Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.05.2014 по делу n А82-12014/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

19 мая 2014 года

Дело № А82-12014/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2014 года.         

Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2014 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кононова П.И.,

судей Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,

без участия в судебном заседании представителей сторон и третьего лица,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ярспецстрой»

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.02.2014 по делу № А82-12014/2013, принятое судом в составе судьи Украинцевой Е.П.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ярспецстрой» (ИНН 7604122780, ОГРН 1077604033187, местонахождение: г. Ярославль, ул. Собинова, д. 33, оф. 10)

к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области (ИНН 7606011902, ОГРН 1027601599992, местонахождение: г. Ярославль, ул. Зои Космодемьянской, ул. 10а),

третье лицо: Управление развития агропромышленного комплекса, экологии и природопользования Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области,

о признании незаконным бездействия,

 

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью «Ярспецстрой» (далее – заявитель, ООО «Ярспецстрой», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области (далее – ответчик, Администрация), выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность земельных участков, а также об обязании предоставить в собственность земельные участки с кадастровыми номерами 76:17:204401:0246, 76:17:204401:0247, 76:17:204401:260, расположенные по адресу: Ярославская область, Ярославский район, Бекреневский с/с, арендуемые Обществом в соответствии с договорами аренды земельных участков от 16.10.2009 №№ 689/1, 690/1, 691/1.

Определением суда от 13.01.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление развития агропромышленного комплекса, экологии и природопользования Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области (далее – Управление).

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 26.02.2014 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.

Не согласившись с принятым решением, ООО «Ярспецстрой» обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

Общество считает, что имеет право приобрести в собственность спорные земельные участки, поскольку использует их по договорам аренды, заключенным на срок более 3-х лет, надлежащее использование данных земель подтверждено выездной проверкой Управления.

Администрация в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов заявителя, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Ответчик приводит доводы о том, что при обращении в Администрацию с заявлением о выкупе от 06.12.2012 Общество не представило документы, подтверждающие фактическое использование спорных земельных участков в соответствии с их целевым назначением, то есть, для сельскохозяйственного производства.

Подробно доводы сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Как следует из материалов дела, 16.10.2009 между Земельным комитетом Администрации и ООО «Ярспецстрой» подписаны договоры №№ 689/1, 690/1, 691/1 аренды земельных участков с кадастровыми номерами: 76:17:204401:0246, общей площадью 324 344 кв.м., 76:17:204401:0247, общей площадью 267 361 кв.м., 76:17:204401:260, общей площадью 903 389 кв.м. (категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, целевое использование – для сельскохозяйственного использования), расположенных по адресу: Ярославская область, Ярославский район, Бекреневский с/с (т. 1, л.д. 47, 54, 61). Срок действия договоров установлен с 09.10.2009 по 08.10.2058.

Договоры зарегистрированы в установленном порядке 15.11.2009.

06.12.2012 Обществом подано в адрес главы Ярославского муниципального района заявление о выкупе арендуемых земельных участков и предоставлении их в собственность по цене из расчета 20% кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с Законом Ярославской области от 23.10.2003 №55-з «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области» (т. 1, л.д. 94). К заявлению приложены копии договоров аренды земельных участков от 16.10.2009 №№ 689/1, 690/1, 691/1.

Данное заявление рассмотрено на заседании Комиссии по земельным и имущественным отношениям Ярославского муниципального района (далее – Комиссия) и принято решение о направлении запроса в Управление с повторным рассмотрением заявки после получения сведений (выписка из протокола от 17.12.2012 №48) (т. 1, л.д. 92).

Рассмотрев запрос Земельного комитета Администрации, Управление письмом от 11.01.2013 № 6 сообщило, что земельные участки с кадастровыми номерами: 76:17:204401:0246, 76:17:204401:0247, 76:17:204401:260 не используются в сельскохозяйственном производстве (т. 1, л.д. 91, 93).

В дальнейшем Администрация направила заявителю выписку из протокола Комиссии от 04.04.2013 №13 об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, в связи с невозможностью проверки надлежащего использования земельного участка. При этом Комиссия поручила Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации, Управлению и МКУ «Центр земельных ресурсов ЯМР» провести проверку целевого использования земельных участков (т. 1, л.д. 69).

21.06.2013 Управление выдало ООО «Ярспецстрой» справку, согласно которой в ходе выездной проверки выявлено, что арендуемые Обществом земельные участки обрабатываются и используются под пашню и сенокос (т. 1, л.д. 71).

24.06.2013 ООО «Ярспецстрой» в Администрацию подано повторное заявление о выкупе земельных участков и предоставлении их в собственность с приложением справки Управления от 21.06.2013 и, заключенных с ФГУП «Григорьевское» Россельхозакадемии договоров подряда от 29.04.2013 №4-04/13 и от 20.04.2011 №5-04/1323/11.

По результатам рассмотрения этого заявления Обществу предложено представить заключение Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Ярославской области о возможности и целесообразности предоставления данного земельного участка для испрашиваемых целей, а также материалы статистической отчетности по выполнению сельскохозяйственных работ, на основании которых заявка будет повторно рассмотрена (выписка из протокола от 11.07.2013 №25).

Считая, что Администрацией допущено бездействие, выразившееся в непредоставлении ООО «Ярспецстрой» в собственность арендуемых земельных участков, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.

Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь положениями стати 198 АПК РФ, статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон № 101-ФЗ), статьи 6<1> Закона Ярославской области от 23.10.2003 № 55-з «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области» (далее - Закон ЯО № 55-з) не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, обязательным условием удовлетворения требования, заявленного в порядке главы 24 АПК РФ, является как несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, так и доказанность нарушения оспариваемым актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта или действий (бездействия) возлагается на соответствующие органы, осуществляющие публичные полномочия, должностные лица.

На основании части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд.

Согласно пункту 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В соответствии с пунктом 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Пунктом 1 статьи 10 Закона № 101-ФЗ предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).

Однако правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 статьи 10 Закона № 101-ФЗ, согласно которому переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.

Согласно статьи 6<1> Закона ЯО № 55-з, переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка по цене, определяемой в процентном отношении от его кадастровой стоимости в зависимости от срока договора аренды и составляющей, в частности по истечении трех лет с момента заключения договора аренды - 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка.

Из анализа названных норм следует, что для приобретения в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов необходимо соблюдение двух условий: арендатор пользуется участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет, и данный участок используется в соответствии с его целевым назначением.

Из материалов видно, что ООО «Ярспецстрой» предоставлены в аренду земельные участки с кадастровыми номерами: 76:17:204401:0246 (площадь 324 344 кв.м), 76:17:204401:0247 (площадью 267 361 кв.м), 76:17:204401:260 (площадь 903 389 кв.м) на основании договоров от 16.10.2009 №№ 689/1, 690/1, 691/1 и на момент обращения арендатора с заявлением о выкупе арендуемых земель прошло более 3-х лет.

Вместе с тем в силу названной нормы Закона № 101-ФЗ вторым обязательным условием, при наличии которого допускается возможность приватизации арендуемого земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов является использование арендатором указанного земельного участка в соответствии с его целевым назначением.

В качестве документов, подтверждающих целевое земель ООО «Ярспецстрой», предоставило в Администрацию справку Управления от 21.06.2013 о том, что арендуемые Обществом земельные участки обрабатываются и используются под пашню и сенокос (т. 1, л.д. 71).

Данный документ обоснованно не был принят судом первой инстанции в качестве доказательства, подтверждающего использование спорных земельных участков в течение 3-х лет в связи со следующим.

Порядок осуществления государственного земельного контроля определен Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 689 (далее - Положение № 689). Государственный земельный контроль возложен на специально уполномоченные органы (Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальные органы; далее - специально уполномоченные органы) в пределах полномочий.

В силу подпункта «в» пункта 3 Положения № 689, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также о выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Между тем указанный орган не проводит проверку целевого использования сельскохозяйственных земельных участков переданных в аренду.

Согласно пункту 1 и подпункту «и» пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 № 201

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.05.2014 по делу n А31-28/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также