Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.01.2014 по делу n А28-10876/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

30 января 2014 года

Дело № А28-10876/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2014 года.   

Полный текст постановления изготовлен 30 января 2014 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Малых Е.Г.,

судей Поляковой С.Г., Савельева А.Б.,

при ведении протокола судебного заседания   Комлевой Н.В.,

без участия в судебном заседании представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Представитель Министерства финансов Российской Федерации в Кировской области – Управление Федерального казначейства по Кировской области; субъекта Российской Федерации "Кировская область" в лице Департамента финансов Кировской области

решение Арбитражного суда Кировской области от 29.11.2013 по делу № А28-10876/2013, принятое судом в составе судьи Малышевой М.В.,

по иску Омутнинского районного муниципального унитарного предприятия «Омутнинское автотранспортное предприятие» (ОГРН 1024300963257; ИНН 4322000820)

к субъекту Российской Федерации "Кировская область" в лице Департамента финансов Кировской области (ОГРН 1034316505497; ИНН 4347015963), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Представитель Министерства финансов Российской Федерации в Кировской области - Управление Федерального казначейства по Кировской области (ОГРН 1024301337246; ИНН 4347015804)

о взыскании 534 688 рублей,

установил:

 

Омутнинское районное муниципальное унитарное предприятие «Омутнинское автотранспортное предприятие» (далее - истец) обратилось в  Арбитражный суд Кировской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) и субъекту Российской Федерации «Кировская область» в лице Департамента финансов Кировской области (далее - Департамент финансов) о взыскании 534 688 рублей 00 копеек убытков, возникших в результате предоставления отдельным категориям граждан в период с 01.09.2012 по 31.07.2013 года льготного проезда в транспорте общего пользования, из них: 353 372 рубля 00 копеек просит взыскать с Российской Федерации в лице Минфина Российской Федерации, 181 316 рублей 00 копеек - с субъекта Российской Федерации «Кировская область» в лице Департамента финансов Кировской области.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  истец увеличил размер исковых требований,  просил взыскать с ответчиков убытки за период с 01.09.2012 по 30.09.2013 в общей сумме 627 118 рублей, из них с Российской Федерации в лице Минфина Российской Федерации просит взыскать убытки в сумме 418 384 рублей, с субъекта Российской Федерации «Кировская область» в лице Департамента финансов Кировской области - 208 734 рубля.

Решением  Арбитражного суда Кировской области от 29.11.2013  заявленные требования удовлетворены.

Ответчики с принятым решением суда не согласны, обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.

В апелляционной жалобе Минфин РФ просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований к Минфину РФ отказать.

Заявитель жалобы указывает, что ни Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ, ни другие нормативные акты федерального уровня не содержат норм, обязывающих Российскую Федерацию предоставить льготы при осуществлении пассажирских перевозок, а также предоставляющих из федерального бюджета субвенции на исполнение подобных расходных обязательств субъектов Российской Федерации. Напротив, право предоставления таких льгот отнесено исключительно к компетенции субъектов Российской Федерации, которые сами должны финансировать соответствующие законы субъектов Российской Федерации и предоставлять субвенции муниципальным образованиям для возмещения расходов. Российская Федерация не принимала на себя расходные обязательства по установлению льгот по оплате проезда в общественном транспорте, а потому недополученные перевозчиками доходы по всем льготным билетам всех категорий граждан (вне зависимости от принадлежности к федеральному или региональному регистрам) должен возмещать субъект Российской Федерации Кировская область.

Кроме того, расчет убытков, по мнению Минфина РФ, необоснованно осуществлен истцом и принят судом без применения формулы, установленной действующим нормативным законодательством.

Департамент финансов в своей апелляционной жалобе просит отменить решение Арбитражного суда Кировской области от 29.11.2013 в части взыскания убытков с субъекта Российской Федерации и принять новый судебный акт.     Заявитель жалобы указывает, истцом расчеты произведены без применения коэффициента 0,5 для городских перевозок, предусмотренного Порядком, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 23.10.2008 № 150/430 и от 25.01.2012 № 136/24. Кроме того, Департамент финансов считает, что отношения между органами государственной  власти субъекта РФ и перевозчиками, урегулированные Постановлением от 23.10.2008 № 150/430 являются по своему содержанию административными.

Истец в отзывах на апелляционные жалобы  просит оставить решение от 29.11.2013 без изменения, жалобы без удовлетворения. Просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения  Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в соответствии с муниципальными контрактами от 14.02.2011 №  1, от 01.09.2012            № 13, от 01.10.2012 № 15, от 09.01.2013 № 2, от 01.03.2013 № 3, от 01.04.2012    № 7, от 13.05.2013 № 8, заключенными между истцом (исполнителем) и администрацией муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области (заказчиком) (договор от 14.02.2011 № 1), между истцом (исполнителем) и администрацией муниципального образования Песковское городское поселение (заказчиком) (договоры от 01.09.2012 № 13, от

01.10.2012      № 15, от 09.01.2013 № 2, от 01.03.2013 № 3, от 01.04.2013 № 7, от 13.05.2012            № 8), исполнитель обязался осуществлять пассажирские перевозки транспортом общего пользования на территории Омутнинского городского поселения по маршрутам №№ 1,2 (по договору № 1), а также пассажирские перевозки на социальном маршруте в границах пгт. Песковка (по договорам №№ 13,15,2,3,7,8).

Постановлением Правительства Кировской области от 24.10.2011 № 124/524 утвержден перечень категорий граждан, имеющих право на льготный проезд в автомобильном и электрифицированном транспорте городского сообщения и автомобильном транспорте пригородного сообщения.

Утвержденный перечень содержит категории граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится, как к ведению Российской Федерации (федеральный регистр), так и к ведению Кировской области (областной регистр).

Для указанных в перечне категорий граждан Постановлением Правительства Кировской области от 21.07.2008 № 140/268 «О льготном проезде отдельных категорий граждан, проживающих на территории Кировской области» предусмотрено право с 01.09.2012 на льготную стоимость проезда в автомобильном транспорте городского сообщения в размере 9 рублей за одну поездку при условии отсутствия в муниципальном образовании автоматизированной системы учета и оплаты проезда и 8 рублей 50 копеек в случае ее внедрения.

Автоматизированной системы учета и оплаты проезда в г. Омутнинске не имеется.

Решением Правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 31.07.2012 № 31/1 на одну поездку для граждан, не имеющих права на льготы в автомобильном транспорте городского сообщения при условии отсутствия в муниципальном образовании автоматизированной системы учета и оплаты проезда, тариф с 01.09.2012 был утвержден в размере 13 рублей.

Таким образом, разница в стоимости проезда в городском сообщении между обычным тарифом и установленным размером льготного проезда составила 4 рубля.

Постановлением Правительства Кировской области от 25.01.2012 № 136/24 утвержден Порядок предоставления из областного бюджета денежных средств на возмещение перевозчикам недополученных доходов в связи с установлением льгот по провозной плате для отдельных категорий граждан, проживающих на территории Кировской области. Данным Порядком предусмотрена ежемесячная форма отчетности перевозчика о перевозке льготных категорий граждан. Денежные средства предоставляются перевозчикам  также ежемесячно в соответствии с их отчетами, предоставляемыми в Департамент дорожного хозяйства и транспорта Кировской области.

Согласно пункту 3.2. Порядка возмещение перевозчикам недополученных доходов на пригородных перевозках осуществляется в полном объеме, а на городских перевозках (пункт 3.1.2. Порядка) при отсутствии автоматизированной системы учета и оплаты проезда перевезенных пассажиров с коэффициентом 0,5, то есть в половинном объеме от фактически понесенных.

Всего за период с 01.09.2012 по 30.09.2013 предприятием на городских перевозках было перевезено 313 559 пассажиров, имеющих право льготного проезда.

За указанный период истцу были полностью возмещены недополученные доходы на пригородных перевозках (100%), а недополученные доходы на городских перевозках были возмещены только в размере 50% (ответчиком был применен коэффициент 0,5).

По расчетам истца за период с 01.09.2012 по 30.09.2013 (по городским перевозкам) ему не возмещено всего 627 118 рублей 00 копеек, в том числе: по федеральным полномочиям - 418 384 рубля, по областным - 208 734 рубля.

Ответчиками возражений по расчетам не представлено.

В связи с неполным возмещением расходов от предоставления льгот истец обратился в суд с настоящим иском о взыскании убытков от реализации льгот.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзыва на них, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения  суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.

Вместе с тем субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации законом предписано вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» оказание мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в ней, производится как за счет средств субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов и региональных программ субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 № 802 (утратило силу 01.01.2010 в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1181) были утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых, относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 указанных правил предусмотрено предоставление трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации при условии принятия в установленном порядке нормативных правовых актов, устанавливающих расходные обязательства субъектов Российской Федерации по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта для категории граждан, оказание мер социальной поддержки которых, относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление Пленума №23) установлено, что положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, неполученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.01.2014 по делу n А28-1516/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также