Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014 по делу n А29-7591/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 05 февраля 2014 года Дело № А29-7591/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2014 года. Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2014 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кононова П.И., судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В., без участия в судебном заседании представителей сторон, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отдела надзорной деятельности Княжпогостского района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.11.2013 по делу № А29-7591/2013, принятое судом в составе судьи Шишкина В.В., по заявлению федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 51 Объединения исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности № 2 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» (ОГРН 1021101067580; ИНН 1117003809) к Отделу надзорной деятельности Княжпогостского района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении, установил:
федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 51 Объединения исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности № 2 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Княжпогостского района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми, (далее - ответчик, административный орган, Отдел надзорной деятельности) от 24.09.2013 № 70 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 150 000 руб. Решением Арбитражного суда Республики Коми от 26.11.2013 указанное постановление признано незаконным и отменено в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. Не согласившись с принятым решением, Отдел надзорной деятельности, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению ответчика, освобождение Учреждения от административного наказания в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения не соответствует конкретным обстоятельствам дела; административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, является грубейшим нарушением требований пожарной безопасности и за данное нарушение не может быть объявлено устное замечание. Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов ответчика, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Заявитель приводит доводы об отсутствии его вины в совершении вменяемого административного правонарушения, поскольку проверяемые объекты построены более 40-50 лет назад с соблюдением правил пожарной безопасности, действующих в тот период. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 24.07.2013 № 144 Отделом надзорной деятельности проведена внеплановая выездная проверка в отношении Учреждения, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Емва ул. Московская, д. 15 с целью контроля исполнения предписания от 12.04.2013 № 72/1/1. В ходе проверки установлено нарушение заявителем обязательных требований пожарной безопасности при эксплуатации зданий Учреждения к эвакуационным путям, системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, предусмотренных СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» и СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования». Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 06.09.2013 № 144 (т. 1, л.д. 81). 19.09.2013 по факту указанных в акте проверки нарушений государственный инспектор Княжпогостского района по пожарному надзору без участия законного представителя Учреждения составил протокол № 111 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ (т. 1, л.д. 73). 24.09.2013 по результатам рассмотрения материалов административного дела вышеуказанным должностным лицом вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 70, согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности по части 4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150000 рублей (т. 1, л.д. 139). Не согласившись с указанным постановлением, Учреждение обратилось с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Республики Коми. Суд первой инстанции, установив в действиях заявителя состав административного правонарушения, посчитал возможным квалифицировать вменяемое правонарушение как малозначительное, в связи с чем отменил оспариваемое постановление административного органа. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6 статьи 210 АПК РФ). В силу части 2 статьи 211 АПК РФ, установив, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения. В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 3 статьи 189 и частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений. Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Из статьи 38 Закона № 69-ФЗ следует, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Исходя из статей 2.1, 26.1 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности необходим состав административного правонарушения, включающий четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону, что подлежит выяснению на основании доказательств, полученных при возбуждении дела об административном правонарушении или проведении административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ. Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ для того, чтобы сделать вывод о наличии вины юридического лица в совершении вменяемого ему административного правонарушения, необходимо установить имелась ли у него возможность для соблюдения соответствующих правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Согласно п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения. Вина юридического лица в силу требований вышеназванных норм КоАП РФ и АПК РФ должна быть установлена и доказана административным органом. Согласно оспариваемому постановлению административный орган пришел к выводу о нарушении Учреждением положений СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», введенных в действие с 01.05.2009. В данном случае апелляционный суд приходит к выводу, что административный орган не установил и не доказал событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, выразившегося в нарушении Учреждением требований пожарной безопасности, содержащихся в пунктах 4.3.3, 4.3.4, 4.4.2, 8.1.11 СП 1.13130.2009 относящихся к объемно-планировочным решениям путей эвакуации и эвакуационных выходов применительно к дате постройки проверяемых зданий, построенных до введения в действие названного Свода Правил. Кроме того Отделом надзорной деятельности не установлена техническая возможность устройства эвакуационных выходов и изменения их параметров применительно к деревянным постройкам, являющимся предметом проверки, а также не установлена и не доказана вина Учреждения с учетом принятых им до проведения проверки мер по получению дополнительного финансирования на устранение нарушений требований пожарной безопасности. В отношении вменения Учреждению нарушения положений СП 5.13130.2009 административным органом не было учтено, что в соответствии с пунктом 1.1 данный свод правил устанавливает нормы и правила проектирования автоматических установок пожаротушения и сигнализации. Согласно пункту 1.2 названного СП его действие распространяется на проектирование автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации для зданий и сооружений различного назначения. По смыслу положений ст. 2, 15, 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» проектирование, строительство, эксплуатация здания образуют самостоятельные этапы жизненного цикла здания, на каждом из которых установлены соответствующие требования безопасности, в том числе пожарной. Следовательно, лицо, эксплуатирующее здание, обязано соблюдать лишь те требования пожарной безопасности, которые установлены соответствующими нормативными правовыми актами применительно к стадии эксплуатации данного здания. В этой связи к лицу, эксплуатирующему здание, построенное в соответствии с утвержденной проектной документацией и сданное в эксплуатацию в установленном действующим законодательством порядке, не могут быть предъявлены требования в области пожарной безопасности, соблюдение которых должно обеспечиваться на стадии проектирования и строительства указанного здания. Соответственно эксплуатант здания не может нести ответственность, в том числе административную, за несоблюдение каких-либо требований пожарной безопасности на стадиях проектирования и строительства данного здания. С учетом изложенного применительно к обстоятельствам настоящего дела Учреждение, на объектах защиты, расположенных по адресу: Республика Коми, г. Емва ул. Московская д. 15, введенных в установленном порядке в эксплуатацию, не обязано соблюдать требования пожарной безопасности, предусмотренные СП 5.13130.2009. Таким образом, оспариваемое постановление 24.09.2013 № 70 в нарушение положений ст. 1.5, 2.1, 26.1 КоАП РФ не содержит доказательств виновности юридического лица в нарушении требований пожарной безопасности, содержащихся в пунктах 4.3.3, 4.3.4, 4.4.2, 8.1.11 СП 1.13130.2009, и события административного правонарушения, выразившегося в нарушении СП 5.13130.2009. Иные выводы Арбитражного суда Республики Коми не привели к принятию неправильного решения, поскольку оставшиеся нарушения требований пожарной безопасности не представляют существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере обеспечения пожарной безопасности и в их отношении применительно к конкретным обстоятельствам дела могли быть Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014 по делу n А31-5235/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|