Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.03.2014 по делу n А82-14463/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 25 марта 2014 года Дело № А82-14463/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2014 года. Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2014 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кононова П.И., судей Ившиной Г.Г., Караваевой А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В., без участия в судебном заседании представителей сторон, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 18 «Теремок» на решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.01.2014 по делу № А82-14463/2013, принятое судом в составе судьи Ловыгиной Н.Л., по заявлению Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 18 «Теремок» (ИНН: 7627015030, ОГРН: 1027601603017) к Отделу надзорной деятельности по Ярославскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении, установил:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 18 «Теремок» (далее – заявитель, МДОУ детский сад № 18 «Теремок», Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ярославской с заявлением к Отделу надзорной деятельности по Ярославскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области (далее - ответчик, Отдел надзорной деятельности) о признании незаконным и отмене постановления от 10.10.2013 № 190 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей. Решением Арбитражного суда Ярославской области от 14.01.2014 оспариваемое постановление признано незаконным и изменено в части размера примененного административного наказания. Суд назначил Учреждению административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Не согласившись с принятым решением, МДОУ детский сад № 18 «Теремок» обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт. Учреждение приводит доводы об отсутствии в его деянии события административного правонарушения, выразившегося в нарушении пункта 6.29 СНиП 21-01-97*. Кроме того, заявитель полагает, что вина МДОУ детский сад № 18 «Теремок» в совершении вменного административного правонарушения административным органом не доказана. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе. Отдел надзорной деятельности отзыв на апелляционную жалобу не представил. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 02.09.2013 № 105 административным органом в период с 04.09.2013 по 25.09.2013 проведена внеплановая выездная проверка МДОУ детский сад № 18 «Теремок» с целью контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на объекте защиты по адресу: Ярославская область, Ярославский район, с. Туношна, ул. Школьная, д. № 9. Выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности отражены в акте проверки от 25.09.2013 № 105 (л.д. 43). 25.09.2013 в отношении Учреждения составлен протокол № 190 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ (л.д. 38). 10.10.2012 главным государственным инспектором Ярославского района Ярославской области по пожарному надзору вынесено постановление № 190 о назначении Учреждению административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 150000 руб. (л.д. 35). В соответствии с данным постановлением Учреждение признано виновным в несоблюдении требований пожарной безопасности, а именно: - в нарушение части 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2012 № 184-ФЗ, статей 2, 37, 38 Закона № 69-ФЗ, ч. 1 ст. 89, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 11 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 (далее - ППР), пункта 6.12* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых и введенных в действие постановлением Минстроя Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7 (далее - СНиП 21-01-97*) в спальных помещениях 1-ой, 2-й и старшей групп отсутствуют вторые эвакуационные выходы, а в спальном помещении средней группы - эвакуационные выходы (выходы осуществляются через другие помещения); - ширина марша лестницы со 2-го этажа, предназначенной для эвакуации людей, менее нормативного (нарушение ч. 1 ст. 46 Закона № 184-ФЗ, статей 2, 37, 38 Закона № 69-ФЗ, ч. 1 ст. 89, ч. 1 ст. 151 Закона № 123-ФЗ, п. 6,29 СНиП 21-01-97). Не согласившись с постановлением Отдела надзорной деятельности от 10.10.2012 № 190, МДОУ детский сад № 18 «Теремок» обжаловало его в Арбитражный суд Ярославской области. При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции установил в действиях Учреждения состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ. Вместе с тем, руководствуясь позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.01.2013 № 1-П, суд счел возможным снизить размер назначенного административным органом штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией части 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в связи с чем признал незаконным и изменил оспариваемое постановление в части размера административного штрафа, установив его в размере 10 000 рублей. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего. В соответствии с частями 4, 6, 7 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме. Частью 2 статьи 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения. В силу части 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. Исходя из статей 2.1, 26.1 КоАП РФ для привлечения лица к административной ответственности необходим состав административного правонарушения, включающий четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону, наличие которых подлежит установлению на основании доказательств, полученных при возбуждении дела об административном правонарушении или проведении административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ. Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Из ст. 38 Закона № 69-ФЗ следует, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Оценивая на основе приведенных выше норм законодательства о пожарной безопасности и КоАП РФ и с учетом позиции арбитражного суда первой инстанции законность оспариваемого постановления Отдела надзорной деятельности от 10.10.2013 № 190 о назначении Учреждению административного наказания по части 4 ст. 20.4 КоАП РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам. Обжалуемым постановлением заявителю вменяются нарушения требований пунктов 6.12* и 6.29 СНиП 21-01-97* применительно к эвакуационным выходам из части помещений и к ширине марша лестницы со 2-го этажа, предназначенной для эвакуации людей. Согласно пункту 1.1 СНиП 21-01-97* настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации. Таким образом, СНиП 21-01-97* подлежат применению как в процессе проектирования и строительства объекта, так и в ходе его эксплуатации. В соответствии с пунктом 8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97*, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях в силу приведенной нормы компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений. Таким образом, изначально при введении в действие СНиП 21-01-97* распространение их действия на ранее введенные в эксплуатацию здания и сооружения не предусматривалось, за исключением случаев возникновения недопустимого риска для безопасности жизни и здоровья людей. По смыслу пункта 4.3 СНиП 21-01-97* и пункта 8.5 СНиП 10-01-94 соответствующие требования данных правил подлежали применению лишь в ходе проведения реконструкции или ремонта здания. Таким образом, в целях соблюдения требований СНиП 21-01-97* применительно к объектам, введенным в эксплуатацию до введения в действие названных правил, лицо, эксплуатирующее эти объекты, обязано принимать меры по проведению их капитального ремонта или реконструкции. В силу пункта 6.12* СНиП 21-01-97* не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения класса Ф1.1, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел. Пунктом 6.29 СНиП 21-01-97* установлено, что ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее расчетной или не менее ширины любого эвакуационного выхода (двери) на нее, но, как правило, не менее 1,35 м для зданий класса Ф1.1. Факт нарушения МДОУ детский сад № 18 «Теремок» вышеуказанных требований пожарной безопасности установлен в ходе проведения проверки, подтверждается материалами административного дела (актом проверки, протоколом об административных правонарушениях), что свидетельствует о наличии в его действиях (бездействии) события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ. Доводы апелляционной жалобы о том, что пункт 6.29 СНиП 21-01-97* содержат оговорку «как правило», которая предполагает отступление от какого-либо требования отклоняются на основании следующего. Как указано во введении к СНиП 21-01-97*, в настоящих нормах приведены противопожарные требования, подлежащие обязательному соблюдению; в тех случаях, когда предполагается возможность отступления от какого-либо требования, оно излагается с оговоркой «как правило» и с условиями, при которых допускаются отступления. Поскольку в пункте 6.29 СНиП 21-01-97*, устанавливающем размер ширины марша, никаких условий при которых допускается отступление от данного требования не приведено, его требования подлежат применению Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.03.2014 по делу n А29-7172/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|