Постановление второго арбитражного апелляционного суда от 28.04.2010 по делу n а17-22/2010 по делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 18.9 коап рф за предоставление жилого помещения иностранному гражданину, находящемуся в российской федерации с нарушением установленного порядка.суд первой инстанции арбитражный суд ивановской области
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ
СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 28 апреля 2010 г. по делу N А17-22/2010 Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2010 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Лысовой Т.В., судей Караваевой А.В., Перминовой Г.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Метелевой Е.А., без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Ивановской области на решение Арбитражного суда Ивановской области от 09.03.2010 по делу N А17-22/2010, принятое судом в составе судьи Чеботаревой И.А., по заявлению федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Плесский аграрный колледж" к Управлению Федеральной миграционной службы по Ивановской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении, установил: федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Плесский аграрный колледж" (далее - заявитель, Колледж, ФГОУ СПО "ПАК") обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы по Ивановской области (далее - ответчик, УФМС) от 22.12.2009 N 195 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Решением суда первой инстанции от 09.03.2010 данные требования удовлетворены. Не согласившись с вынесенным решением, УФМС обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. По мнению ответчика, суд неверно истолковал диспозицию части 3 статьи 18.9 КоАП РФ. Понятия "находящийся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка" и "незаконно находящийся в Российской Федерации" имеют разную сущность и принципиально отличаются по смыслу. Не исполняя обязанности, возложенные на иностранного гражданина федеральными законами, регулирующими порядок его пребывания на территории России, он приобретает статус "находящегося в Российской Федерации с нарушением установленного порядка". К таким обязанностям относится и постановка иностранного гражданина на учет по месту пребывания, о которой идет речь в статьей 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ). Миграционный учет является одним из элементов установленного порядка пребывания иностранного гражданина в России. Поэтому нарушение законодательства о миграционном учете свидетельствует о нахождении на территории Российской Федерации с нарушением установленного порядка. В отзыве на апелляционную жалобу ФГОУ СПО "ПАК" просит оставить решение суда от 09.03.2010 без изменения, жалобу УФМС - без удовлетворения. Считает правильным вывод суда об отсутствии события административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 3 статьи 18.9 КоАП РФ. Лица, участвующие в деле, явку представителей в апелляционный суд не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Колледж ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей заявителя и ответчика. Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 02.11.2009 на основании распоряжения от 02.11.2009 N 96 сотрудниками Отдела иммиграционного контроля УФМС на территории строительного объекта усадьба "Миловка" проведена проверка соблюдения иностранными гражданами правил осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации. В ходе проверки, в частности, установлено, что на указанном объекте трудовую деятельность осуществляет гражданин Азербайджана Валиев Парвиз Логман оглы, состоящий на миграционном учете в г. Иваново. С 21.10.2009 указанный иностранный гражданин безвыездно проживает в общежитии Колледжа по адресу: Ивановская область, Приволжский район, пос. Северцево. Обязанность по постановке на учет по месту пребывания им не выполнена, то есть нарушен установленный порядок пребывания на территории Российской Федерации. Результаты проверки отражены в акте от 06.11.2009 N 96 и рапорте инспектора ОИК УФМС. По факту проживания гражданина Азербайджана в общежитии ФГОУ СПО "ПАК" с нарушением установленного порядка определением от 09.11.2009 в отношении Колледжа возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.9 КоАП РФ, начато административное расследование. 01.12.2009 инспектором ОИК УФМС в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя заявителя составлен протокол N 195 об административном правонарушении. По результатам рассмотрения материалов административного дела начальник отдела иммиграционного контроля УФМС 22.12.2009 в присутствии директора ФГОУ СПО "ПАК" вынес постановление N 195 о привлечении Колледжа к административной ответственности по части 3 статьи 18.9 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 250000 рублей. Считая данное постановление незаконным, заявитель оспорил его в арбитражный суд. Удовлетворяя требования ФГОУ СПО "ПАК", суд первой инстанции исходил из отсутствия события правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 18.9 КоАП РФ. Наличие у гражданина Азербайджана Валиева Парвиза Логман оглы разрешения на работу, постановка его на миграционный учет по месту пребывания по адресу: г. Иваново, ул. 4-я Деревенская, д. 48, кв. 31, свидетельствуют о том, что он законно находится на территории Российской Федерации. Неуведомление территориальных органов УФМС о последующих перемещениях и изменениях места пребывания иностранного гражданина является нарушением законодательства о миграционном учете, однако не влечет за собой автоматическое признание того, что иностранный гражданин незаконно находится на территории Российской Федерации. При этом наличие у иностранного гражданина обязанности подать соответствующее уведомление о постановке на миграционный учет в УФМС в Приволжском районе Ивановской области административным органом не доказано. Обязанность по уведомлению органа миграционного учета по месту прибытия иностранного гражданина в организацию, оказывающую гостиничные услуги, возложена законом не на иностранного гражданина, а на принимающую сторону. Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу, что действия Колледжа неверно квалифицированы ответчиком по части 3 статьи 18.9 КоАП РФ. При определенных обстоятельствах такие действия могли бы составлять объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ и заключающегося в неисполнении принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд не нашел оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего. Часть 3 статьи 18.9 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию. По мнению апелляционного суда, нахождение на территории России с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию однозначно свидетельствует о незаконности нахождения иностранного гражданина в Российской Федерации. Из абзаца 8 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) и статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" можно сделать вывод, что незаконное нахождение иностранного гражданина на территории России имеет место в случае въезда в Российскую Федерацию с нарушением правил, отсутствия у него документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо необращения за оформлением утраченных документов, уклонения от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, нарушения им правил транзитного проезда через территорию Российской Федерации. В силу Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Азербайджанской Республики от 03.07.1997 граждане Азербайджана прибывают в Россию в порядке, не требующем оформления визы. Материалами дела (л.д. 62, 102 - 104) подтверждается, что гражданин Азербайджана Валиев Парвиз Логман оглы на момент проверки имел действовавшее разрешение на работу N 37 080001706, был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: г. Иваново, ул. 4-я Деревенская, д. 48, кв. 31, поставлен на миграционный учет по указанному адресу, при въезде на территорию России им оформлена миграционная карта. При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что указанное лицо законно находилось на территории Российской Федерации. Статьи 27, 62 Конституции Российской Федерации и статья 11 Закона N 115-ФЗ предоставляют иностранному гражданину, законно находящемуся на территории России, право на свободу передвижения в ее пределах, выбора места пребывания и жительства, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение. Также законом установлены ограничения для временно проживающих в России иностранных граждан. Необходимость получения Валиевым Парвизом Логман оглы специального разрешения для пребывания на территории г. Плес Ивановской области и наличие у него разрешения на временное проживание, подтверждающего статус временно проживающего в Российской Федерации (абзац 10 части 1 статьи 2 Закона N 115-ФЗ), не следует из материалов дела. Таким образом, УФМС не доказало факт нахождения указанного иностранного гражданина на территории России с нарушением установленного порядка. В связи с чем действия ФГОУ СПО "ПАК" по предоставлению жилого помещения гражданину Азербайджана не могут являться основанием для привлечения Колледжа к административной ответственности по части 3 статьи 18.9 КоАП РФ. Доводы апелляционной жалобы отклоняются по причине неверного применения УФМС норм действующего законодательства. Возложение на иностранного гражданина обязанности встать на учет по месту пребывания (статья 20 Закона N 109-ФЗ) не влечет ограничения права на свободу передвижения и выбора места пребывания. В соответствии с преамбулой и статьей 4 Закона N 109-ФЗ миграционный учет, включающий в себя учет по месту пребывания, направлен на защиту государством права иностранных граждан на свободу передвижения и выбор ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации на основе законности и соблюдения норм международного права. Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 и части 1 статьи 4 Закона N 109-ФЗ миграционный учет направлен на фиксацию и обобщение, систематизацию информации об иностранных гражданах и лицах без гражданства, их перемещениях по территории Российской Федерации. Из буквального толкования пункта 6 части 1 статьи 2 Закона N 109-ФЗ следует, что учет иностранного гражданина по месту пребывания выполняет только учетную функцию. Какое-либо разрешительное и/или правоустанавливающее значение у него отсутствует. Учитывая изложенное, отсутствие учета иностранного гражданина по месту его пребывания является нарушением миграционного законодательства, но не доказывает, что этот гражданин находится на территории Российской Федерации с нарушением установленного порядка. Более того, в обязанности иностранного гражданина не входит направление уведомления в орган миграционного учета по месту пребывания (пункт 1 части 2 статьи 22 Закона N 109-ФЗ), поэтому отсутствие учета по месту пребывания не может являться безусловным основанием для вывода о неисполнении им обязанностей, предусмотренных миграционным законодательством. Следовательно, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Колледжа о признании незаконным и отмене постановления УФМС от 22.12.2009 N 195. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено. На основании изложенного решение Арбитражного суда Ивановской области от 09.03.2010 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения. В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ государственная пошлина с апелляционной жалобы по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не уплачивается. Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд постановил: решение Арбитражного суда Ивановской области от 09.03.2010 по делу N А17-22/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Ивановской области - без удовлетворения. Постановление вступает в силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном законом порядке. Председательствующий Т.В.ЛЫСОВА Судьи А.В.КАРАВАЕВА Г.Г.ПЕРМИНОВА Постановление второго арбитражного апелляционного суда от 27.04.2010 по делу n а82-20329/2009-35 по делу о взыскании пеней за просрочку исполнения ответчиком обязательств по договору поставки товара.суд первой инстанции арбитражный суд ярославской области »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|