Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.05.2014 по делу n А82-12014/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 19 мая 2014 года Дело № А82-12014/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2014 года. Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2014 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кононова П.И., судей Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В., без участия в судебном заседании представителей сторон и третьего лица, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ярспецстрой» на решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.02.2014 по делу № А82-12014/2013, принятое судом в составе судьи Украинцевой Е.П., по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ярспецстрой» (ИНН 7604122780, ОГРН 1077604033187, местонахождение: г. Ярославль, ул. Собинова, д. 33, оф. 10) к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области (ИНН 7606011902, ОГРН 1027601599992, местонахождение: г. Ярославль, ул. Зои Космодемьянской, ул. 10а), третье лицо: Управление развития агропромышленного комплекса, экологии и природопользования Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, о признании незаконным бездействия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Ярспецстрой» (далее – заявитель, ООО «Ярспецстрой», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области (далее – ответчик, Администрация), выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность земельных участков, а также об обязании предоставить в собственность земельные участки с кадастровыми номерами 76:17:204401:0246, 76:17:204401:0247, 76:17:204401:260, расположенные по адресу: Ярославская область, Ярославский район, Бекреневский с/с, арендуемые Обществом в соответствии с договорами аренды земельных участков от 16.10.2009 №№ 689/1, 690/1, 691/1. Определением суда от 13.01.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление развития агропромышленного комплекса, экологии и природопользования Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области (далее – Управление). Решением Арбитражного суда Ярославской области от 26.02.2014 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано. Не согласившись с принятым решением, ООО «Ярспецстрой» обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Общество считает, что имеет право приобрести в собственность спорные земельные участки, поскольку использует их по договорам аренды, заключенным на срок более 3-х лет, надлежащее использование данных земель подтверждено выездной проверкой Управления. Администрация в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов заявителя, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Ответчик приводит доводы о том, что при обращении в Администрацию с заявлением о выкупе от 06.12.2012 Общество не представило документы, подтверждающие фактическое использование спорных земельных участков в соответствии с их целевым назначением, то есть, для сельскохозяйственного производства. Подробно доводы сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Как следует из материалов дела, 16.10.2009 между Земельным комитетом Администрации и ООО «Ярспецстрой» подписаны договоры №№ 689/1, 690/1, 691/1 аренды земельных участков с кадастровыми номерами: 76:17:204401:0246, общей площадью 324 344 кв.м., 76:17:204401:0247, общей площадью 267 361 кв.м., 76:17:204401:260, общей площадью 903 389 кв.м. (категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, целевое использование – для сельскохозяйственного использования), расположенных по адресу: Ярославская область, Ярославский район, Бекреневский с/с (т. 1, л.д. 47, 54, 61). Срок действия договоров установлен с 09.10.2009 по 08.10.2058. Договоры зарегистрированы в установленном порядке 15.11.2009. 06.12.2012 Обществом подано в адрес главы Ярославского муниципального района заявление о выкупе арендуемых земельных участков и предоставлении их в собственность по цене из расчета 20% кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с Законом Ярославской области от 23.10.2003 №55-з «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области» (т. 1, л.д. 94). К заявлению приложены копии договоров аренды земельных участков от 16.10.2009 №№ 689/1, 690/1, 691/1. Данное заявление рассмотрено на заседании Комиссии по земельным и имущественным отношениям Ярославского муниципального района (далее – Комиссия) и принято решение о направлении запроса в Управление с повторным рассмотрением заявки после получения сведений (выписка из протокола от 17.12.2012 №48) (т. 1, л.д. 92). Рассмотрев запрос Земельного комитета Администрации, Управление письмом от 11.01.2013 № 6 сообщило, что земельные участки с кадастровыми номерами: 76:17:204401:0246, 76:17:204401:0247, 76:17:204401:260 не используются в сельскохозяйственном производстве (т. 1, л.д. 91, 93). В дальнейшем Администрация направила заявителю выписку из протокола Комиссии от 04.04.2013 №13 об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, в связи с невозможностью проверки надлежащего использования земельного участка. При этом Комиссия поручила Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации, Управлению и МКУ «Центр земельных ресурсов ЯМР» провести проверку целевого использования земельных участков (т. 1, л.д. 69). 21.06.2013 Управление выдало ООО «Ярспецстрой» справку, согласно которой в ходе выездной проверки выявлено, что арендуемые Обществом земельные участки обрабатываются и используются под пашню и сенокос (т. 1, л.д. 71). 24.06.2013 ООО «Ярспецстрой» в Администрацию подано повторное заявление о выкупе земельных участков и предоставлении их в собственность с приложением справки Управления от 21.06.2013 и, заключенных с ФГУП «Григорьевское» Россельхозакадемии договоров подряда от 29.04.2013 №4-04/13 и от 20.04.2011 №5-04/1323/11. По результатам рассмотрения этого заявления Обществу предложено представить заключение Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Ярославской области о возможности и целесообразности предоставления данного земельного участка для испрашиваемых целей, а также материалы статистической отчетности по выполнению сельскохозяйственных работ, на основании которых заявка будет повторно рассмотрена (выписка из протокола от 11.07.2013 №25). Считая, что Администрацией допущено бездействие, выразившееся в непредоставлении ООО «Ярспецстрой» в собственность арендуемых земельных участков, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием. Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь положениями стати 198 АПК РФ, статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон № 101-ФЗ), статьи 6<1> Закона Ярославской области от 23.10.2003 № 55-з «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области» (далее - Закон ЯО № 55-з) не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего. В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Следовательно, обязательным условием удовлетворения требования, заявленного в порядке главы 24 АПК РФ, является как несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, так и доказанность нарушения оспариваемым актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта или действий (бездействия) возлагается на соответствующие органы, осуществляющие публичные полномочия, должностные лица. На основании части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд. Согласно пункту 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В соответствии с пунктом 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Пунктом 1 статьи 10 Закона № 101-ФЗ предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Однако правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 статьи 10 Закона № 101-ФЗ, согласно которому переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка. Согласно статьи 6<1> Закона ЯО № 55-з, переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка по цене, определяемой в процентном отношении от его кадастровой стоимости в зависимости от срока договора аренды и составляющей, в частности по истечении трех лет с момента заключения договора аренды - 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка. Из анализа названных норм следует, что для приобретения в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов необходимо соблюдение двух условий: арендатор пользуется участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет, и данный участок используется в соответствии с его целевым назначением. Из материалов видно, что ООО «Ярспецстрой» предоставлены в аренду земельные участки с кадастровыми номерами: 76:17:204401:0246 (площадь 324 344 кв.м), 76:17:204401:0247 (площадью 267 361 кв.м), 76:17:204401:260 (площадь 903 389 кв.м) на основании договоров от 16.10.2009 №№ 689/1, 690/1, 691/1 и на момент обращения арендатора с заявлением о выкупе арендуемых земель прошло более 3-х лет. Вместе с тем в силу названной нормы Закона № 101-ФЗ вторым обязательным условием, при наличии которого допускается возможность приватизации арендуемого земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов является использование арендатором указанного земельного участка в соответствии с его целевым назначением. В качестве документов, подтверждающих целевое земель ООО «Ярспецстрой», предоставило в Администрацию справку Управления от 21.06.2013 о том, что арендуемые Обществом земельные участки обрабатываются и используются под пашню и сенокос (т. 1, л.д. 71). Данный документ обоснованно не был принят судом первой инстанции в качестве доказательства, подтверждающего использование спорных земельных участков в течение 3-х лет в связи со следующим. Порядок осуществления государственного земельного контроля определен Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 689 (далее - Положение № 689). Государственный земельный контроль возложен на специально уполномоченные органы (Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальные органы; далее - специально уполномоченные органы) в пределах полномочий. В силу подпункта «в» пункта 3 Положения № 689, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также о выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Между тем указанный орган не проводит проверку целевого использования сельскохозяйственных земельных участков переданных в аренду. Согласно пункту 1 и подпункту «и» пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 № 201 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.05.2014 по делу n А31-28/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|