Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.05.2014 по делу n А28-11129/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

16 мая 2014 года

Дело № А28-11129/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2014 года.         

Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2014 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Савельева А.Б.,

судей Малых Е.Г., Тетервака А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бочаровой М.М.,

при участии в судебном заседании:

представителя истца – Бурдановой Н.И., действующей на основании доверенности от 23.10.2013,

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и субъекта Российской Федерации – «Кировская область» в лице Департамента финансов Кировской области

на решение Арбитражного суда Кировской области от 06.03.2014 по делу №А28-11129/2013, принятое судом в составе судьи Малышевой М.В.,

по иску общества с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие» (ИНН: 4345229303, ОГРН: 1084345010826)

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН: 7710168360, ОГРН: 1037739085636),

к субъекту Российской Федерации «Кировская область» в лице Департамента финансов Кировской области (ИНН: 4347015963, ОГРН: 1034316505497),

третьи лица:  Департамент дорожного хозяйства и транспорта Кировской области (ИНН: 4345110989, ОГРН: 1054316677601), муниципальное образование «город Киров» в лице администрации города Кирова, Региональная служба по тарифам Кировской области (ИНН: 4345163236, ОГРН: 1074345002665),

о взыскании 20 310 876 рублей 00 копеек

установил:

 

  открытое акционерное общество «Кировское транспортное предприятие»  (далее – ОАО «Кировское транспортное предприятие», истец) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском, о взыскании 20 310 876 рублей 00 копеек убытков, из них с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации  - 5 891 409 рублей 00 копеек за период с 01.01.2011 по 31.08.2012;           с субъекта Российской Федерации «Кировская область» в лице Департамента финансов Кировской области  - 14 419 467 рублей 00 копеек за период с 01.01.2011 по 31.08.2012.

Определением   Арбитражного суда  Кировской области от  28.11.2013   в  порядке   статьи  48  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена истца -     ОАО «Кировское транспортное предприятие» на правопреемника – открытое акционерное общество «Автотранспортное предприятие» (далее – ОАО «Автотранспортное предприятие»).

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Департамент дорожного хозяйства и транспорта Кировской области, муниципальное образование «город Киров» в лице администрации города Кирова, Региональная служба по тарифам Кировской области.

Решением Арбитражного суда Кировской области от 12.02.2014 исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с названным решением, Министерство финансов и  Департамент финансов обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобами, в которых просят решение Арбитражного суда Кировской области от 06.03.3014 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование апелляционной жалобы Министерство финансов указывает, что обеспечение льготного проезда на общественном транспорте для отдельных категорий граждан не относится к расходным обязательствам Российской Федерации, а возложено на субъект Российской Федерации. Федеральное законодательство не содержит норм, устанавливающих меры социальной защиты и социальной поддержки в виде предоставления льгот по оплате проезда в общественном транспорте; указывает на необходимость применения при расчете убытков коэффициента 0,5, установленного постановлением Кировской области от 25.01.2012 № 136/24.

Департамент финансов Кировской области  указывает, что оснований для возмещения выпадающих доходов перевозчика не имеется в силу отсутствия данных о количестве бесплатно перевезенных льготных пассажиров;  приводит довод о нахождении школ в шаговой доступности обучающихся и о том, что большая часть общеобразовательных школ находится далеко за пределами троллейбусных маршрутов; бесплатный проезд школьников 1-4 классов и инвалидов по зрению компенсировался за счет прочих категорий граждан, осуществляющих проезд по установленным тарифам; весь подвижной состав истца в 2011 году был сдан в аренду, в связи с чем Общество транспортные перевозки не осуществляло, следовательно, убытки не понесло; заявитель также выражает несогласие с расчетом  расходов истца на перевозку школьников 1-4 классов, исходя из положений абз. 5 пункта 55 постановления Росстата от 19.01.2007 № 9.

Истец в отзыве на апелляционные жалобы просит решение оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Третье лицо - Региональная служба по тарифам Кировской области в отзыве на апелляционные жалобы согласно с доводами заявителей.

Ответчики и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 123, пунктами 3, 5 статьи 156, пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области от 06.03.2014 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30.12.2009 между МО «Город Киров» в лице администрации города Кирова (заказчик) и ОАО «КТП» (исполнитель) заключен договор об осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования на территории города Кирова № 04-1386, в соответствии с которым заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по осуществлению перевозки пассажиров городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории муниципального образования «Город Киров» по городским троллейбусным маршрутам № № 1,3,5,6,7,8,11,14.

В соответствии с пунктом 2.1. договора исполнитель обязан организовать перевозку пассажиров троллейбусами по городским троллейбусным маршрутам, перечисленным выше.

Пунктом 2.1.3. договора установлено, что исполнитель обязан взимать с пассажиров провозную плату по тарифам, установленным Правительством Кировской области либо уполномоченным им органом, в том числе предоставлять установленные нормативными правовыми актами меры социальной поддержки отдельным категориям граждан.

В силу пункта 2.1.11. договора ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, исполнитель обязан предоставлять заказчику через управление благоустройства и транспорта администрации города Кирова отчет о количестве перевезенных пассажиров по утвержденным тарифам на одну поездку

Срок действия договора установлен с 01.01.2010 по 31.12.2014 (пункт 4.2. договора).

В целях исполнения данного договора между ОАО «КТП» (принципал) и агентами (ООО «Вятка-1», ООО «Вятка-2», ООО «Вятка-3», ООО «Вятка-4», ООО «Вятка-5», ООО «Звезда», ООО «Заря», ООО «Транспроект», ООО «Промсервис», ООО «Экспресс») в период 2011-2012 годы были заключены агентские договоры, в соответствии с которыми агент от имени и за счет принципала (ОАО «КТП») выполняет действия, связанные с перевозкой пассажиров в рамках муниципального заказа в объеме, определяемом принципалом, осуществляет сбор провозной платы с пассажиров; агент обязуется взимать с пассажиров провозную плату по тарифам, установленным Правительством Кировской области либо уполномоченным органом, в том числе предоставлять меры социальной поддержки.

При осуществлении деятельности по перевозке перевозчики обязаны предоставлять право льготного и бесплатного проезда гражданам, перечень которых утвержден постановлением Правительства Кировской области от 21.07.2008 № 140/286, и включает в себя, в том числе инвалидов по зрению, имеющих III степень ограничения трудоспособности к трудовой деятельности (I группа), и обучающихся на ступени начального общего образования (1-4 классы) общеобразовательных учреждений области.

Постановлением Правительства Кировской области от 24.10.2011 № 124/524 утвержден перечень категорий граждан, имеющих право на льготный проезд в автомобильном и электрифицированном транспорте городского сообщения и автомобильном транспорте пригородного сообщения.

Утвержденный перечень содержит категории граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится, как к ведению Российской Федерации (федеральный регистр), так и к ведению Кировской области (областной регистр).

Решениями Правления Региональной службы по тарифам Кировской области «Об установлении тарифов на перевозку пассажиров, ручной клади и багажа в автомобильном и электрифицированном транспорте городского, пригородного и международного сообщения на территории Кировской области» от 18.09.2008 № 33/1, от 04.04.2011 № 11 установлены тарифы на проезд пассажиров в автомобильном и электрифицированном транспорте городского сообщения, в том числе для граждан, имеющих право на льготный проезд.

Согласно решению Правления РСТ от 18.09.2008 № 33/1 в период с 01.01.2011         по 15.04.2011 полный тариф на проезд составлял 10 рублей, тариф для льготных категорий пассажиров - 7 рублей (разница составила 3 рубля).

Согласно решению Правления РСТ от 04.04.2011 № 11 в период с 16.04.2011 по 31.08.2012            полный тариф на проезд составлял 12 рублей, тариф для льготных категорий пассажиров - 8,50 рублей (разница составила 3,50 рубля).

Постановлением Правительства Кировской области от 23.10.2008 № 150/430 утвержден Порядок предоставления из областного бюджета денежных средств предприятиям транспорта и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров автомобильным и электрифицированным транспортом городского и пригородного сообщения, на возмещение им выпадающих доходов, полученных в связи с установлением льгот по провозной плате для отдельных категорий граждан, проживающих на территории Кировской области.

Данное постановление утратило силу в связи с изданием нового постановления Правительства Кировской области от 25.01.2012 № 136/24, действующее с 01.01.2012 и регулирующее аналогичные отношения.

Согласно пункту 3.1. Порядка при расчете недополученных доходов для городских маршрутов применяется коэффициент 0,5.

Из представленных в материалы дела отчетов следует, что в период с 01.01.2011 по 31.12.2011 на городских троллейбусных маршрутах № № 1, 3, 5, 6, 7, 8, 11, 14 было перевезено 3 872 892 пассажира, имеющих право льготного проезда (из них: относящихся к федеральному регистру - 1 472 899 пассажира, к областному регистру - 2 399 993 пассажира); в период с 01.01.2012 по 31.08.2012 перевезено 2 593 963 пассажира, имеющих право льготного проезда (из них: относящихся к федеральному регистру - 975 234 пассажира, к областному регистру - 1 618 729 пассажира).

Кроме того, истец в период с 01.01.2011 по 31.08.2012 предоставлял право бесплатного проезда инвалидам по зрению (I группа), инвалидам Великой отечественной войны, школьникам 1-4 классов общеобразовательных учреждений.

Поскольку в 2011-2012 годах натурные обследования пассажиропотока школьников 1 -4 классов уполномоченными органами власти не проводились, то истец использовал расчетный метод, основанный на доступных истцу сведениях.

При этом для определения количества каждой категории граждан, имеющих право на льготный и бесплатный проезд, истец использовал данные, предоставленные Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Кировской области, Департаментом социального развития Кировской области, Департаментом образования Кировской области, сведениями по расчету доли количества льготных категорий граждан, предоставленными Управлением благоустройства и транспорта администрации города Кирова.

Также истец при расчете убытков правомерно исключил из расчета поездки школьников 1-4 классов в июле и августе 2011 года в соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства Кировской области от 21.07.2008 № 140/286, а расчет убытков от перевозки школьников 1-4 классов в 2012 году произвел только за период январь-май.

Выпадающие доходы были возмещены истцу частично - в сумме 10 809 730 рублей.

Общая сумма не возмещенных выпадающих доходов, связанных с перевозкой граждан, имеющих право льготного и бесплатного проезда, за период с 01.01.2011 по 31.08.2012, по расчетам истца, составила - 20 310 876 рублей (из них: по федеральному регистру - 5 891 409 рублей, по областному - 14 419 467 рублей).

Указав, что расходы истца по перевозке льготной категории граждан не были возмещены ответчиками в полном объеме, истец обратился в суд с иском.

Апелляционный суд, оценивая представленные доказательства в их совокупности, анализируя позиции сторон настоящего спора, пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемого решения в силу следующего.

В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

В соответствии с частью 5 статьи 790 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.

Вместе с тем субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации законом предписано вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.05.2014 по делу n А28-866/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также