.03.2014 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения в рамках заявленных доводов. Как следует из материалов дела, 17.10.2011 между департаментом (Арендодателем) и предпринимателем (Арендатором) был заключен договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, № 5-45 (далее по тексту - договор аренды лесного участка) на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, согласно которому арендатор принимает во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 2321 га; местоположение: Кировская область, Даровской район, Даровское лесничество, Кобрское участковое лесничество, кварталы 76-80, 87, 94, 119-124, условный номер 43-43-01/378/2011-716, учетная запись в государственном лесном реестре № 5.52-2011-07 (пункты 1, 2 договора аренды лесного участка). Лесной участок передается арендатору для видов использования и в объемах, указанных в приложении № 3 к договору (пункт 4 договора аренды лесного участка). В силу пунктов 5, 6 Договора арендная плата на момент его подписания составила 4 508 705 рублей 00 копеек в год и подлежала внесению от установленного годового размера арендной платы: 15 февраля - 15 %, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15%. В пункте 7 договора стороны установили, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, а также при изменении объемов изъятия лесных ресурсов. Срок действия договора аренды установлен в 15 лет с даты его государственной регистрации (пункт 22 договора аренды лесного участка). Лесной участок передан арендатору на основании акта приема-передачи от 17.10.2011. Договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области 06.02.2012. В соответствии со статьями 88 - 89 Лесного кодекса Российской Федерации и подпунктом «в» пункта 11 Договора Предприниматель разработал и представил арендодателю проект освоения лесного участка, который на основании распоряжения департамента от 14.02.2012 № 52 получил положительное заключение государственной экспертизы. На основании утвержденного проекта освоения лесного участка и в соответствии с пунктами 7 и 15 договора, департамент и предприниматель 12.03.2012 заключили дополнительное соглашение № 1 к договору аренды лесного участка, которым изменили в сторону уменьшения виды, объемы использования лесов на арендуемом лесном участке. Также в сторону уменьшения был изменен размер арендной платы, который с 14.02.2012 по 31.12.2014 составил 1 161 657 рублей 00 копеек в год, а с 01.01.2015 по 31.12.2018 - 1 154 957 рублей 00 копеек. Дополнительное соглашение № 1 было зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области 22.03.2012 за номером 43-43-01/025/2012-307. Прокурор полагает, что дополнительное соглашение от 12.03.2012 № 1 к Договору заключено в нарушение положений статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации без проведения аукциона, что послужило основанием для его обращения в суд с требованием признать данное соглашение недействительным. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего. Согласно пункту 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. В силу пунктов 1 и 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи. При этом предметом аукциона выступает начальный размер арендной платы (часть 1 статьи 74 Лесного кодекса), который в силу пункта 4 части 4 статьи 79 названного кодекса не может быть ниже минимального размера арендной платы, определяемого в соответствии со статьями 73 и 76 того же кодекса. Аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины на «шаг аукциона» (часть 1 статьи 80 Лесного кодекса). В силу пункта 1 и пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор заключается с лицом, предложившим наиболее высокую цену. Таким образом, из приведенных норм права следует, что если предметом аукциона являлась арендная плата, то по результатам проведения аукциона заключается договор аренды лесного участка, в котором размер арендной платы определяется по цене, предложенной победителем. Исходя из целей проведения аукциона и положений части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации недопустимо дальнейшее изменение арендной платы в сторону уменьшения, так как обратное приведет к нарушению прав иных участников аукциона, предлагавших меньшую сумму, чем победитель. Из протокола аукциона от 10.10.2011 № 5-1 о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, начальная цена предмета аукциона (ежегодный размер арендной платы) по аукционной единице № 5 составила 264 443 рублей 00 копеек, окончательная цена (по результатам аукциона) составила 4 508 705 рублей 00 копеек и в силу приведенных норм права не может быть уменьшена. На основании утвержденного департаментом 14.02.2012 проекта освоения лесов, арендодатель и арендатор 12.03.2012 заключили дополнительное соглашение № 1. Оспариваемым дополнительным соглашением от 12.03.2012 № 1 размер арендной платы был уменьшен до 1 161 657 рублей 00 копеек в год, в том числе в связи с изменением (уменьшением) видов и объемов изъятия лесных ресурсов на основании проекта освоения лесов, выполненного Арендатором согласно подпункту «в» пункта 11 договора аренды лесного участка и статей 88 - 89 Лесного кодекса Российской Федерации. При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что дополнительное соглашение № 1 к Договору было заключено в нарушение положений пункта 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 15 Закона № 135-ФЗ и на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительным. Данный вывод согласуется с позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 № 12157/13. Доводы заявителя жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов, влияющих на оценку спорной ситуации, заявителем жалобы не приведено. На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины. Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Кировской области от 21.03.2014 по делу № А28-5092/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке. Председательствующий Т.М. Поляшова
Судьи Д.Ю. Бармин
И.Ю. Барьяхтар Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.06.2014 по делу n А28-5090/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|